Конспект урока по информатике в 8 классе по теме: «Назначение и устройство компьютера»
Конспект урока
по информатике в 8 классе
по теме:
«Назначение и устройство компьютера»
Автор разработки: Абайдуллина Д.Р.
учитель информатики
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс 8
Тема урока: Назначение и устройство компьютера (продолжительность урока 45 минут)
Тип урока: Изучение нового материала.
Использованные технологии: информационные и компьютерные технологии, личностно-ориентированная, исследовательская, дифференцированное и индивидуальное обучение;
Краткая аннотация урока:
Проведенный урок – первый при изучении темы «Компьютер». Урок состоит из четырех этапов: организационный момент, объяснение нового материала, закрепление материала, итоги урока. Для облегчения процесса восприятия информации учащимися урок сопровождается электронной презентацией (созданной мной), используются цифровые образовательные ресурсы Семакина И. Г. – автора учебника, по которому ведется обучение. Повышению познавательной активности учащихся на этапе закрепления материала способствует использование компьютерного тренажера. Правильность выполнения задания проверяется на интерактивной доске. Учащиеся имеют возможность проверить и закрепить свои знания по теме с помощью интерактивного теста. Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет оптимально организовать самостоятельную работу учащихся, индивидуализировать работу, у детей есть возможность найти и исправить свои ошибки.
Цели урока:
Образовательная: расширить представления учащихся о компьютере и его назначении, познакомить с принципиальной схемой устройства и работы компьютера;
Развивающая: развитие познавательных интересов к предмету, внимания, мышления, памяти, формирование навыков работы с цифровыми образовательными ресурсами;
Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, аккуратности, дисциплинированности;
Задачи:
познакомить учащихся с функциональным назначением компьютера, архитектурой персонального компьютера;
заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств компьютера;
Формы организации работы:
Лекция с элементами дискуссии;
Самостоятельная работа учащихся за компьютером;
Технические средства обучения:
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
плакат;
компьютерная презентация (MS PowerPoint);
тест (Internet Explorer);
Средства обучения:
Семакин: учебник Информатика, 8 класс, ЦОР
Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
Аналогия между компьютером и человеком;
Информационный обмен в компьютере;
Принципы фон – Неймана;
Структура персонального компьютера;
Программа-тренажер "Устройство компьютера-1";
Тест «Как устроен компьютер»;
План – конспект урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Использованные ЦОР
1. Организационный момент
Приветствие учеников. Проверка готовности учащихся к уроку.
Слайд 1
Какое слово зашифровано в ребусе?
Слайд 2
Объявление цели урока:
С точки зрения информатики компьютер это не только устройство для работы с информацией, но и объект изучения. Сегодня вы познакомитесь с назначением компьютера, его устройством и принципами работы.
Слайд 3
Откройте тетради, запишите дату и тему урока «Назначение и устройство компьютера».
Приветствие учителя.
Разгадывают ребус.
Записывают дату и тему урока.
Объяснение нового материала.
Закрепление материала
Слайд 4
Ответим на вопрос, для чего человек создал компьютер?
С давних времен люди стремились облегчить свой труд, прежде всего физический. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Проблема физического труда была решена после изобретения колеса и рычага. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией.
Слайд 5
Итак, компьютер – универсальное техническое средство для работы с информацией.
Слайд 6
Идеи многих своих изобретений человек «подглядел» в природе. В XV веке великий ученый Леонардо да Винчи изучал строение тел птиц и использовал полученные знания для конструирования летательных аппаратов.
Слайд 7
Русский ученый Н. Е. Жуковский также исследовал механизм полета птиц. Результаты этих исследований используются при расчетах конструкций самолетов.
Слайд 8
Ребята, как вы думаете, есть ли в природе прототип компьютера?
Сам человек – является прототипом компьютера.
Слайд 9
Рассмотрим аналогию между компьютером и человеком.
У человека есть органы чувств, с помощью которых он воспринимает информацию – у компьютера есть устройства ввода информации. У человека есть мозг, в котором он хранит информацию – у компьютера есть устройства хранения информации. С помощью мозга человек может мыслить, обрабатывать информацию – у компьютера есть процессор – устройство обработки информации. Через речь, жесты, письмо человек может передавать информацию – у компьютера есть устройства вывода информации.
Слайд 10
Человек информацию может принимать, хранить, обрабатывать, передавать. То же самое с информаций может делать компьютер
Компьютер похож на человека интеллектуальными возможностями.
Компьютер – модель человека, работающего с информацией.
Слайд 11
Попробуйте ответить на вопрос: чем отличается компьютер от человека?
Главное отличие компьютера от человека – человек умеет мыслить, может принимать решения, компьютер – исполнитель программ, созданных человеком.. Работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями. Ум компьютера – ум человека, реализованный в программе.
Слайд 12
И человек и компьютер работают с информацией. Для человека информация – знания. Для компьютера информация – данные и программы
Слайд 13
Рассмотрим схему информационного обмена в компьютере. Объясните, как происходит информационный обмен в компьютере?
В ходе работы компьютера информация через устройства ввода попадает в память; процессор извлекает из памяти информацию, работает с ней (обрабатывает) и возвращает результаты обработки в память, полученные результаты через устройства вывода сообщаются человеку.
Слайд 14
Основные принципы устройства и работы ЭВМ были сформулированы американским ученым Джоном фон Нейманом в 1946 году. Эти принципы во многом сохранились и в современных компьютерах
Слайд 15
Рассмотрим схему ЭВМ фон Неймана. ЭВМ включает в свой состав три основных узла: процессор, память, устройства ввода и вывода. Все узлы компьютера выполняют определенную работу с информацией.
Слайд 16
Джон фон Нейман также сформулировал основные принципы работы ЭВМ.
Слайд 17
Что собой представляет компьютер? Реализован ли он как цельный объект?
Персональный компьютер – это комплекс взаимосвязанных устройств.
Слайд 18
Компьютер в своем составе имеет базовую конфигурацию – основные части и дополнительные части. Базовая конфигурация компьютера - минимальный комплект аппаратных средств, достаточный для начала работы с компьютером.
Перечислите основные части компьютера.
Слайд 19
Системный блок - это самая важная часть компьютера, «сердце машины».
Слайд 20
Внутри системного блока размещаются:
Материнская плата
Процессор – «мозг машины»
Оперативная память
Видеоплата
Звуковая плата
Жесткий диск
Дисководы
Слайд 21
Функция монитора – устройство вывода информации на экран.
Слайд 22
Функция клавиатуры – устройство ввода текстовой информации.
Слайд 23
Функция мыши – устройство управления курсором.
Слайд 24
Перечислите дополнительные части компьютера.
Функция принтера - устройство вывода информации на бумагу.
Функция сканера – устройство ввода информации в компьютер.
Слайд 25
Акустическая система:
функция колонок, наушников - устройство вывода звуковой информации
функция микрофона - устройство ввода звуковой информации
Слайд 26
Итак, компьютер включает в себя устройства, выполняющие функции мыслящего человека:
устройства ввода;
устройства запоминания — память;
устройство обработки — процессор;
устройства вывода
Физпауза
Просмотр видеосюжета «Компьютер и его устройство» (из УМК «Мир информатики»)
Слайд 27
Устройство современных компьютеров основано на магистрально-модульном принципе построения.
Слайд 28
Составные части компьютера называются его модулями. Модули взаимодействуют между собой через информационную магистраль.
Слайд 29
Процессор через магистраль связывается с другими устройствами. Каждое устройство компьютера получает свой номер, который выполняет роль адреса этого устройства. У каждого устройства есть свой контроллер, который управляет работой этого устройства.
Сегодня на уроке вы узнали много нового об устройстве компьютера, закрепить полученные знания нам поможет программа – тренажер «Устройство компьютера». Вам нужно расставить подписи к основным устройствам компьютера в соответствии с принципами архитектуры фон-Неймана и проверить правильность. Если не получится, не расстраивайтесь, а повторите еще раз.
Проверку задания осуществляем на интерактивной доске.
Молодцы! Все справились с заданием!
А теперь проверьте себя, выполнив тест по сегодняшней теме урока. Учащиеся самостоятельно выполняют тест, показывают свои результаты учителю.
Слайд 30
Ребята! Что нового вы узнали сегодня на уроке?
В чем назначение компьютера? Какую роль он играет в жизни человека? Как устроен компьютер?
Учащиеся дают свои варианты ответов.
Дети записывают.
Учащиеся дают свои варианты ответов.
Изучают слайд презентации:
«Аналогия между компьютером и человеком» и слушают учителя.
Учащиеся дают свои варианты ответов.
Ответ ученика.
Изображают в тетради схему:
«Информационный обмен в компьютере»
Изображают в тетради схему:
«Схема ЭВМ фон Неймана»
Ответ ученика.
Ответы учеников.
Ответы учеников.
Изображают в тетради схему:
«Устройства компьютера»
Учащиеся работают в программе- тренажере, расставляют подписи к основным устройствам компьютера
Один ученик выполняет задание на интерактивной доске
Учащиеся выполняют задание, показывают результаты выполнения учителю. (разрешить заблокированное содержимое)
Дети отвечают на вопросы.
Аналогия между компьютером и человеком.
Информационный обмен в компьютере
УМК «Мир информатики»
Структура персонального компьютера
Тренажер «Устройство компьютера» (открыть из папки)
Итоги урока
(Подвести итоги, какие оценки получены, кто работал активнее).
Слайд 31
Домашнее задание:
Учебник: § 5, 7.
Выполнить задание в тетради: описать конфигурацию своего компьютера, его основные характеристики.
Учащиеся записывают домашнее задание.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ