Конспект урока по информатике и ИКТ в 10 классе "Логические выражения и таблицы истинности"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №70 г. Липецка
Конспект урока по информатике и ИКТ
в 10 классе
«Логические выражения и таблицы истинности»
подготовила
учитель информатики и ИКТ
Иванова Юлия Михайловна
Липецк 2014
Тема: Логические выражения и таблицы истинности (слайд 1)
УМК «Информатика и ИКТ», основная школа, 10-11 классы, автор Н.Д. Угринович
Цели: (слайд 2)
образовательная: изучение основных понятий, таких как логическая переменная, логическое высказывание, таблица истинности, алгоритм построения таблицы истинности;
развивающая: сформировать навыки построения таблиц истинности;
воспитательная: воспитать познавательный интерес к предмету, сформировать такие качества как усидчивость, аккуратность, внимательность.
Тип урока: изучение нового материала.
Характеристика контингента обучающихся: 10 класс.
Уровень изучения дисциплины: базовый.
Время урока: 45 минут.
Методы обучения: словесный, практический, наглядный.
Форма обучения: групповая
ТСО: компьютер, учебники, раздаточный материал, интерактивная доска, презентация к уроку.
План урока
I. Организационное начало урока 2 минуты
II. Проверка домашнего задания 8 минут
III. Сообщение темы урока 1 минут
IV. Изучение нового материала 15 минут
V. Закрепление изученного материала 13 минут
VI. Подведение итогов 2 минуты
VII. Выставление оценок 1 минута
VIII. Домашнее задание 2 минуты
IX. Организационное окончание урока 1 минута
Ход урока
I. Организационное начало урока
- Здравствуйте!
- Все готовы к уроку? Кто отсутствует?
II. Проверка домашнего задания
1) Что такое логика?
(Логика – это наука, изучающая формы и способы мышления. Основными формами мышления являются понятие, высказывание и умозаключение)
2) Какие существуют основные формы мышления?
(Формы мышления: понятие – форма мышления, фиксирующая основные, существенные признаки объекта; высказывание - форма мышления, в которой что-то утверждается или отрицается о свойствах реальных предметов и отношениях между ними. Высказывание может истинно или ложно; умозаключение – форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение)
3) Может ли быть высказывание выражено в форме вопросительного предложения?
(Высказывания выражаются повествовательными предложениями. Высказывание не может быть выражено повелительным или вопросительным предложением, оценка истинности или ложности, которых, невозможна. Высказывания могут выражаться с помощью математических, физических, химических и прочих знаков. Из двух числовых выражений можно составить высказывания, соединив их знаками равенства или неравенства)
4) Какие бывают высказывания?
(Простые высказывания в алгебре логики обозначаются заглавными латинскими буквами:
А = {Аристотель - основоположник логики}
В = {На яблонях растут бананы}.
Составные высказывания на естественном языке образуются с помощью союзов, которые в алгебре высказываний заменяются на логические операции. )
5) Как определяется истинность или ложность простого высказывания? Составного высказывания?
(Истинным будет высказывание, в которым связь понятий правильно отражает свойства и отношения реальных вещей. Ложным высказывание будет в том случае, когда оно не соответствует реальной действительности)
6) Назовите основные логические операции?
конъюнкция (логическое умножение) – составное высказывание, образованное в результате операции логического умножения, истинно тогда и только тогда, когда истинны все входящие в него составные высказывания
дизъюнкция (логическое сложение) - составное высказывание, образованное в результате операции логического сложения, истинно тогда, когда истинно хотя бы одно из входящих в него простых высказываний
инверсия (логическое отрицание) – делает истинное высказывание ложным, а ложное – истинным.
импликация (логическое следование) - это логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум простым высказываниям составное высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда условие (первое высказывание) истинно, а следствие (второе высказывание) ложно.
эквивалентность (равнозначность) – это логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум простым высказываниям составное высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания одновременно истинны или одновременно ложны.
III. Сообщение темы урока
- На сегодняшнем уроке мы будем изучать новую тему, запишите у себя в тетрадях: «Логические выражения и таблицы истинности».
IV. Изучение нового материала
(слайд 2) Каждое составное высказывание можно выразить в виде формулы (логического выражения), в которую входят логические переменные, обозначающие высказывания, и знаки логических операций, обозначающие логические функции.
(слайд 3) Прежде, чем перейти к построению таблиц истинности, скажите, чему равны следующие логические выражения
Задание №1. Найдите значения логических выражений:
а) ((1 ˅ 0) ˅1) ˅1;
б) (0&1)&1;
в) ((1 ˅0)&(1&1))&(0 ˅1);
г) ((1&1) ˅ 0)&(0 ˅ 1).
Задание №2. Даны два простых высказывания:
А = {2 • 2 = 4}, В = {2 • 2 = 5}. Какие из данных составных высказываний истинны?
а) не В;
б) A ˅ В;
в) А & В.
- Теперь запишите
(слайд 4) Таблицу, показывающую, какие значения принимает составное высказывание при всех сочетаниях (наборах) значений входящих в него простых высказываний, называют таблицей истинности составного высказывания.
- Следующее, что вы должны записать и выучить, это алгоритм построения таблиц истинности.
(слайд 5) Алгоритм построения таблиц истинности:
Подсчитать количество переменных n в логическом выражении;
Определить число строк в таблице, которое равно m=2n;
Подсчитать количество логических операций в логическом выражении и определить количество столбцов в таблице, которое равно количеству переменных плюс количество операций;
Ввести названия столбцов таблицы в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов;
Заполнить столбцы входных переменных наборами значений;
Провести заполнение таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной в п.4 последовательностью.
Рассмотрим пример (слайд 6)
Определить истинность логического выражения
F(А, В) = А٨(¬А۷B) .
1. В выражении две переменные А и В (n=2).
2. mстрок=2n , m=22=4 строки.
3. В формуле 3 логические операции.
4. Расставляем порядок действий
1) ¬А; 2) (¬А۷В) 3) F(A, B)=А٨(¬А۷B)
5. Кстолбцов=n+3=2+3=5 столбцов.
(слайд 7) Получим следующую таблицу истинности:
-
А
В
¬А
¬А۷В
F
0
0
1
1
0
0
1
1
1
0
1
0
0
0
0
1
1
0
1
1
V. Закрепление изученного материала
(слайд 8) Для того, чтобы вы лучше усвоили новый материал, решим несколько практических заданий
Задание №1. Построить таблицы истинности логических выражений
а) F= A˅B ˄ ØC
б) F= Ø(С˄А)˄ Ø (С˄В)
в) F=(А˄В)˅ ØС
VI. Подведение итогов
- На этом уроке мы изучили новую тему: «Логические выражения и таблицы истинности», выполнили практическое задание. Теперь скажите, что нового вы узнали на уроке?
1) Что такое таблица истинности?
2) Как построить таблицу истинности?
VII. Выставление оценок
- На этом уроке все справились с заданием, поэтому получат хорошие оценки.
VIII. Домашнее задание (слайд 9)
Гл.3, п.3.3
Задания на карточках по вариантам (Приложение)
IX. Организационное окончание урока (слайд 10)
- Урок окончен.
- До свидания!
Список использованной литературы
1. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010. – 289с.
2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 212с
4. Угринович Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н. Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 394с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://school-collektion.edu/ru - «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
2. http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов»
3. http://www.ed.gov.ru - Сайт Рособразования
4. http://www.school.edu.ru - Российский образовательный портал
5. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
6. http://www.metod-kopilka.ru/ - методическая копилка учителя информатики
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ