Конспект урока для 7 класса «Словесные информационные модели»


Конспект урока для 7 класса «Словесные информационные модели»



Цели урока:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

  • дополнить и обобщить представления учащихся о словесных информационных моделях.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, словесных информационных моделях; систематизация полученных знаний.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей, логического мышления учащихся, памяти, внимательности; исследовательских умений и навыков; навыков индивидуальной практической деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание самостоятельности при выполнении заданий, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа, работа в парах.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:

  • Ноутбуки;

  • Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);

  • Презентация 7_2.3 «Словесные информационные модели».


Основные понятия:

  • модель,

  • информационная модель,

  • натурная модель,

  • моделирование.


Ход урока


1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала


Ученики отвечают на вопросы УЧ: §2.2 №№ 1, 2, 3с.49.


1.Приведите пример информационной модели:

а) ученика вашего класса;

б) игрока баскетбольной команды;

в) пациента ветеринарной лечебницы;

г) квартиры жилого дома;

д) книги в библиотеке;

е) кассеты (диска) с звукозаписью (видеозаписью);

ж) города.

2.Придумайте пример информационной модели, образными элементами которой являются муляжи фруктов и цветов.


3.Назовите объекты, модели которых приведены на рисунках 2.5 -2.7.



Рис. 2.5



Рис. 2.6


Рис. 2.7


Назовите образные и знаковые элементы каждой модели. Для каждой модели поясните, смысл каких знаков нужно знать, чтобы получить информацию с помощью этой модели.


2) Объяснение нового материала: Словесные информационные модели. § 2.3.

(Сопровождается показом презентации 7_2.3_Словесные информационные модели»)


Рассматриваются словесные информационные модели как подмножество знаковых информационных моделей.

Важно обратить внимание ребят на то, что словесные описания весьма разнообразны, они могут быть выполнены в разных стилях. Прежде всего, различают разговорный и книжный стили. Книжный стиль имеет следующие разновидности: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Научный стиль используется для передачи точной научной информации. Наиболее важными качествами научного стиля являются логичность и четкость изложения. В текстах научного стиля присутствует большое количество слов-профессионализмов.

Художественный стиль – это стиль художественных произведений. Его основное назначение – воздействовать на читателя или слушателя с помощью образных средств языка (сравнений, метафор, эпитетов и др.)

Далее следует рассмотреть четыре первых примера, приведенных в параграфе 2.3 учебника. После этого следует сделать вывод о том, что работа со словесными информационными моделями (историческими, биологическими, географическими, художественными и иными текстами-описаниями) требует вдумчивого отношения к прочитанному и анализа.


3) Физкультминутка.

  • Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

  • Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

  • Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.

  • Продолжительность 1-2 минуты.


4) Практическая работа.


Идея анализа текста проходит через практическую работу, задание 4 «Анализ текста. Крылатые выражения» работы 4 компьютерного практикума. Предварительно с учениками следует обсудить сам «алгоритм Цицерона». Для этого вывести на большой экран цепочку вопросов и провести во фронтальном режиме его совместный анализ.


Алгоритм Цицерона для выражения «Авгиевы конюшни»


Кто

Геракл

Что

конюшни

Где

Элида

Чем

водами реки

Зачем

очистить

Как

направил через конюшню

Когда

в греческой мифологии


Можно организовать парную работу по выполнению этого задания: каждая пара учеников получает задание совместно проанализировать конкретный текст и оформить результаты анализа на компьютере. Полученные результаты ученики зачитывают классу.

Второй вариант работы связан с выполнением задания 5 «Пятистрочник (сиквейн)».

Ученикам предлагается ознакомиться с достаточно оригинальной формой словесного описания – пятистрочником. Обсуждение формы и пример сиквейна организовываются во фронтальном режиме.

Пример написания пятистрочника (сиквейна)


Форма

Содержание

1

Одно слово — существительное

Вулкан

2

Два слова — прилагательные

Красный, горячий

3

Три слова — глаголы

Извергается, пылает, спасаются

4

Четыре слова (четыре отдельных слова, два словосочетания или предложение)

Страх, катастрофа, гибель, опасность

5

Одно слово-синоним

Ад


Затем ученики составляют пятистрочник (сиквейн) для одного из объектов: «система», «компьютер», «информация» на компьютере. Полученные результаты по желанию учеников можно представить на всеобщее обсуждение.



5) Домашнее задание

1) Пословицы, поговорки, крылатые выражения являются своеобразными моделями, которые мы используем в речи для придания ей образности и эмоциональности. Прочитайте истории возникновения поговорок и опишите современные ситуации, моделями которых они служат.


Поговорка

История возникновения

В какой ситуации употребляется (моделью какой ситуации служит)

Как пить дать

По обычаю древних славян никто ни при каких обстоятельствах не имел

права отказать человеку

в воде.


Как с гуся

вода

У водоплавающих птиц

оперение покрыто особой

жирной смазкой, которую выделяет железа на спине около хвоста. Поэтому вода не смачивает перья, а

быстро и беспрепятственно

скатывается с них.


Косая сажень

в плечах

«Косая сажень» —

расстояние от подошвы

ноги до концов пальцев

вытянутой вверх

противоположной руки

взрослого мужчины.



2) §2.9 (стр.49-54). Ответы на вопросы стр. 54 устно.



Литература

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 229 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..

  2. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.


Материал размещен на сайтах: http://videouroki.net; http://jgk.ucoz.ru, http://www.it-n.ru, http://www.uchportal.ru.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ