Конспект урока по Информатике "Перевод чисел в десятичную систему счисления" 8 класс

Корнеева Ирина Михайловна

Урок информатики и ИКТ для учащихся 8 класса по теме «Перевод чисел в десятичную систему счисления»


Учитель: Корнеева И.М.

Предмет: Информатика и ИКТ

Тема урока: «Перевод чисел в десятичную систему счисления»

Класс: 8

Единица содержания: алгоритм перевода чисел в десятичную систему счисления


Цели:

обучающий аспект:

  • повторить основные понятия по теме «Система Счисления»;

  • освоить знания о системах счисления;

  • формировать навыки перевода чисел в десятичную систему счисления из любой другой;

  • уметь применять алгоритма перевода чисел в десятичную систему счисления;

развивающий аспект:

  • развивать аналитическое мышление при выполнении заданий, операции сравнения в позиционных системах счисления;

  • развивать умения выделять главное и обобщать информацию при выведении алгоритма перевода;

  • развивать смысловые функции речи при освоении новой темы;

  • развивать интерес к предмету;

воспитывающий аспект:

  • воспитать собранность, аккуратность и усердия при выполнении заданий;

  • развивать желания достичь успеха на уроке;

  • формировать уважительное отношения к мнению другого и умение работать в группе;

  • воспитывать ценностное отношение к информационной культуре.


Тип урока: урок изучения новых знаний.


Этапы урока:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,

  • усвоение новых знаний и способов действий,

  • первичная проверка понимания,

  • подведение итогов урока на рефлексивной основе.


Граница знания – незнания


Учащиеся знают и умеют

Не знают

  • что такое система счисления;

  • виды системы счисления

  • непозиционную систему счисления,

  • умеют переводить из римской системы счисления в десятичную.

  • что позиционные системы счисления могут быть разные;

  • алгоритм перевода из любой системы счисления в десятичную.



План урока


Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности

Задачи этапа: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний.

Формы работы: фронтальная

Методы: репродуктивный.

Оборудование: тетради, проектор, презентация в PowerPoint.

Деятельность учителя

Деятельность ученика, предполагаемые ответы на вопросы

  1. Мы с вами начали изучение темы «Системы счисления».

Давайте вспомним, что такое система счисления и виды систем счисления, не позиционная и позиционная системы счисления (слайд1)







Закрепим умение переводить в непозиционных системах счисления на примере – римской.

Предлагается зрительная опора в виде слайда 2.



Какие недостатки у непозиционной системы счисления вы можете назвать?

Почему же мы не используем римскую систему счисления? Что мы не можем сделать в римской системе счисления?

После обсуждения сформулировали три основных недостатка римской системы счисления.(слайд 3)

Система счисления - способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.

Виды систем счисления - непозиционная и позиционная.

Непозиционная - от положения цифр в записи числа не зависит величина, которую она обозначает, а позиционная - от положения цифр в записи числа зависит величина, которую она обозначает.






Переводят в своих тетрадях


Ответ: 1967






В ней нельзя складывать.

Большие числа будут длинными.

Этап усвоение новых знаний и способов действий

Задачи этапа: формировать знания о позиционной системе счисления и навыки перевода из любой системы счисления в десятичную.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: тетради, проектор, презентация в PowerPoint.

Деятельность учителя

Деятельность ученика, предполагаемые ответы на вопросы

Эпиграф Пьер Симон Лапласа (слайд7)













Алфавит - это множество символов.


Основание – это количество различных символов.

Каждая позиционная система счисления имеет определённый алфавит и основание.

Что является алфавитом и основанием c.c.?

Рассмотрим на примере десятичного числа 37810. (слайд8)

3– пять единиц.

7 – пять десятков.

8 – 5 сотен.

Позиция цифры в числе называется разрядом.

В десятичной с.с. цифра, находящаяся в крайней справа позиции (разряде), обозначает количество единиц, цифра, смещённая на одну позицию влево, - количество десятков, ещё левее – сотен, затем тысяч и так далее.

Число 378 записано в привычной для нас свёрнутой форме.

Развёрнутая форма записи числа 378 в десятичной с.с. будет выглядеть следующим образом:

37810 = 3*100 + 7*10 + 8*1 = 3*102+7*101 + 8*100.


Предлагается другое числ106210 для представления его в развернутой форме.

А затем рассматриваются числа четверичной и восьмеричной с.с., которые по аналогии с десятичной представляются в развернутой форме. (слайд 9)

Представление чисел в развернутой форме – это уже представление в десятичной с.с., а выполнив вычисления, получаем число 10 с.с.


Предлагается учащимся объединиться в группу и сформулировать шаги перевода из любой с.с. в десятичную.


Учитель дополняет алгоритм на доске.

Раздается алгоритм перевода для вклеивания в тетрадь.

Выполняется перевод числа 106210

в развернутой форме.


Учащиеся приводят примеры чисел четверичной и восьмеричной с.с. и затем выполняют их на доске.






Работая в группе, учащиеся сформулировали шаги перевода из любой с.с. в десятичную.


Один из учеников около доски аргументировано объясняет результат работы группы.

Сравнивая и проговаривая каждый шаг, получаем алгоритм.

Этап первичной проверки понимания

Задачи этапа: уметь применить алгоритм при решении учебных заданий; оценить работу каждого ученика.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная

Метод: продуктивный

Оборудование: тетради, карточки с заданием, проектор, презентация в PowerPoint.

Раздается задание для самостоятельного выполнения на карточках.

Перевести в десятичную систему счисления:

  1. 1012 =

  2. 10223=

  3. 2415=

(слайд 10)


Обобщение: Алгоритм может применяться для перевода чисел любой с.с. в десятичную.

Учащиеся выполняют задание в своих тетрадях.

По окончании работы – контроль и самоконтроль знаний (слайд 10)

Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе

Задачи этапа: умение применить алгоритм для решения задач ГИА и ЕГЭ по информатике.

Форма работы: частично-индивидуальная

Метод: продуктивный

Оборудование: рабочие тетради, проектор, презентация в PowerPoint.

Эти сведения помогут вам выполнить задания ГИА, ЕГЭ и на олимпиадах по информатике (слайд 11 и 12):


  1. В некоторой системе счисления число 2310 выглядит как 35. Определите основание новой системы счисления.

  2. Один мальчик так написал о себе:
    «У меня 24 пальца, на каждой руке по 5, а на ногах 12». Как это могло быть?

Учащиеся решают индивидуально задачи.

Один из учеников около доски аргументировано объясняет свой ответ.

Контроль и самоконтроль знаний.


Оценка выставляется за:


  • работу на этапе повторения (1 балл);

  • работу в тетради и около доски на этапе усвоения новых знаний и способов действий (1 балл);

  • выполнение заданий на этапе первичной проверки (1 балл);

  • дополнительная оценка за решение нестандартных задачи.


Самоанализ урока


Место урока в изучаемой теме: второй урок по теме «Системы счисления»


Единица содержания: алгоритм перевода чисел в десятичную систему счисления.

Единица содержания связана с целью урока, учебным материалом, продумана в ходе подготовки к уроку в виде презентации, она называлась и обсуждалась на уроке.

Цели урока:

обучающий аспект:

  • повторить основные понятия по теме «Система Счисления»

  • освоить знаний о системах счисления;

  • формировать навыки перевода чисел в десятичную систему счисления из любой другой;

  • уметь применять алгоритма перевода чисел в десятичную систему счисления;

развивающий аспект:

  • развивать аналитическое мышление при выполнении заданий, операции сравнения в позиционных системах счисления;

  • развивать умения выделять главное и обобщать информацию при выведении алгоритма перевода;

  • развивать смысловые функции речи при освоении новой темы;

  • развивать интерес к предмету;

воспитывающий аспект:

  • воспитать собранность, аккуратность и усердия при выполнении заданий;

  • развивать желания достичь успеха на уроке;

  • формировать уважительное отношения к мнению другого и умение работать в группе;

  • воспитывать ценностное отношение к информационной культуре.


Тип урока: Урок изучение новых знаний

Этапы урока:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,

  • усвоение новых знаний и способов действий,

  • первичная проверка понимания,

  • подведение итогов урока на рефлексивной основе.


Cсодержание учебного материала (Сум).

Учебным материалом на уроке были: общие сведения о системе счисления, определение системы счисления, алфавит и основание систем счисления, виды систем счисления, учебные задания.

Материал подобран с учетом поставленной цели, работы с мотивацией, интересом учащихся.


Граница знания – незнания


Учащиеся знают и умеют

Не знают

  • что такое система счисления;

  • виды системы счисления

  • непозиционную систему счисления,

  • умеют переводить из римской системы счисления в десятичную.

  • что позиционные системы счисления могут быть разные;

  • алгоритм перевода из любой системы счисления в десятичную.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ