Конспект урока для 8 класса "Кодирование информации с помощью знаковых систем"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Кодирование информации с помощью знаковых систем

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Семиякин Геннадий Николаевич

Место работы

МБОУ Тюнинская СОШ им. Н.И. Рыленкова Рогнединского района Брянской области

Должность

Учитель информатики

Предмет

Информатика

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Кодирование информации с помощью знаковых систем (Урок № 3)

Базовый учебник

Угринович Н.Д., Информатика и ИКТ 8 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009)


8. Цель урока: формировать понимание процесса обмена информацией, учить работать со знаком и образом, как носителями информации, ввести понятие формального языка.

9. Задачи:

Образовательные

- познакомить учащихся с различными видами кодирования информации;

- продолжить формирование умения кодировать и декодировать информацию;

- познакомить учащихся с таблицами перекодировки.

Развивающие 

- развивать алгоритмическое мышление, память, внимательность;

- формировать познавательный интерес у учащихся;

- развивать практические навыки работы с таблицами;

- формировать умение делать выводы, обобщать;

- развивать речь учащихся.

Воспитательные 

- воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе;

- формировать настойчивость в достижении поставленной цели;

- воспитывать товарищество, взаимопомощь.


  1. Тип урока: комбинированный;

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.



Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

4

5

6

Организационный момент


Организует рабочий настрой учащихся

Настраиваются на работу

1

Проверка домашнего задания


Рассказ ученика об использовании компьютера в профессиональной деятельности человека.


4

Актуализация знаний и умений


Проводит актуализацию по вопросам: 1. Что такое информация? 2. Какие процессы называют информационными?

3. Каким образом человек получает информацию?

4. Как передаёт человек информацию?

Повторяют ранее изученный материал с опорой на демонстрируемые ЭОР.

4

Введение новой информации


С древних времен знаки используются человеком для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния.

Форма знаков. В соответствии со способом восприятия знаки можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые, причем в человеческом общении используются знаки первых трех типов.

Для долговременного хранения знаки записываются на носители информации.

Для передачи информации на большие расстояния используются знаки в форме сигналов.

Значение знаков. Знаки отображают объекты окружающего мира или понятия, т.е. имеют определенное значение (смысл).

Знаки различаются по способу связи между их формой и значением. Иконические знаки, символы.

Если неизвестно соглашение о связи формы и значения символов, то ничего нельзя сказать о смысле информации, записанной такими знаками. Существуют найденные археологами и до сих пор не расшифрованные тексты на древних языках, так как неизвестно значение знаков, которыми они записаны.

В современном мире широко применяется шифрование, которое использует секретный ключ в качестве соглашения о связи формы символов с их значениями. Если секретный ключ неизвестен, то содержание передаваемого текста понять невозможно.

В основе знаковой системы лежит набор знаков, называемый алфавитом. Эти знаки имеют определенную физическую природу.

Естественные языки. Человек широко использует для представления информации знаковые системы, которые называются языками.

В устной речи, которая используется как средство коммуникации при непосредственном общении людей, в качестве знаков языка используются различные звуки (фонемы).

Формальные языки. В процессе развития науки были разработаны формальные языки (системы счисления, язык алгебры, языки программирования и др.), отличие которых от естественных языков состоит в существовании ограниченного количества строгих правил грамматики и синтаксиса и в однозначной записи знаками смысла сообщения.

Код. Длина кода. В процессе представления информации с помощью знаковой системы производится ее кодирование. Результатом кодирования является последовательность знаков данной знаковой системы, т. е. информационный код.

Перекодирование информации из одной знаковой системы в другую. В процессе обмена информацией между людьми часто приходится переходить от одной формы представления информации к другой.

Средством перекодирования служит таблица соответствия знаковых систем (таблица перекодировки), которая устанавливает взаимно однозначное соответствие между знаками или группами знаков двух различных знаковых систем.

Необходимые определения для записи в тетради: знаковая система, код, длина кода, кодирование информации, перекодирование информации.


Учащиеся принимают участие в беседе, записывают определения в тетрадь.


15

Физпауза.


Организация проведения физкультурной паузы.

Выполняют упражнения.

2

Закрепление изученного материала


Задание: кто быстро и верно кодирует и декодирует информацию. Учащиеся получают карточки с заданием и кодировочные таблицы.

Работают с карточками

10

Разъяснение домашнего задания.


Открываем дневники, записываем домашнее задание: учебник стр. 18 – 25, §1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, придумать свой шифр и с его помощью зашифровать своё имя и фамилию.

Записывают задания в дневники и тетради.

4

Итог урока.


Рефлексия. Что нового вы узнали сегодня на уроке, как это может пригодится в дальнейшей деятельности? Чему вы научились сегодня, чем это может помочь вам в обучении.

Осознают себя в процессе своей деятельности на уроке.

5



Приложение к плану-конспекту урока

Кодирование информации с помощью знаковых систем

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Определение кодиравания информации

Цифровые образовательные ресурсы

Видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a8701b09-6fdc-46cb-8e9b-ff2876040f1a/%5BINF_026%5D_%5BAM_03%5D.swf


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/28e20301-a2ed-4304-87de-5a7794b73075/%5BINF_026%5D_%5BAM_04%5D.swf


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/afcf60d4-23f2-4216-bb17-10bd4fca4fb9/%5BINF_026%5D_%5BAM_02%5D.swf


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e3b5d602-c47f-4b80-b41e-e07df85b446c/%5BINF_026%5D_%5BAM_09%5D.swf


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/97a00c97-10e5-489c-a841-2563cbc24e25/%5BINF_026%5D_%5BAM_08%5D.swf


2.

Задание с элементами теста

Ресурсы контроля и оценки знаний учащихся

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/90e8d57a-1cad-4a6b-b444-2209d4c4dd13/%5BINF_020%5D_%5BQS_01%5D.html


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/040a568d-75c1-4ebd-945f-9f3841ffd39a/%5BINF_020%5D_%5BQS_03%5D.html


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27dc0ec5-e938-48c7-85f7-2bd2b031f899/%5BINF_020%5D_%5BQS_02%5D.html



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ