Конспект урока для 7 класса «Простые таблицы»

Конспект урока для 7 класса «Простые таблицы»


Цели урока:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

  • расширить представления учащихся о знаковых информационных моделях;

  • расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, закрепить навыки создания таблиц.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, математических моделях, табличных информационных моделях;

  • систематизация полученных знаний.

Развивающие:

  • развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Воспитательные:

  • воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:

  • Ноутбуки;

  • Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);

  • Презентация 7_2.5.2 «Простые таблицы».


Основные понятия:

  • модель,

  • информационная модель,

  • знаковая информационная модель,

  • табличная информационная модель,

  • простая таблица.


Ход урока


1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала


1. Обсуждаются вопросы:

  • Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесным описанием? (Представляемая в таблицах информация наглядна, компактна и легко обозрима).

  • Любое ли словесное описание можно заменить таблицей? (Нет. Описываемые объекты должны обладать одинаковыми наборами свойств. Нельзя заменить словесное описание природного явления, например грозы, таблицей)

  • Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались на уроках в школе. (История: хронологическая таблица. Математика: таблица умножения).

  • Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались в повседневной жизни.

  • Каких правил следует придерживаться при составлении таблиц?

  • Информация каких видов размещается в графах таблицы? Можно ли там размещать графические изображения? Приведите пример.


2) Объяснение нового материала: Простые таблицы. § 2.5.2.

(Сопровождается показом презентации 7_2.5.2_ «Простые таблицы»)

Напомнить, что для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк. Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.

Объект – это то, о чем идет речь.

Класс объектов – множество объектов, объединенных какими- то общими свойствами.

Свойства – характеристики, признаки объекта.

Отметить, что условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные. Простые таблицы в свою очередь можно разделить на два типа:

Таблица ОС – это таблица, в которой рассматриваются объекты, принадлежащие одному классу.

Название класса объектов

Название свойств

Названия объектов

Значение свойств









Порядок построения таблиц ОС:

  1. Выделить объекты и свойства.

  2. Назвать класс объектов.

  3. Вписать названия объектов и их свойств.

  4. Вписать значения свойств.

Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество граф – от количества рассматриваемых свойств.

Общий вид таблиц типа ОС (объекты-свойства):

Имя класса объектов

Имя свойства 1

Имя свойства 2

Имя объекта 1




Имя объекта 2

Значение свойства объекта





Таблица 1 «Домашняя библиотека»

АВТОР

НАЗВАНИЕ

ГОД ИЗДАНИЯ

ЖАНР

А. Пушкин

«Сказка о царе Салтане»

1985

Поэтическая сказка

А. Беляев

«Человек - амфибия»

1990

Фантастика

Л. Толстой

«Война и мир»

1972

Трагедия

  1. В таблице идет речь о классе объектов – о книгах домашней библиотеки

  2. Свойства – автор, название, год издания, жанр



Таблица 2. Города Золотого кольца России

Город

Год основания

Основатель

Достопримечательность

Владимир

1108

Князь Владимир Мономах

Церковь Покрова на Нерли

Суздаль

1024

?

Кремль

Кострома

1152

Князь Юрий Долгорукий

Ипатьев Троицкий монастырь

Переславль –

Залесский

Князь Юрий Долгорукий

Плещеево озеро

Гусь -Хрустальный

1756

Орловский купец Аким Мальцов

Первая в России хрустальная фабрика

  1. Объект – город

  2. Свойства – год основания, основатель, достопримечательность.


Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то ее можно «повернуть набок» - строки превратить в графы, а графы – в строки:


Таблица 3. Города Золотого кольца России

Характеристика города

Название города

Владимир

Кострома

Переславль-Залесский

Гусь-Хрустальный

Год основания

1108

1152

1152

1756

Основатель

Князь Владимир Мономах

Князь Юрий Долгорукий

Князь Юрий Долгорукий

Орловский купец Аким Мальцов

Достопримечательность 1

Церковь покрова на Нерли

Ипатьев Троицкий Монастырь

Горицкий монастырь

Гусевский хрустальный завод

Достопримечательность 2

Дмитровский собор

Торговые ряды

Плещеево озеро

Музей хрусталя имени Мальцовых

Достопримечательность 3

Золотые ворота

Памятник Ивану Сусанину

Синий камень

Озеро на речке Гусь

Расстояние от Москвы, км

96

326

127

251

Таблицы типа ООО: «объекты – объекты - один»


Таблица ООО – это таблица, которая описывает пары объектов и только одно свойство.


Название класса первых объектов

Название класса вторых объектов

Название вторых объектов

Название первых объектов

Значение свойств


Порядок построения таблиц ООО:

  1. Выделить объекты и свойства.

  2. Назвать класс первых и вторых объектов.

  3. Вписать названия первых и вторых объектов.

  4. Вписать значения свойств в ячейки.

Таблица типа «объекты – объекты – один» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

В этой таблице заголовок имеет сложную (двухъярусную) структуру.


Общий вид таблиц типа ООО «объекты –объекты - один»:




Имя первого класса объектов

Имя второго класса объектов

Имя 1-го объекта второго класса

Имя 2-го объекта второго класса

 …

Имя 1-го объекта первого класса



 

Имя 2-го объекта первого класса

Значение свойства пары объектов


 


Таблица 4 «Годовые оценки»



ФАМИЛИЯ

ПРЕДМЕТ

Русский язык

Литература

Математика

Иванов Петя

4

5

4

Петров Андрей

4

4

3

Сидоров Иван

5

5

4


  1. Класс первых объектов – ученики (фамилии).

  2. Класс вторых объектов – предмет.

  3. Первые объекты – Иванов Петя, Петров Андрей, Сидоров Ваня, Андреев Коля.

  4. Вторые объекты – русский язык, литература, математика.

  5. Свойства – оценки.



Таблица типа ООО может быть «повернута на бок» - строки превращены в графы, а графы – в строки:

Таблица 5. «Годовые оценки»



ПРЕДМЕТ

ФАМИЛИЯ

Иванов Петя

Петров Андрей

Сидоров Иван

Русский язык

4

4

5

Литература

5

4

5

Математика

4

3

4



3) Физкультминутка.

  • Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

  • Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

  • Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.

  • Продолжительность 1-2 минуты.

(Проводится электронная физкультминутка для глаз.)


4) Практическая работа.


В практической части урока ученики закрепляют навыки построения таблиц. При выполнении задания №3. Таблица типа ОС. Золотое кольцо России работы №6 они вынуждены искать необходимую информацию в нескольких имеющихся таблицах. При наличии времени ученики выполняют задание №4. Таблица типа ООО. Прогноз успеваемости.


5) Домашнее задание


§ 2.5 (стр. 60 - 64); Ответы на вопросы №№ 7, 8, 9 (стр. 70)


6) Рефлексия

У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:

  • Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.

  • Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

  • Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.


Литература

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 229 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..

  2. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ