Конспект урока для 7 класса «Словесные информационные модели»
Конспект урока для 7 класса «Словесные информационные модели»
Цели урока:
систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
дополнить и обобщить представления учащихся о словесных информационных моделях.
Задачи:
Образовательные:
закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, словесных информационных моделях; систематизация полученных знаний.
Развивающие:
развитие творческих способностей, логического мышления учащихся, памяти, внимательности; исследовательских умений и навыков; навыков индивидуальной практической деятельности.
Воспитательные:
воспитание самостоятельности при выполнении заданий, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.
Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа, работа в парах.
Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование:
Ноутбуки;
Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
Презентация 7_2.3 «Словесные информационные модели».
Основные понятия:
модель,
информационная модель,
натурная модель,
моделирование.
Ход урока
1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала
Ученики отвечают на вопросы УЧ: §2.2 №№ 1, 2, 3с.49.
1.Приведите пример информационной модели:
а) ученика вашего класса;
б) игрока баскетбольной команды;
в) пациента ветеринарной лечебницы;
г) квартиры жилого дома;
д) книги в библиотеке;
е) кассеты (диска) с звукозаписью (видеозаписью);
ж) города.
2.Придумайте пример информационной модели, образными элементами которой являются муляжи фруктов и цветов.
3.Назовите объекты, модели которых приведены на рисунках 2.5 -2.7.
Рис. 2.5
Рис. 2.6
Рис. 2.7
Назовите образные и знаковые элементы каждой модели. Для каждой модели поясните, смысл каких знаков нужно знать, чтобы получить информацию с помощью этой модели.
2) Объяснение нового материала: Словесные информационные модели. § 2.3.
(Сопровождается показом презентации 7_2.3_Словесные информационные модели»)
Рассматриваются словесные информационные модели как подмножество знаковых информационных моделей.
Важно обратить внимание ребят на то, что словесные описания весьма разнообразны, они могут быть выполнены в разных стилях. Прежде всего, различают разговорный и книжный стили. Книжный стиль имеет следующие разновидности: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
Научный стиль используется для передачи точной научной информации. Наиболее важными качествами научного стиля являются логичность и четкость изложения. В текстах научного стиля присутствует большое количество слов-профессионализмов.
Художественный стиль – это стиль художественных произведений. Его основное назначение – воздействовать на читателя или слушателя с помощью образных средств языка (сравнений, метафор, эпитетов и др.)
Далее следует рассмотреть четыре первых примера, приведенных в параграфе 2.3 учебника. После этого следует сделать вывод о том, что работа со словесными информационными моделями (историческими, биологическими, географическими, художественными и иными текстами-описаниями) требует вдумчивого отношения к прочитанному и анализа.
3) Физкультминутка.
Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
Продолжительность 1-2 минуты.
4) Практическая работа.
Идея анализа текста проходит через практическую работу, задание 4 «Анализ текста. Крылатые выражения» работы 4 компьютерного практикума. Предварительно с учениками следует обсудить сам «алгоритм Цицерона». Для этого вывести на большой экран цепочку вопросов и провести во фронтальном режиме его совместный анализ.
Алгоритм Цицерона для выражения «Авгиевы конюшни»
-
Кто
Геракл
Что
конюшни
Где
Элида
Чем
водами реки
Зачем
очистить
Как
направил через конюшню
Когда
в греческой мифологии
Можно организовать парную работу по выполнению этого задания: каждая пара учеников получает задание совместно проанализировать конкретный текст и оформить результаты анализа на компьютере. Полученные результаты ученики зачитывают классу.
Второй вариант работы связан с выполнением задания 5 «Пятистрочник (сиквейн)».
Ученикам предлагается ознакомиться с достаточно оригинальной формой словесного описания – пятистрочником. Обсуждение формы и пример сиквейна организовываются во фронтальном режиме.
Пример написания пятистрочника (сиквейна)
-
№
Форма
Содержание
1
Одно слово — существительное
Вулкан
2
Два слова — прилагательные
Красный, горячий
3
Три слова — глаголы
Извергается, пылает, спасаются
4
Четыре слова (четыре отдельных слова, два словосочетания или предложение)
Страх, катастрофа, гибель, опасность
5
Одно слово-синоним
Ад
Затем ученики составляют пятистрочник (сиквейн) для одного из объектов: «система», «компьютер», «информация» на компьютере. Полученные результаты по желанию учеников можно представить на всеобщее обсуждение.
5) Домашнее задание
1) Пословицы, поговорки, крылатые выражения являются своеобразными моделями, которые мы используем в речи для придания ей образности и эмоциональности. Прочитайте истории возникновения поговорок и опишите современные ситуации, моделями которых они служат.
Поговорка
История возникновения
В какой ситуации употребляется (моделью какой ситуации служит)
Как пить дать
По обычаю древних славян никто ни при каких обстоятельствах не имел
права отказать человеку
в воде.
Как с гуся
вода
У водоплавающих птиц
оперение покрыто особой
жирной смазкой, которую выделяет железа на спине около хвоста. Поэтому вода не смачивает перья, а
быстро и беспрепятственно
скатывается с них.
Косая сажень
в плечах
«Косая сажень» —
расстояние от подошвы
ноги до концов пальцев
вытянутой вверх
противоположной руки
взрослого мужчины.
2) §2.9 (стр.49-54). Ответы на вопросы стр. 54 устно.
Литература
Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 229 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..
Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
Материал размещен на сайтах: http://videouroki.net; http://jgk.ucoz.ru, http://www.it-n.ru, http://www.uchportal.ru.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ