Конспект урока для 8 класса "Кодирование информации с помощью знаковых систем"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Кодирование информации с помощью знаковых систем
(Тема урока)
ФИО (полностью)
Семиякин Геннадий Николаевич
Место работы
МБОУ Тюнинская СОШ им. Н.И. Рыленкова Рогнединского района Брянской области
Должность
Учитель информатики
Предмет
Информатика
Класс
8
Тема и номер урока в теме
Кодирование информации с помощью знаковых систем (Урок № 3)
Базовый учебник
Угринович Н.Д., Информатика и ИКТ 8 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009)
8. Цель урока: формировать понимание процесса обмена информацией, учить работать со знаком и образом, как носителями информации, ввести понятие формального языка.
9. Задачи:
Образовательные
- познакомить учащихся с различными видами кодирования информации;
- продолжить формирование умения кодировать и декодировать информацию;
- познакомить учащихся с таблицами перекодировки.
Развивающие
- развивать алгоритмическое мышление, память, внимательность;
- формировать познавательный интерес у учащихся;
- развивать практические навыки работы с таблицами;
- формировать умение делать выводы, обобщать;
- развивать речь учащихся.
Воспитательные
- воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе;
- формировать настойчивость в достижении поставленной цели;
- воспитывать товарищество, взаимопомощь.
Тип урока: комбинированный;
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
4
5
6
Организационный момент
Организует рабочий настрой учащихся
Настраиваются на работу
1
Проверка домашнего задания
Рассказ ученика об использовании компьютера в профессиональной деятельности человека.
4
Актуализация знаний и умений
Проводит актуализацию по вопросам: 1. Что такое информация? 2. Какие процессы называют информационными?
3. Каким образом человек получает информацию?
4. Как передаёт человек информацию?
Повторяют ранее изученный материал с опорой на демонстрируемые ЭОР.
4
Введение новой информации
С древних времен знаки используются человеком для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния.
Форма знаков. В соответствии со способом восприятия знаки можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые, причем в человеческом общении используются знаки первых трех типов.
Для долговременного хранения знаки записываются на носители информации.
Для передачи информации на большие расстояния используются знаки в форме сигналов.
Значение знаков. Знаки отображают объекты окружающего мира или понятия, т.е. имеют определенное значение (смысл).
Знаки различаются по способу связи между их формой и значением. Иконические знаки, символы.
Если неизвестно соглашение о связи формы и значения символов, то ничего нельзя сказать о смысле информации, записанной такими знаками. Существуют найденные археологами и до сих пор не расшифрованные тексты на древних языках, так как неизвестно значение знаков, которыми они записаны.
В современном мире широко применяется шифрование, которое использует секретный ключ в качестве соглашения о связи формы символов с их значениями. Если секретный ключ неизвестен, то содержание передаваемого текста понять невозможно.
В основе знаковой системы лежит набор знаков, называемый алфавитом. Эти знаки имеют определенную физическую природу.
Естественные языки. Человек широко использует для представления информации знаковые системы, которые называются языками.
В устной речи, которая используется как средство коммуникации при непосредственном общении людей, в качестве знаков языка используются различные звуки (фонемы).
Формальные языки. В процессе развития науки были разработаны формальные языки (системы счисления, язык алгебры, языки программирования и др.), отличие которых от естественных языков состоит в существовании ограниченного количества строгих правил грамматики и синтаксиса и в однозначной записи знаками смысла сообщения.
Код. Длина кода. В процессе представления информации с помощью знаковой системы производится ее кодирование. Результатом кодирования является последовательность знаков данной знаковой системы, т. е. информационный код.
Перекодирование информации из одной знаковой системы в другую. В процессе обмена информацией между людьми часто приходится переходить от одной формы представления информации к другой.
Средством перекодирования служит таблица соответствия знаковых систем (таблица перекодировки), которая устанавливает взаимно однозначное соответствие между знаками или группами знаков двух различных знаковых систем.
Необходимые определения для записи в тетради: знаковая система, код, длина кода, кодирование информации, перекодирование информации.
Учащиеся принимают участие в беседе, записывают определения в тетрадь.
15
Физпауза.
Организация проведения физкультурной паузы.
Выполняют упражнения.
2
Закрепление изученного материала
Задание: кто быстро и верно кодирует и декодирует информацию. Учащиеся получают карточки с заданием и кодировочные таблицы.
Работают с карточками
10
Разъяснение домашнего задания.
Открываем дневники, записываем домашнее задание: учебник стр. 18 – 25, §1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, придумать свой шифр и с его помощью зашифровать своё имя и фамилию.
Записывают задания в дневники и тетради.
4
Итог урока.
Рефлексия. Что нового вы узнали сегодня на уроке, как это может пригодится в дальнейшей деятельности? Чему вы научились сегодня, чем это может помочь вам в обучении.
Осознают себя в процессе своей деятельности на уроке.
5
Приложение к плану-конспекту урока
Кодирование информации с помощью знаковых систем
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
Определение кодиравания информации
Цифровые образовательные ресурсы
Видеофрагмент
2.
Задание с элементами теста
Ресурсы контроля и оценки знаний учащихся
Тест
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ