Конспект урока по Информатике "Программное обеспечение компьютера. Файл и файловая система"
Программное обеспечение компьютера. Файл и файловая система
Цель урока: познакомить учащихся с программным принципом работы компьютера, видами программного обеспечения, файловой структурой
Задачи:
обучающие
проверить усвоение темы «Аппаратное обеспечение компьютера»;
ввести понятие программного обеспечения компьютера;
дать представление о видах программного обеспечения;
ввести понятие файла;
познакомить с иерархической системой организации данных на внешних носителях;
развивающие
показать возможность применения изучаемого материала в практической жизни;
развивать умения анализировать, систематизировать и делать выводы;
воспитательные
воспитывать уважительное отношение к русскому языку на основе разъяснения научных информационных терминов.
Тип урока Формирование новых знаний и умений
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование персональные компьютеры, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
Актуализация знаний учащихся, полученных ими по теме «Основные компоненты компьютера и их функции», проверка домашнего задания
(Учитель проверяет знания учащихся, изученного материала на прошлом уроке, используя тренажер «Архитектура фон Неймана»)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fcd154a7-b565-49b9-8b78-d8a8009556c9/9_45.swf
(Учащиеся расставляют подписи к основным устройствам компьютера, используя тренажер на компьютерах, один учащийся выполняет задание на интерактивной доске)
Из каких двух видов обеспечения состоит компьютер? (Аппаратного и программного)
Что такое аппаратное обеспечение компьютера? (Устройства компьютера, железо)
Устройства компьютера мы изучили на предыдущем уроке, цель нашего урока познакомиться с программным принципом работы компьютера, для этого мы рассмотрим виды программного обеспечения, познакомимся с понятиями файл, папка, изучим файловую систему операционной системы Windows», тема сегодняшнего занятия «Программное обеспечение» (Ученики записывают тему в тетрадь)
Формирование новых знаний:
Программное обеспечение
Учитель вводит понятие программного обеспечения, знакомит с видами программного обеспечения, рассказывая материал лекции, демонстрирует слайды, на которых показаны виды программного обеспечения и детально разбирает каждый
Структура программного обеспечения
Прикладное программное обеспечение (При изучении прикладного и системного программного обеспечения учащиеся знакомятся с основными видами прикладных и системных программ, а также подбирают примеры прикладных программ, с которыми они знакомы)
Системное программное обеспечение
В операционной системе под объектом понимают почти все, с чем работает система.
В Windows не существует определения объекта, как в геометрии нет определения точки. Мы можем говорить только о том, что понимается под объектом в ОС.
Объектами ОС являются – папка и файл.
Папка – (в данном случае мы говорит про виртуальную) – это контейнер, в котором содержатся другие объекты.
Такие папки-«контейнеры», которые содержат другие объекты, называются вложенными.
– Мы часто пользуемся библиотеками.
Структуру, по которым мы ищем книги в библиотеке вы знаете.
Например,
раздел творчества А.С.Пушкина. Чтобы удобнее было найти нужное нам произведение выбираем стеллаж: поэмы, стихи или сказки.
– Дальше на нужном нам стеллаже ищем заданное произведение.
– Каждое произведение в библиотеке имеет свое уникальное свойство.
– Какое? (название, автор, издательство, год издания, количество страниц и т.д.)
– И эти свойства уникальны.
– Но мы говорим об виртуальных объектах, которые потрогать руками нельзя. Каждая книга в нашей «виртуальной» библиотеке называется – файлом.
Что такое файл?
Файл – это поименованная область на диске, предназначенная для хранения информации.
Файлом может быть программа, данные и т.д.
Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой.
Учитель дает определение файла, вводит понятие имени и расширения файла
Учитель просит на интерактивной доске подчеркнуть правильно составленные имена файлов
Для того, чтобы правильно задать имя файла, существуют следующие правила:
1. Имя файла и папки может содержать как русские, так и латинские буквы:
Например: О царе Султане или mama
2. Различные символы, кроме: / \ : ? < > «»
3. Имя файла может состоять из нескольких слов:
Например: Я вам пишу
4. Количество символов вместе с пробелами -- 255
Все файлы имеют уникальное имя, в которое входит адрес, дату создания, размер и тип
Типы файлов
Какие типы файлов вам известны?
Посмотрим, какие существуют типы файлов:
Закрепление знаний:
Определи тип файла
– На каждом носителе информации (на гибком, жестком или лазерных дисках, на флеш-картах и т.д.) может хранится огромное количество информации: графическая, текстовая, числовая, видео, программы.
– Порядок хранения файлов определяется используемой файловой системой.
Понятие каталога, файловой структуры Файловая структура
Файловая система – порядок размещения файлов на диске.
– Можно выделить виды структуры:
Одноуровневая – для небольшого количества файлов, когда каталог представляет собой линейную последовательность имен файлов.
Многоуровневая – хранение огромного количества файлов, программ. Это система вложенных папок
– На слайде представлена многоуровневая файловая система, состоящая из … уровней:
1 уровень – …
2 уровень – …
3 уровень – …
Что вы можете сказать об этой файловой системе?
Какие объекты входят в эту систему? Назовите их.
Какие типы файлов?
Сколько уровней в этой файловой системе? Назовите.
– Ранее Вам была дана файловая система.
– А сейчас попробуйте сами нарисовать у себя в тетради систему. (Один ученик у доски, остальные работают в тетрадях)
Создайте папку со своей фамилией (Фамилия ученика);
В своей папке создайте папку Мебель;
В папке Мебель создайте папки: Офисная, Для дома;
В папке Офисная создайте две папки: Кресло и тумбочка;
В каждой папке создайте по два документа: текстовый документ и документ Microsoft Word с названием мебели;
В папке Для дома создайте 2 папки;
В каждой папке создайте: точечный рисунок и документ Microsoft Word с названием мебели;
Проверьте свой результат с тем, что создано на доске.
– Исправьте ошибки, если таковые имеются.
– Сколько уровней в этой файловой системе? Назовите.
Файловая структура диска
Учитель вводит понятие каталога, корневого каталога, пути к файлу, просит записать путь к различным файлам, отображенным на слайде
III. Формирование практических навыков
Задания по вариантам
Вариант №1
– Вы, ученик, Иванов. Перед вами электронный журнал с оценками. Проставьте свои предполагаемые оценки за каждый предмет, но так, чтобы оценки были разного файлового типа.
– Определите, сколько уровней имеет ваша файловая система и объясните, почему?
Вариант № 2
– Укажите правильно написанные имена файлов.
– Объясните, почему вы так думаете?
– К какому типу относится каждый из предложенных вам файлов?
– Приведите свои примеры имена файлов разных типов (не менее 5)
Как составить план?. txt
Журнал Burda.bmp
Журнал «Компьютер Пресс».doc
Это моя папка
2*2
Расход/ Доход.doc
Вариант № 3
– Сколько уровней в данной системе?
– Укажите полный путь к файлу компьютерные вирусы.
– Укажи, к какому типу относится каждый из предложенных файлов?
– Создайте свою файловую систему, состоящую из 3 уровней на любую тему.
Вариант № 4
– Какие из представленных знаков являются на Рабочем столе обязательными, а какие необязательными?
– Что это за объекты?
– Обозначенным цифрами объекты дайте пояснение о назначении
Вариант №5
Создайте папку со своей фамилией (Фамилия ученика);
В своей папке создайте папку Водоемы;
В папке Водоемы создайте 2 папки: Озера, Реки;
В папке Озера создайте две папки: Рыбы и Растения;
В папке Рыбы создайте окунь.txt и щука.bmp;
В папке Растения создайте рогоз.bmp;
В папке Реки создайте две папки: Земноводные и Животные;
В папке Земноводные создайте тритон.bmp;
В папке Животные создайте бобры.txt и выдры.txt
– Сколько уровней в этой файловой системе?
– Назовите объекты каждого уровня:
1 уровень:____________________________
2 уровень: ____________________________
3 уровень: ____________________________
4 уровень: ____________________________
5 уровень: ____________________________
6 уровень: ____________________________
Вариант № 6. Создайте файловую систему по сказке
Создайте Сказку.
В ней создайте два объекта: Доброе Королевство и Злое Королевство.
В Добром Королевстве создайте 2 текстовых документа Королевич и Белоснежка.
В Злом Королевстве создайте точечный рисунок Кощей
В злом королевстве построил Кощей папку Башню.
А Добром Королевстве отважный Королевич построил Хижину
Вернулись Королевич и Белоснежка в Доброе Королевство и зажили счастливо.
V. Итог урока
Учитель задает вопросы:
Что нового узнали на уроке?
Какие виды программного обеспечения вы знаете
Что такое файл
Что такое папка?
Из каких частей состоит полное имя файла?
На что указывает расширение файла?
Учитель предлагает нескольким учащимся поочередно подойти к интерактивной доске и подчеркнуть файл с нужным расширение
Рефлексия:
Определите для себя, какой материал вам показался на уроке очень сложным, какой вы уже знали и вам было легко.
Спасибо за урок.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ