Конспект урока для 9 класса по теме «Моделирование в графической среде»
Алексеева Елена Валерьевна, учитель информатики и ИКТ МОУ «Сланцевская СОШ №3»
Конспект урока по теме «Моделирование в графической среде» 9 класс
Конспект урока для 9 класса по теме
«Моделирование в графической среде»
УМК Базовый учебник Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Цель урока:
Сформировать у учащихся понятие «графическая модель», рассмотреть виды графических моделей, научить строить геометрические модели в графической среде текстового редактора WORD.
Задачи:
Обучающая:
углубить представления учащихся о представлении информационных моделей;
познакомить учащихся с понятием графических моделей, его элементами;
закрепить приемы эффективного построения графических моделей и использования их для решения задач по предмету геометрия.
Развивающая:
обогащение и усложнение словарного запаса,
развитие внимания, мышления (анализ, сравнение, сопоставление),
активация творческого начала;
Воспитывающая:
воспитывать информационную культуру,
коммуникативность, доброжелательность, ответственность, самостоятельность;
выделять существенные признаки объектов;
анализировать объекты;
сравнивать объекты по выделенным признакам.
Аудитория: ученики 9 класса
Ход урока
Слайд 1
Здравствуйте! Сегодня мы с вами продолжим разговор о моделях и моделировании. Но сначала давайте повторим ключевые вопросы прошлого урока.
Повторение
Слайд 2
Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает:
Все стороны данного объекта;
Некоторые стороны данного объекта;
Существенные стороны данного объекта;
Несущественные стороны данного объекта.
Слайд 3.
Информационной моделью организации занятий в школе является:
Свод правил поведения учащихся;
Список класса;
Расписание уроков;
Перечень учебников.
Слайд 4.
Устное представление информационной модели называется:
графической моделью
словесной моделью
табличной моделью
логической моделью
Слайд 5.
Схема электрической цепи является:
табличной информационной моделью
иерархической информационной моделью
графической информационной моделью
словесной информационной моделью
Слайд 6.
Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте?
Материальные
Информационные
Предметные
Словесные
Слайд 7
Нарисуйте в виде графа систему, состоящую из четырех одноклассников, между которыми существуют следующие связи:
дружат: Саша и Маша, Саша и Даша, Маша и Гриша, Гриша и Саша.
Гладя на граф, ответьте на вопрос: с кем Саша может поделиться секретом, не рискуя, что он не станет известен кому-то другому?
Выполнение лабораторной работы
Слайд 8
Некоторые думают, что использование принципов моделирования началось недавно. Однако само по себе моделирование старо как мир. Оно появилось тогда, когда человечество осознало свое место в окружающем мире и стало стремиться к пониманию и изменению его. Одной из разновидностей моделей являются графические модели. Они передают внешние признаки объекта: размеры, форму, цвет. Графическая среда, является удобным инструментом для построения графических моделей.
Объект
Параметры
Действия
Рисунок или фрагмент рисунка
Размеры, пропорции, цвет, форма
Перемещение, тиражирование, редактирование, поворот, отражение, изменение размеров и пропорций
Как видно из таблицы, важнейшими характеристиками, отражаемыми в графической модели объекта, являются размеры и пропорции.
Слайд 9
История
Вся история геометрии связана с практикой построений при помощи подручных средств для измерения недоступного. В Древнем Египте, задолго до доказательства Пифагором его знаменитой теоремы, использовали треугольник со сторонами, соотносящимися как 3:4:5, для получения прямых углов в строительстве. Кстати, Пифагор был олимпийским чемпионом по кулачному бою.
Ещё в догреческий период (V век до н.э.) были известны способы деления отрезков и углов на две равные части.
Построения в графической среде и на листе бумаги отличаются, потому что графический редактор не имеет линейки, в нём нет инструментов, подобных транспортиру, в окружности не определён центр. Это всё можно сделать, используя законы геометрии.
Слайд 10
Выполнение лабораторной работы в графической среде. Откройте текстовый редактор MS WORD. Введите название работы: Лабораторная работа №1 «Моделирование объектов
с заданными геометрическими свойствами». Для того, чтобы выполнить задания необходимо вспомнить правила работы с фигурами.
Для удобства работы в графической среде необходимо включить сетку, для этого перейти на закладку меню Вид, поставить галочку у пункта Сетка.
Для того чтобы вставить фигуру на рабочее поле необходимо выполнить команду Вставка – Фигуры.
Для того, чтобы установить размеры фигуры, необходимо перейти на закладку меню Формат к пункту Размер.
Для того чтобы установить угол поворота фигуры, необходимо перейти на закладку меню Формат к пункту Повернуть – Другие параметры поворота – Поворот (установить угол поворота).
Слайд 11
Постановка задачи
Построить модели геометрических фигур с заданными свойствами.
Выполнить построения, используя законы геометрии.
Слайд 12
Формализация задачи
Геометрическая фигура характеризуется длиной сторон и углами, которые необходимо задать в виде отрезков и углов на рабочем поле графического редактора перед началом построения
Слайд 13
Разработка моделей
Модель 1.
Построить равнобедренный треугольник по заданному основанию a и высоте h по нижеприведенному алгоритму.
Задание выполняется вместе с учителем
Слайд 14
Самостоятельная работа
Модель 2. Построение равностороннего треугольника с заданной стороной.
Данный алгоритм предложил Евклид в IV веке до н.э.
Необходимо построить треугольник по алгоритму, приведённому на рисунке и доказать, что полученный треугольник действительно правильный.
Слайд 15
Самостоятельная работа
Модель 2. Построить правильный шестиугольник с заданной стороной, используя свойство правильных фигур вписываться в окружность и то, что сторона равностороннего шестиугольника равна радиусу описанной окружности.
Слайд 16
Домашнее задание:
Построить граф, чтобы найти ответ на вопрос. Отец сына профессора бьет сына отца профессора. Кто кого бьет, если сам профессор в драке не участвует?
Подведение итогов
Выставление оценок за урок
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ