Конспект урока по Информатике "Разработка плана действий и его запись" 5 класс

Тема: Разработка плана действий и его запись

Тип урока: комбинированный

Цели урока: дать представление о разработке плана действий как одном из возможных результатов решения ин­формационной задачи; показать некоторые формы записи плана дейст­вий.

Задачи урока:

образовательные: познакомить учащихся с правилами разработки плана действий посредством решения логических задач.

развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи за счет решения логических задач.

воспитательные: воспитание толерантности; воспитание коммуникативных свойств учащихся посредством работы в коллективе.

Используемое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Методы обучения и воспитания: объяснительно-иллюстративный (беседа, демонстрация презентации), практический (упражнения).

Ход урока:

I. Орг.момент. Приветствие учащихся. (1 мин) Здравствуйте, ребята, садитесь, рада вас приветствовать сегодня на уроке! Итак, тема сегодняшнего урока: «Разработка плана действий и его запись».

II. Проверка домашнего задания.

Вам необходимо было решить задачу №9.Давайте проверим решение этой задачи. Каким способом вы ее решали? (Табличным способом.)


II. Актуализация знаний.
-Скажите, пожалуйста, что вы изменяли при решении этой задачи форму или содержание информации? Почему? (Содержание информации).

- Что вы понимаете под понятием «план действий»? (последовательность выполнения алгоритма)

-Ребята, скажите, пожалуйста, что такое входная информация? (Имеющаяся информация).

-А что понимают под понятием «выходная информация»? (При обработке имеющейся информации мы получаем новую информацию, т.е. выходную.)

-Приведите примеры, когда мы получаем из входной информации выходную.

Молодцы, разобрались с понятиями и сумели привести примеры!

III. Мотивационный этап.

Кто – нибудь может ответить на вопрос: с какой целью используют азбуку Морзе? (Используют для знакового кодирования и передачи сигнала на большие расстояния.) Т.е. мы кодируем алфавит, для передачи сигнала SOS также используют азбуку Морзе. Во многих фильмах герои в поисках сокровищ пытаются расшифровать информацию. И сегодня на уроке мы будем расшифровывать задания с целью получения хорошей оценки.

IV. Физ.минутка. (2 мин.)

Давайте отдохнем и выполним упражнения для глаз: можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.

V. Изучение нового материала.

Сейчас вам необходимо решить задачу, внимательно прочитайте и отгадайте какое правило задумал Петя. Даю вам 2 минуты, затем вместе разбираем.

Задача 1. Петя и Коля играют в следующую игру: Петя задумывает правило преобразования текстовой информации. Коля может сообщить Пете любые тексты и узнавать результаты преобразования. Вопросы Коли и ответы Пети в этой игре: а б; мама нбнб; весна гётоб.

Решение: анализ первой пары «а б» позволяет предположить, что Петя каждую букву в исходном тексте заменяет на следующую по алфавиту. Проверим наше предположение на второй и третьей парах. Теперь можно сформулировать правило преобразования информации: каждая буква в исходном тексте заменяется на следующую по алфавиту.

В результате решения этой задачи мы установили правило преобразования входной информации в выходную.

Во многих информационных задачах требуется установить правила преобразования входных данных в выходные, разработать план действий, обеспечивающий нужный результат. Сейчас мы рассмотрим еще один пример:

Задача 2. На берегу реки стоит крестьянин с лодкой, а рядом с ним – волк, коза, капуста. Крестьянин должен переправиться сам и перевезти волка, козу и капусту на другой берег. Однако в лодку кроме крестьянина помещается либо только волк, либо только коза, либо только капуста. Оставлять волка с козой либо козу с капустой без присмотра нельзя – волк может съесть козу, а коза – капусту. Как должен вести себя крестьянин?

Решение: В условии задачи говорится о крестьянине, капусте, козе и волке, стрелкой обозначим направление переправ. Запишем план переплавы по пунктам:

  1. Крестьянин, коза

  2. Крестьянин

  3. Крестьянин, капуста

  4. Крестьянин, коза

  5. Крестьянин, волк

  6. Крестьянин

  7. Крестьянин, коза

А теперь представим решение в более наглядной форме – в виде таблицы:

Шаг

На этом берегу

Кто в лодке

Куда

На том берегу

1

Волк, коза, капуста

Крестьянин, коза


Коза, крестьянин

2

Волк, капуста

Крестьянин


Коза

3

Волк

Крестьянин, капуста


Крестьянин, капуста, коза

4

Волк

Крестьянин, коза


Капуста

5

Коза

Крестьянин, волк


Крестьянин, капуста, волк

6

Коза

Крестьянин


Капуста, волк

7


-

Крестьянин, коза


Крестьянин, коза, капуста, волк


Таким образом, план действий можно записать в виде таблиц или схемы.

VI. Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний.

Некий » чёрный ящик « настраивается на одну из восьми программ преобразования числовой или текстовой информации. Проанализировав приведенные ниже протоколы испытаний, определите вид информации и правило ее преобразования.

Вход

1

2

урок

5

10

11

Выход

0

Д

Не могу

п

д

?


Вход

осень

72

45

645

24

2000

Выход

Не могу

Д

д

т

д

?


Вход

15

карась

слон

скворец

паук

сом

Выход

Не могу

Р

з

п

н

?


VII. Подведение итогов. - Итак, ребята, чему мы сегодня научились на уроке? В виде чего можно записать план действий? Хорошо! Откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 62, (3, 4, 5, 6,8) - определите вид информации и правило ее преобразования. Выставление оценок.

Критерии оценивания учащихся:

1.Активность учащихся на уроке;

2.Решение практической работы;

3. Дисциплинированность.

VIII. Рефлексия. (1 мин.)

-Ребята понравился ли вам урок? (Чем?)

- Была ли ваша работа сегодня продуктивной? (Почему?)

Спасибо за активную работу на уроке, желаю вам всего хорошего, до свидания!






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ