Конспект урока информатики для 5 класса на тему "Хранение информации"
Панюшкина Н.В. Хранение информации
Авторы, разработчики:
Панюшкина Наталья Владимировна
Предмет
Информатика и ИКТ
Класс
5 классы
Тип урока
комбинированный
Технология построения урока
проблемно-диалогическая
Тема
Хранение информации
Цель
создание условий для овладения обучающимися знаниями о хранении информации, носителе информации, файле, папке; для формирования УУД обучающихся
Основные термины, понятия
Информация, действия с информацией, хранение информации, память человечества, память человека, оперативная и долговременная память, носитель информации, файл, папка
Планируемый результат
Предметные результаты
- иметь общие представления о хранении информации как
информационном процессе;
- иметь представления о многообразии носителей
информации;
- иметь представление о понятиях "носитель", "файл", "папка ", правилах именования фалов
- уметь создавать и сохранять файлы в личной папке
Метапредметные результаты
– понимание единой сущности процесса хранения
информации человеком и технической системой;
- основы ИКТ-компетентности;
- умения работы с файлами;
-умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве;
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке; поиск информации в предложенных источниках; работать по плану, инструкции; отличать верно выполненное задание от неверного;
самоконтроль; взаимоконтроль
Познавательные УУД:
поиск лишнего; находить ответы на вопросы в тексте; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения, осуществлять анализ учебного материала
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
проводить классификацию, указывая на основание классификации;
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные результаты
– понимание значения хранения информации для жизни
человека и человечества;
- интерес к изучению информатики;
- определение правил работы в группах, подведение итогов урока.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная
Учебник, компьютер, источники Интернет, проектор
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Дидактические задачи
Организационный
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и умений
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).
Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока
Открытие нового знания
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
Применение новых знаний
(компьютерный практикум)
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
Технология изучения
Этапы урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других
Приветствие детей, проверка готовности к уроку
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.
Актуализация опорных знаний
Предметные:
- знать действия с информацией, отличие оперативной и долговременной памяти, основные понятия прошлых уроков
Метапредметные (УУД):
познавательные:
- выполнять анализ; сопоставление;
регулятивные:
- осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- Давайте вспомним, какую тему мы изучали на предыдущем уроке
С какими основные понятиями мы познакомились?
На экране проектора включена презентация со слайда №1. Задание
Необходимо установить соответствие между терминами и их описанием (термины: жесткий диск, клавиатура, аппаратное обеспечение, программное обеспечение, прикладные программы, операционная система, рабочий стол, информация, окно).
(индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой)
Переход в презентации на слайд 2-3 – критерии оценивания и ответы
- Давайте вспомним, какие действия человек постоянно совершает с информацией?
Можно ли информацию потерять? Приведите примеры
Управление компьютером
Программное обеспечение, прикладные программы, рабочий стол, значки, окно, меню, диалоговое окно
Устанавливают соответствие (число, соответствующее номеру понятия и рядом буква, соответствующая описанию)
обучающиеся обмениваются работами и оценивают их, результат фиксируют в индивидуальных листах)
Получение, передача, хранение и обработка
Ответы учеников могут быть самыми разнообразными.
Например, потерять ту или иную информацию может отдельный человек, потерявший свою записную книжку.
Человечество потеряло информацию о многих рукотворных объектах, которые благодаря
этому считаются сейчас загадками (например, огромные каменные статуи на побережье
острова Пасхи в виде человеческой головы; загадки цивилизации майя и пр.).
Целеполагание и мотивация
Личностные УУД: определять правила работы в группах
Метапредметные
познавательные:
- выполнять анализ; обобщение; проводить классификацию, указывая на основание классификации;
регулятивные:
- осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
Что нужно делать для того, чтобы информация не терялась?
Совместно с учащимися формулируется тема урока
Чтобы сформулировать цель урока, дается задание в группе (по 4 человека), проблемная ситуация
Распределить понятия на группы и дать название каждой из получившихся групп
(раздаю детям конверты с небольшими листочками, на которых напечатаны носители информации, устройства компьютера (ввода и вывода информации), имена файлов)
Слайд
Энциклопедия, клавиатура, рецепт.doc, расписание.txt, справочник, пергамент, принтер, мышь, сканер, школа.jpg , записная книжка, мышь, урок.avi
Дается подсказка
-Где на компьютере хранятся данные и программы?
. Что такое файл?
О чем говорит имя файла расписание.txt?
Может ли файл иметь имя Привет!.doc?
Что нового мы должны узнать?
Совместно с учащимися формулируется цель урока
Сохранять
Хранение информации
Обсуждение и работа в группах
Дают название группе устройств ввода и вывода информации, пока не могут назвать группу Носители информации, файлы
Если у обучающихся правильное распределение на группы и даны названия устройствам ввода и вывода, то в индивидуальном листе они за данное задание ставят себе 5, если есть 2-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок – «3», больше 5 ошибок – «2»
В файлах
Ответы детей
?
?
Цель нашего урока:
Узнать, как называется объект для хранения информации? Что такое файл, что означает имя файла, правила именования файлов
Открытие нового знания
Открытие нового знания
Регулятивные УУД:
поиск информации в предложенных источниках; работать по плану, инструкции; отличать верно выполненное задание от неверного;
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте; представлять информацию в виде опорного конспекта
Предложить детям самим дать ответы на вопросы:
- Какими свойствами обладает память человека?
- Чем отличается память человека от памяти человечества?
- Чем отличается оперативная память от внешней?
- Приведите примеры внешней памяти?
Подвожу к определению носителя информации (можно потрогать руками – значит материальный).
- Попробуйте дать определение носителя информации
- Программы и данные хранятся на диске в виде файлов. Содержимым файла может быть ведомость, произвольный текст, программа, таблица, рисунок и т.д.
Вас зовут Маша, Саша, Даша (так назвали вас родители). У вас есть фамилия, которая к вам переходит от родителей. А какие имена можно давать файлам? Из чего состоит имя файла? Какие существуют типы файлов?
Сейчас вам предстоит это выяснить.
Для работы нам понадобится ручка, задание на листах и компьютер.
Информацию мы будем искать в сети Интернет, а также проводить собственное исследование (приглашаю сесть за ПК).
На жестком или гибком дисках может находиться множество файлов. Чтобы избежать путаницы, каждый файл получает имя и размещается в определенной папке.
Дают ответы на вопросы
Работают с опорными конспектами, заполняют пропуски, результат показывают учителю, ставят отметки в индивидуальный лист
Фамилия, имя __________________________________
Опорный конспект
Откройте любой браузер (Opera, Firefox, Internet Explorer) и введите в строку Адреса
следующий адрес https://sites.google.com/site/schoolnur
2.Найдите и запишите определение файла
Файл – это ______________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Имя файла состоит из 2 частей:
1)______________________________________________________
2) ______________________________________________________
3. Заполните таблицу:
-
Тип файла
Расширение
com, exe
txt, doc
bmp, jpg
wav, mp3
avi, mpeg
4. Закройте окно браузера.
5. Проведите эксперимент и заполните таблицу, показывающую, какие символы
нельзя использовать в имени файла. Для этого:
Создайте в личной папке файл: щелчок правой кнопкой мыши/создать
/текстовый документ.
Попробуйте переименовывать файл, используя в имени файла символы,
предложенные в таблице.
Поставьте напротив символа « - »,если его нельзя использовать в имени файла
« + » - если можно.
!
;
?
-
|
,
“
%
*
+
\
<
№
:
(
/
>
пробел
Обведите в кружок символы, которые нельзя использовать в имени файла.
Первичная проверка понимания
Предметные
- иметь общие представления о хранении информации как
информационном процессе;
- иметь представления о многообразии носителей
информации;
- иметь представление о понятиях "носитель", "файл", "папка ", правилах именования фалов
Регулятивные УУД:
- самоконтроль; взаимоконтроль
- отличать верно выполненное задание от неверного (поиск ошибок);
Познавательные УУД:
проводить классификацию, указывая на основание классификации;
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других;
Задание в паре: распределите файлы по группам и дайте имена каждой группе – папке. Объясните, по какому признаку объединяли в группы.
Роза.txt
огурец.bmp
берёза.doc
сосна.doc
помидор.txt
нарцисс.bmp
тополь.txt
яблоко.txt
ель.txt
тюльпан.txt
Киви. jpg
апельсин.bmp
клен.bmp
баклажан.txt
лимон.bmp
ромашка.jpg
Самопроверка (ответы и критерии - на доске). Показываю 2 способа классификации.
Ребята встают рядом с партой, поднимают правую руку, если называю устройство ввода, левую – устройство вывода, обе – носитель информации, приседают, если элементы рабочего стола. Можно использовать следующие элементы:
клавиатура;
значок;
принтер;
бумага;
часы;
монитор;
плоттер;
панель задач;
Flash-карта;
справочник;
лазерный диск;
Фронтальная работа
На слайде в презентации представлены файлы, имена некоторых содержат ошибки. Найдите ошибки.
Самопроверка
Физкульминутка
Ответы обучающихся
Компьютерный практикум
Предметные
- уметь создавать и сохранять файлы в личной папке
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
Выполнение практической работы «Создаем и сохраняем файлы» (Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.).
Выполните задание. По завершению покажите учителю и сохраните файл в своей папке.
учитель оценивает работы детей.
Самостоятельно выполняют практическую работу на компьютере.
По завершению показывают учителю и ставят отметку в индивидуальный лист.
Рефлексия учебной деятельности
Личностные УУД: подведение итогов урока
.
Регулятивные УУД:
самоконтроль
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
- Что вы узнали сегодня на уроке, чему научились? Что для этого было нужно?
Предлагаю поставить детям среднюю оценку за урок в индивидуальных оценочных листах и выполнить рефлексию. Собираю. В конце урока ставлю оценки за урок.
ставят себе общую оценку за урок, выполняют рефлексию
Фамилия, имя
Задание
Отметка
Индивидуальная работа
«Установить соответствие…»
Работа в группе
Распределение понятий на группы
Исследовательская работа
Составление опорного конспекта
Работа в паре
Распределение файлов по папкам
Компьютерный практикум
«Создаем и сохраняем файлы»
ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК
Понравилось на уроке?
Если на уроке было трудное задание, то напиши, какое?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ