Конспект урока на тему "Алгоритмы. Закрепление пройденного материала"

Тема: Алгоритмы. Закрепление пройденного материала.

Урок-путешествие

Цели: закрепить знания учащихся об основных алгоритмических структурах: линейные, с ветвлением, с циклом, с ветвлением и циклом; совершенствовать умение составлять алгоритмы разных видов; развивать логическое мышление, творческое воображение, фантазию; способствовать развитию речи; воспитывать нравственные качества, культуру работы в коллективе.

Оборудование: учебник «Информатика в играх и задачах», бутылка с запиской, карта, мяч, маркер, магнитный или пластилиновый якорь, наглядный материал, таблички, «волшебные листья», осьминожки.

Ход урока

Перед уроком парты ставятся таким образом, чтобы впереди было свободное место.

I «Отправляемся в море»

-Ребята, сегодня утром я нашла в классе странную бутылку. (Бутылка интересной формы, заметно, что внутри записка.) Посмотрим, что там?

Учитель (достает записку, читает) «Отправился в путешествие. Попал в шторм. Где я? Помогите, Боб»

- Как вы думаете, что случилось с Бобом? (дети выдвигают гипотезу о том, что с Бобом произошло.)

- Конечно, мы должны помочь Бобу, а это значит, мы отправляемся в путешествие по морю.

Учитель демонстрирует карту.

- Это, ребята, морская карта, она поможет нам. Маркером будем отмечать наш путь.

- Вперед, к приключениям.

II «Путешествуем по карте»

1) О с т р о в О б е з ь я н

Составление линейного алгоритма

- Самый первый остров на карте - остров Обезьян. Поплывем туда.

Мы смешные обезьянки

Любим бегать и скакать

С нами в мячик поиграйте-

Мы поможем путь узнать.

- Обезьянки укажут нам путь, если мы выполним задание: игра в мяч.

Учитель вызывает к доске несколько учащихся.

- Нужно составить алгоритм «Войди в дом»

- Вы называете 1 действие алгоритма и бросаете мяч следующему игроку. Последний говорит конец.

Начало

Достань ключ

Вставь в замок

Поверни 2 раза

Толкни дверь

Войди

Закрой дверь

Конец

Обезьянки говорят, что Боб поплыл к Бухте Водяного

2) Б у х т а в о д я н о г о

Исполнение алгоритма, записанного условными знаками.

Прослушивание песенки из мультфильма «Летучий корабль» (я водяной, я водяной…)

Я просил прислать мне друга,

Что прислали? Не пойму!

Что за шифр такой ребята?

Разгадать я не могу.

- Поможем водяному, а он скажет, где Боб.

- Как вы думаете, что прислали водяному? (Алгоритм, записанный условными знаками.)

Записан на альбомном листе.

Выполним его (один учащийся читает, остальные выполняют в «Черепашке»

- Какого же друга прислали водяному? (Щенка)

Что нужно знать, чтобы выполнить это задание? (Условные знаки.)



























































































































- Следующий пункт «Скала русалок»

3) С к а л а р у с а л о к

Определение вида алгоритма по схеме

На этой скале живут русалки. Они знают очень много, но вот с алгоритмами просто беда. В морской школе им задали разложить схемы алгоритмов с ветвлениями и циклами. Только показать это нужно очень тихо, чтоб не услышал Водяной.

Мы, русалки, загадали

То. Что сами не узнали.

Где тут цикл, а где ветвленье?

Знают дети, без сомненья.

Молча зарисуйте нам,

Путь дальнейший скажем вам.

- На рабочем столе откройте документ со своими именами. Если на схеме, нарисованной в нем, - ветвление, вы рисуете в своем документе круг; если же цикл, то квадрат. Игра заканчивается, когда разгаданы все схемы













4) В о д о в о р о т о с ь м и н о г а

Составление алгоритма с ветвлением

- Дальше, ребята, наш путь лежит к водовороту Осьминога

- Ребятки. Этот осьминог не может угадать, кто из этих малышей его сын.

У меня случилось горе –

Сын мой убежал из дома.

Вот четыре осьминожка,

Кто из них мой милый крошка?

- Все осьминожки в мешке. Мы должны составить алгоритм нахождения нужного осьминожка.

Все признаки написаны на доске.

Семь щупалец.

Есть шляпка.

Улыбается.

- Как будем действовать?

- Составим алгоритм (участвуют 8 человек)

Учитель раздает детям таблички:

1

Достать осьминожка

-й ученик 2-й ученик


3-й ученик

Сосчитать щупальца

Найти шляпку

4-й ученик


5

Посмотреть, есть ли улыбка

-й ученик


6

Отпустить

-й ученик 7-й ученик



8-й ученик


- Составим алгоритм вместе:

- Кто стоит первым? Вторым? Третьим? И т.д. Кто у нас условие?

- Сколько вариантов ответа? (2, поэтому ученики с командами «Конец» и «отпустить» берут за руки ученика – «условие»

- Осьминог на радостях сказал, что точно видел Боба на острове затонувших кораблей. И дал подарок – листья лилии.

5) О с т р о в з а т о н у в ш и х к о р а б л е й

- Но оказывается, на остров попасть не так-то просто: вокруг мель и корабль не пройдет.

- Хорошо, что осьминог дал нам волшебные листья лилии. Они не тонут в воде.

-Кто пойдет на остров за Бобом?

Участвуют 4 учащихся.

2 ученика становятся на расстоянии 3 м. от доски. Учитель дает им по 2 листа. Их задача добраться до доски (коснуться)

- Только помните, что наступать можно только на лист.

- Как действовать нашим смельчакам? (Положить один лист, встать на него, положить впереди другой лист, перепрыгнуть на него, взять первый и т.д.)

- В это время два других ученика составляют эту схему алгоритма в текстовом редакторе.

- Какие действия в нем?

- Когда цикл завершится?

- Когда путь закончен.

II Итог

- А вот и наш Боб!

- Какие испытания нам пришлось пройти?

- какие алгоритмы мы составляли?

Домашнее задание.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ