Методическая разработка «Изучение электронных таблиц»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 149
ул. Куйбышева, д.29, г. Нижний Новгород, 603074, тел. (831)241-03-22, Факс (831)241-23-82
e-mail: [email protected]
методическая разработка
ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ
Автор:
Агрба Лариса Маратовна
учитель информатики и ИКТ
Нижний Новгород
2012 г
Содержание
Ожидаемые результаты освоения раздела программы 14
Система знаний и система деятельности 18
Календарно-тематическое планирование по разделу 24
Разработка урока (занятия кружка (факультатива, секции и т.д.) воспитательного мероприятия) 25
Пояснительная записка
Введение
Современное состояние развития цивилизации ученые называют «информационным обществом». Использование информационных и коммуникационных технологий в деятельности специалистов различного профиля, осуществление оперативной коммуникации между ними, использование информационного ресурса при реализации интеллектуального потенциала общества характеризуют уровень информатизации современного общества. Информатизация объединяет все стороны развития общества, влечет за собой необходимость повышения уровня владения средствами ИКТ как отдельного человека, так и групп специалистов, направлена на создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Переход к информационному обществу, по мнению президента РФ Дмитрия Медведева, одна из ключевых задач нашей страны, поскольку развитие информационных технологий прямо влияет на подъем науки и технологий, эффективность госуправления и даже на политическую систему – «на доступ к ресурсам и развитие демократии». Государство должно взять на себя ключевую роль в решении этой проблемы, используя региональные программы информатизации, а также «внедрение соответствующих образовательных стандартов и программ, развитие непрерывного образования».
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года определены цели и задачи информатизации: «Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений, и в том числе перед средней школой, задачу подготовки выпускников, которые, помимо знаний, умений и навыков, адаптационных, мыслительных и коммуникативных способностей владеют способами работы с информацией, умеют применять современные средства получения, хранения, преобразования информации».
Важность и значимость темы
Основная цель изучения информатики в школе – это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание условий для прочного и осознанного овладения учащимися основами знаний и умений о современных средствах работы с информацией.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (проект от 15 апреля 2011 г.) определяет, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать «готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников». В содержательном разделе основной образовательной программы среднего (полного) общего образования подчеркивается, что «программы учебных предметов (курсов) должны учитывать необходимость развития у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий». Кроме того информатика имеет очень большое и все возрастающее число метапредметных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. В определенном смысле она представляет собой метадисциплину, имеющую общенаучный язык.
Одним из значимых тем школьного курса информатики, обладающей метапредметностью на уровне инструментария является раздел «Обработка числовой информации». Компьютер позволяет предоставлять данные и использовать их в электронной форме, а это дает возможность не только отображать, но и обрабатывать электронные таблицыи данные. Класс программ, используемых для этой цели, называется электронными таблицами.
Применение электронных таблиц упрощает работу с данными и позволяет получать результаты без проведения расчетов вручную или специального программирования. В процессе деятельности любого специалиста часто требуется представить результаты работы в виде таблиц, где одна часть полей занята исходными данными, а другая – результатами вычислений и графического анализа. Характерными для электронных таблиц является большой объем перерабатываемой информации, необходимость многократных расчетов при изменении исходных данных.
Электронные таблицы служат основным инструментом для всех тех (бухгалтеров, экономистов, инженеров, ученых и т.д.), кому приходится работать с большим количеством числовых данных. Однако электронные таблицы всё больше становятся привычным документом в таких сферах, как реклама, делопроизводство, бизнес-проектирование, административная и учебная деятельность.
Самые популярные электронные таблицы на сегодняшний день – это Microsoft Excel. Программа Microsoft Excel простая и понятная программа с удачным, интуитивно понятным, интерфейсом, которая разрабатывалась для решения самых различных задач. Ее с удовольствием применяют везде, где требуется произвести несложные, но многократно повторяющиеся вычисления: рассчитать результаты лабораторной работы, бухгалтерский баланс, начертить графики по данным научной работы, да и просто вести домашний бюджет. Но для плодотворной работы в Excel необходимо четко знать базовые приемы выполнения операций и методы решения типовых задач.
Изучение раздела «Обработка числовой информации» позволяет заложить фундамент для дальнейшего самостоятельного изучения возможностей электронных таблиц и успешно использовать пакет в учебной и профессиональной деятельности выпускников.
Кроме того, MS Excel - универсальный инструмент с помощью которого, как и любых электронных таблиц, значительно повышается эффективность изучения, ислледования понятий и процессов любой предметной области, осуществляя метапредметную составляющую информатики. На его основе разработано множество уроков, программ факультативов, кружков и элективных курсов по самым разным предметам школьного курса: «Использование электронных таблиц Microsoft Excel на уроках физики», «Начальные сведения из теории вероятностей», «Решение задач по кинестатике с использованием табличного процесса Excel», «Моделирование в среде MS Excel», «Элементы математической статистики в Microsoft Excel», «Статистические характеристики и решение прикладных (экономических) задач в Excel», «Применение MS Excel для экономических расчетов», «Решение прикладных задач в Excel» и т.д.
Содержание ЕГЭ
Введение Федерального Закона о Едином государственном экзамене актуализировало вопросы подготовки учащихся к экзамену по информатике и ИКТ. Единый государственный экзамен по информатике и ИКТ нужен тем выпускникам школы, которые планируют поступать в вузы на самые перспективные специальности, например нанотехнологии, системный анализ и управление, ракетные комплексы и космонавтика, ядерные физика и технологии и многие другие. Но, несмотря на востребованность, это не самый популярный у школьников экзамен по выбору – в 2011 г. информатику сдавали 54859 человек (в 2010 г. экзамен выбрали 59840, в 2009 г. 69144 чел.).
Информатика один из самых продолжительных экзаменов (столько же длится ЕГЭ по математике и литературе), длительность составляет 4 часа. Структура экзаменационной работы по информатике была определена в 2006 г. и с тех пор изменилась незначительно. 32 задания, разделенные, как и почти во всех экзаменах ЕГЭ, на три группы сложности.
В работе ЕГЭ по информатике содержатся задания по 10 разделам курса информатики, представляющим основное содержание предмета:
№
Название раздела
Число заданий
Макс. первич- ный балл
% от МПБ
1.
Информация и её кодирование
5
5
12,5%
2.
Элементы теории алгоритмов и программирование
9
14
35%
3.
Логика и алгоритмы
7
10
25%
4.
Системы счисления
3
3
7,5%
5.
Моделирование
1
1
2,5%
6.
Программные средства информационных и коммуникационных технологий
1
1
2,5%
7.
Технология обработки графической и мультимедийной информации
1
1
2,5%
8.
Обработка числовой информации
2
2
5%
9.
Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных
1
1
2,5%
10.
Телекоммуникационные технологии
2
2
5%
Итого:
32
40
100%
По разделу «Обработка числовой информации» в работе ЕГЭ содержатся два задания, что состаляет 5% от всего объема работы.
Следует учитывать, что электронные таблицы являются мощным и гибким инструментом для представления, отображения и вычисления количественной информации, широко используются для моделирования математических зависимостей или отношений между переменными при выполнении исследований в различных областях естественных и общественных наук. Электронная таблица не только рассматривается как средство моделирования, но и повышает эффективность усвоения учащимися раздела «Моделирование».
Кроме того, основой реляционной базы данных, изучаемой в разделе «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», является двухмерная таблица. В электронных таблицах можно реализовать однотабличную реляционную базу данных, а MS Excel обладают многофункциональным аппаратом для хранения, поиска и сортировки информации в однотабличной базе данных. Таким образом, знания электронных таблиц способствует лучшему изучению материала раздела «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных».
В состав встроенных функций MS Excel входят логические функции, что позволяет широко использовать электронные таблицы для решения логических задач, начиная от создания формул, реализующих логические операции, до создания средств автоматизации процесса решения задач исчисления высказываний. Знания электронных таблиц дают возможность их практического применения при изучении раздела «Логика и алгоритмы».
Хорошие знания и умения учащихся материала раздела «Обработка числовой информации» позволяют выпускникам увереннее чувствовать себя на экзамене и успешно выполнять задания не только данного раздела, но и разделов «Моделирование» (2,5%), «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных» (2,5%) и логических заданий раздела «Логика и алгоритмы».
Экзамен проверяет знания и умения выпускников на различных уровнях. Рассматривая результаты выполнения заданий ЕГЭ по информатике в среднем по России в 2010-2011 учебном году, следует отметить, что только 10% его участников обладают уровнем подготовки необходимым для успешного продолжения образования на профильных специальностях вузов.1
Как показывают результаты экзамена, эта подготовка обязательно включает умение использовать электронные таблицы для обработки статистических данных, в том числе результатов научных исследований.
Выполнение выпускниками заданий по разделу «Обработка числовой информации» показывают хорошо сформированные умения извлекать информацию из графиков, диаграмм, построенных на основе электронных таблиц (задание А12, 69%). Хуже выполнено задание А11, связанное со статистической обработкой данных в электронных таблицах (49% участников экзамена справились с этим заданием, что не соответствует базовому уровню сложности).
Итоги ЕГЭ в Нижегородской области
Средний балл ЕГЭ по информатике в 2011 г по Нижегородской области составил 64,63, что более чем на 5 баллов выше, чем в целом по России (по РФ - 59,47). Но сравнивая графики результатов выполнения заданий по информатике и ИКТ в 2010-2011 учебном году выпускниками в среднем по России и учащимися средних общеобразовательных школ Нижегородской области, следует отметить, что тенденции результатов имеют общий характер.
Надо иметь в виду, что учреждения высшего профессионального образования заинтересованы в абитуриентах, чья подготовка соответствует следующим требованиям кодификатора требований: 1.1.1 (Проводить вычисления в электронных таблицах), 1.1.5 (Создавать программы на языке программирования), 2.9 (Проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера).2 Таким образом, раздел «Обработка числовой информации» - один из значимых при подготовке и сдаче выпускниками ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Изменения ЕГЭ в 2011-2012 учебном году
Следует отметить, что контрольно-измерительные материалы в 2011-2012 учебном году существенно переработаны по сравнению с прошлым учебным годом.
Изменено соотношение частей работы (А и В) и распределение заданий по разделам курса информатики. Но разбиение содержания заданий на темы при этом осуществлено в соответствии с кодификатором 2011 г. Появились новые задания:
A8 - Задание на кодирование звука
B3 - Анализ программы с циклами
B4 - Задание на системы счисления
B7 - Анализ программы с циклами и ветвлением
B9 - Задание на графы
B13 - Задание на дерево решений
B14 - Анализ программы с процедурами, поиск экстремума
C3 - Задача динамического программирования
В целом контрольно-измерительные материалы по информатике и ИКТ переработаны в сторону усложнения. Задания ЕГЭ носят все более четкий характер, с одной стороны не требующий сложных ручных вычислений, а с другой, исключающий возможность случайного «угадывания» ответа.
По разделу «Обработка числовой информации» в экзаменационной работе, все также 2 задания (5%). Но задание А11 (2010-2011 уч. год) занимает в работе позицию А7, его содержательная часть практически не изменилась. А задание А12 (2010-2011 уч. год) перемещено во второй раздел экзаменационной работы – В5 (2011-2012 уч. год), что способствует усложнению его выполнения.
Цели и задачи раздела
Изучение раздела направлено на достижение целей:
Познавательные:
ввести понятия электронные таблицы, столбцы, строки, ячейки, абсолютные, относительные и смешанные ссылки, диаграмма, график;
сформировать представление о возможностях электронных таблиц;
показать основные технологические приемы создания, редактирования и форматирования документов в электронных таблицах;
освоение системы знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
сформировать умения работы с электронными таблицами, ввод данных и их форматирование, работа со встроенными функциями, построение графиков, диаграмм, умение решать задачи с использованием логических функций;
овладение умениями работать с числовой информацией с помощью компьютера, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
Развивающие:
продолжить развивать умения саморефлексии;
развивать логическое мышления в процессе решения специальных задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
продолжить развитие информационной культуры учащихся.
Воспитательные:
способствовать самоопределению учащихся;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения электронных таблиц при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями
Одним из важных факторов, влияющих на эффективность обучения, является учет психофизиологических особенностей конкретной возрастной группы обучаемых, их возрастных и индивидуальных различий. Целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка, подростка, юношу должно опираться на учет возрастных индивидуальных психологических особенностей.
Возрастные особенности учащихся 9 класса (14-16 лет): старший школьный возраст, характеризующийся наступлением физической и психологической зрелости. При этом на развитие и поведение старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная реактивность (чувствительность) ко всему новому. Однако существенной особенностью учащихся этого возраста является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором профессии.
Таким образом, данный возраст – это пора достижений, стремительного накапливания знаний, умений, становления нравственности, развитие потребности в общении и освоении способов его осуществления, формирование теоретического мышления и навыки ориентироваться в разных его формах (научном, художественном правовом и др.), что выражается в основах научного и общественного мировоззрения; развитии рефлексии, которая обеспечивает сознательное и критическое отношение к себе, обретение новой социальной позиции. Значит, раздел «Обработка числовой информации» может в качестве психолого-педагогического потенциала подразумевать развитие логического мышления и целью его изучения будет: развитие у учащихся логического мышления при знакомстве с основными понятиями данного раздела и действий над ними, освоение умений работы с электронными таблицами.
Кроме того, для этого возраста характерен максимализм, необходимость самоопределения и самоутверждения, желание высказывать собственную позицию с одной стороны и повышенная ранимость с другой. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки.
Мышление школьника этого возраста приобретает личностный, эмоциональный характер. Как, пишет Л.И. Божович, интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с его самоопределением и стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в данном школьном возрасте.
Особенности развития познавательной сферы и личности старшеклассника отражаются на всех видах с учебной деятельности при изучении информатики и информационных технологий. Как и на других уроках на уроке информатики старшеклассника отличает активность мышления, направленность на решение мыслительных задач, вкус к логическому упорядочиванию и систематизации, к поиску универсальных закономерностей, к самостоятельному нахождению способов обобщенной ориентировки в материале, с теоретическим обобщением.
В этом возрасте для школьника важно не усвоение отдельных фактов, частностей, деталей, а понимание сущности и смысла производимых действий, его интересует синтез части и целого, частного и общего, конкретного действия к общей схеме деятельности. Те формы работы на уроке, в которых эти тенденции присутствуют, оказываются для учащегося этого возраста не только наиболее привлекательными, но и самыми продуктивными. Наоборот, те формы, которые ограничивают его деятельность механическим повторением и заучиванием не связанных между собой понятий и алгоритмов, встречают его активное внутреннее сопротивление и в итоге оказываются малопродуктивными.
Таким образом, изучение раздела «Обработка числовой информации» с учетом психолого-педагогической специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в этом возрасте должно основываться на применении активных форм и методов обучения, заданий творческого характера, что побуждает старшеклассников к самостоятельной работе в процессе информационной ценностно-ориентированной деятельности.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Учащиеся должны знать:
назначение и возможности электронных таблиц;
основные объекты электронных таблиц (ячейки, строки, столбцы, блоки), способы их идентификации и характеристики;
типы данных в электронных таблицах;
технологию создания, редактирования и форматирования табличного документа;
понятия ссылки, назначение относительных и абсолютных ссылок;
правила записи, использования и копирования формулы, функции;
правило изменения ссылок в формулах при копировании;
графические возможности электронных таблиц;
типы диаграмм в электронные таблицы и их составные части (объекты);
технологию создания и редактирования диаграмм;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронные таблицы.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую электронную таблицу и осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
редактировать содержимое ячеек;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов;
форматировать табличный документ;
выполнять вычисления по формулам в электронные таблицы;
использовать в формулах относительные и абсолютные ссылки;
использовать в формулах встроенные функции, включая логические;
читать, создавать и редактировать диаграммы электронных таблиц;
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Результат обучения напрямую зависит от того, какие методы, приемы и средства используются на уроке. Наиболее продуктивными для решения учебных, педагогических и воспитательных задач изучения раздела «Обработка числовой информации» является использование технологий на основе активизации и интенсификации учебной деятельности учащихся.
Одна из таких технологий обучения – это проблемное обучение. Проблемное обучение – система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний раздела, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. При этом вырабатываются навыки поискового, исследовательского подхода к решению теоретических или практических проблем.
Технология индивидуализации обучения позволяет организовывать учебный процесс с учетом выбора приемов, средств и темпа обучения обусловленных индивидуальными способностями учащихся, что в значительной степени формирует самостоятельность, трудолюбие и творчество учащихся.
Общая структура освоения учащимися электронных таблиц состоит в том, что учащимся требуется так формализовать связь между исходными данными задачи и требуемыми результатами, чтобы она стала реализуемой средствами электронной таблицы. Это требует развития мыслительных и творческих способностей учащихся, поэтому при выборе методов обучения отдается предпочтение активным (продуктивным) методам обучения.
Эвристическая беседа
Система логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которой является решение целостной, новой для учащихся проблемы или ее части. Эвристическая беседа стимулирует у учащихся активный интерес к изучаемому материалу; стремление принять участие в поиске, предложенном учителем; является средством вовлечения ребят в самостоятельный поиск новых знаний и способов познавательной деятельности; обучает последовательности шагов поиска решения, облегчает усвоение отдельных операций творческой деятельности.
Практический метод
Метод применения полученных знаний на практике. Практические задания имеют частично-поисковый, проблемный или исследовательский характер. Выполняются самостоятельно под наблюдением учителя. Для обеспечения индивидуального подхода к обучению и качества контроля знаний используются индивидуальные разноуровневые задания, подобраные с целью создания для учащихся индивидуальной образовательной траектории.
Деловые игры
Изучаемый материал рассматривается в ситуации, моделирующей реальность. Целесообразнее использовать при контроле знаний, умений, навыков изучаемого раздела.
Творческие работы
Позволяют учащимся применять полученные знания в новых условиях. К творческим работам относятся разработки кроссвордов, фантастических рассказов, сказок на основе изучаемого материала.
Метод проектов
Один из эффективных методов формирования ключевых компетенций у учащегося. Результативный способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и поисковые методики, реализуемые в основном во внеурочное время. Использование метода проектов развивает способность к систематизации и структурированию информации и повышает уровень самостоятельности в овладении знаниями.
Формы обучения:
При изучении раздела «Обработка числовой информации» используются следующие общие формы обучения:
Фронтальная
Фронтальное обучение применяется при работе всех учащихся над одним и тем же содержанием или при усвоении одного и того же вида деятельности и предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе, с общими задачами.
При этом учитель должен иметь возможность не только организационно и программно руководить фронтальной и индивидуальной деятельностью учащихся, но и переключать компьютеры учащихся в соответствующие режимы (фронтальной или индивидуальной деятельности), а также установить единое состояние компьютерной среды на всех РМУ.
Групповая
В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок. Это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, например, при освоении нового материала.
При обучении в составе группы внутри нее возникает интенсивный обмен информацией, поэтому групповые формы эффективны в группах с участниками различного уровня подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при общении учащихся с более подготовленными товарищами.
Коллективная
При коллективной форме обучения учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия. Перед коллективом ставится задача за решение которой отвечает каждый член коллектива.
Парная
В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль. Она бывает полезна в начале изучения нового материала или при освоении сложных вопросов раздела.
Индивидуальная
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником. Такой вид деятельности полезен для осмысления того, что происходило за компьютером, особенно при появлении серьезных ошибок или неожиданных действий компьютера. В условиях выполнения учащимися практической работы за компьютером управлять индивидуальной деятельностью учащихся достаточно сложно: ситуация за каждым компьютером практически уникальна. Но информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером. В преподавании информатики можно говорить об индивидуальном обучении при контакте с коллективным знанием, которое реализуется в форме «ученик и компьютер». Работая один на один с компьютером (а точнее, с обучающей программой), учащийся в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока.
Система знаний и система деятельности
Система знаний
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Раздел «Обработка числовой информации» относится к базовому уровню курса информатики и изучается в учебных заведениях всех профилей.
В примерной программе основного общего образования на изучение раздела «Обработка числовой информации» отводится 6 часов из 105 возможных, что составляет 6% от общего числа часов, отведенных на преподавание базового курса информатики и ИКТ.
Изучаются следующие темы:
табличные расчёты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки),
типы данных: числа, формулы, текст,
абсолютные и относительные ссылки,
встроенные функции.
Практические работы:
ввод данных в готовую таблицу,
изменение данных,
создание и обработка таблиц,
ввод математических формул и вычисление по ним,
создание таблиц значений функций в электронных таблицах,
построение диаграмм и графиков.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год содержатся следующие учебники, в котрых изучается раздел «Обработка числовой информации»:
1. Быкадоров Ю.А. Информатика и 9 Дрофа ИКТ
2. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и 9 Просвещение информационные технологии;
3. Макарова Н.В., Волкова и.в., Николайчук Г.С. и др. Под ред. Макаровой Н.В. Информатика 8-9 Питер Пресс;
4. Семакин ИГ., 3алоroва Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ 9 «БИНОМ. Лаборатория знаний»;
5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 9 «БИНОМ. Лаборатория знаний».
Проанализируем изучение раздела «Обработка числовой информации», в программах авторов:
Семакин ИГ., 3алоroва Л.А., Русаков С.В. и др.
Макарова Н.В., Волкова и.в., Николайчук Г.С. и др.
Угринович Н.Д.
В программе И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой, С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой данный раздел обозначен, как «Табличные вычисления на компьютере», изучается в 9 классе в начале второго полугодия. Объем, отводимый на данный раздел в программе И.Г. Семакина составляет 10 часов без учета времени на итоговую проверку знаний, что составляет 10% от общего числа часов (105 часов) курса информатики и ИКТ в 8 – 9 классах основной школы.
Содержание раздела в этой программе включает в себя изучение следующих тем: «Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.»
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Раздел «Табличные вычисления на компьютере» изучается сразу после раздела «Хранение и обработка информации в базах данных» и опирается на понятия последнего раздела. В раздел «Обработка числовой информации» включены вопросы систем счисления, представление чисел в памяти компьютера и задачи по моделированию.
В программе Н.В. Макаровой этот материал изучается в рамках раздела «Прикладная среда табличного процессора Excel». В зависимости от общего количества часов на него отводится:
13 часов при изучении информатики в 8 – 9 классах в объеме 136 часов;
19 часов при изучении информатики в 7 – 9 классах в объеме 204 часа,
что и в том и другом варианте составляет около 10% от общего числа часов.
Содержание этого раздела: Назначение табличного процессора. Объекты документа табличного процессора. Данные электронной таблицы. Типовые действия над объектами электронной таблицы. Создание и редактирование документа в среде табличного документа. Форматирование табличного документа. Правила записи формул и функций. Копирование формул в табличном документе. Использование функций и логических формул в табличном документе. Представление данных в виде диаграмм в среде табличного документа.
Данный раздел не включает в себя вопросы систем счисления, представления чисел в памяти компьютера и создание компьютерных моделей с помощью электронных таблиц. Также в программе Н.В. Макаровой прослеживается объектный подход к технологии работы в электронных таблицах, в котором все понятия рассматриваются как объекты с некоторым набором свойств. В программе И.Г.Семакина электронные таблицы рассматриваются как исполнитель, имеющий свой набор команд для обработки информации.
В программе Н.Д. Угриновича раздел «Обработка числовой информации» обозначен как «Кодирование и обработка числовой информации», изучается в 9 классе в объеме 10 часов, что составляет 10% от общего числа часов (105 часов). Данное количество часов так же не предусматривает время на контроль знаний и умений учащихся.
Содержание теоретической части раздела: Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Практические работы:
Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов
Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Таким образом, раздел «Кодирование и обработка числовой информации» так же как и раздел «Табличные вычисления на компьютере» по программе И.Г.Семакина включает в себя вопросы по системам счисления, по переводу чисел из одной позиционной системы счисления в другую, арифметических операций в позиционных системах счисления и представления чисел в памяти компьютера. Но в отличие от программы И.Г. Семакина данная тема не перекликается с обработкой информации в базах данных, а полученные знания используются в разделе «Моделирование и формализация» при построении компьютерных моделей в 9 классе, на что отводится, если считать только практические задания, еще не менее 6 часов в основной школе.
После сравнения данных программ можно сделать вывод, что минимальное количество часов на изучения раздела приходится в программе И.Г. Семакина, чуть больше в программе Н.Д. Угриновича и максимальное количество часов в программе Н.В. Макаровой, но если говорить о процентном соотношении к общему числу часов, то оно во всех программах близко к 10%. Это несколько больше предложенного количества часов в примерной программе.
В нашей школе изучение предмета «Информатика и ИКТ» осуществляется по программе Н.Д. Угриновича. Для поддержания авторской линии в 10-11 классах выбрана программа того же автора, а преподавание пропедевтического курса информатики в 5-7 классах реализуется по программе Л.Л. Босовой. Таким образом, изучение электронных таблиц проходит на:
пропедевтическом уровне– в 7 классе;
базовом уровне основного общего образования – в 9 классе;
профильном уровне среднего (полного) общего образования – 10 классе.
В программе Л.Л.Босовой изучение электронных таблиц реализовано в 7 классе в рамках темы «Информационное моделирование» (всего 20 ч), на которую необходимо распределить около 10 ч. В содержании темы рассматриваются следующие вопросы изучения электронных таблиц: «Математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных», которые поддерживаются компьютерным практикумом, состоящим из работ: практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» и №9 «Создаем диаграммы и графики».
В 10 классе по программе Н.Д.Угриновича на изучение электронных таблиц отводится не менее 4 ч из 13 ч, предназначенных для освоения учащимися темы «Информационные технологии». В содержание изучаемого материала включены:
1.5. Кодирование и обработка числовой информации
1.5.1. Представление числовой информации с помощью систем счисления
1.5.2. Электронные таблицы
1.5.3. Построение диаграмм и графиков
И выполнение практических работ:
Практическая работа 1.14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа 1.15. Построение диаграмм различных типов.
Система деятельности
Система деятельности в ходе освоения учебного материала раздела включает такие виды:
познавательная через формирование системы мышления, осуществление интеллектуальных мыслительных операций (анализ, синтез, аналогия), наблюдение и приобретение опыта;
преобразующая через поиск путей решения проблем, задач, моделирования (составление ребусов, головоломок, кроссвордов);
общеучебная через общение (диалог, умение слушать, задавать вопросы), работу с информацией (умение работать с обучающими программами и тестами);
самоорганизующая через умение самостоятельно ставить цели и планировать деятельность по их достижению, самоанализ, самоконтроль, самооценка, саморегуляция.
Календарно-тематическое планирование по разделу
Программа Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ»
9 класс
Раздел «Кодирование и обработка числовой информации» 10 часов
№
Тема
Час
1
3.1. Кодирование числовой информации.
3.1.1. Представление числовой информации с помощью систем счисления
1 ч
2
3.1.2. Арифметические операции в позиционных системах счисления
1 ч
3
3.1.3. *Двоичное кодирование чисел в компьютере
Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
1 ч
4
3.2. Электронные таблицы.
3.2.1. Основные параметры электронных таблиц
1 ч
5
3.2.2. Основные типы и форматы данных
1 ч
6
3.2.3. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
1 ч
7
3.2.4. Встроенные функции
Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
1 ч
8
3.3. Построение диаграмм и графиков
Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов
1 ч
9
3.4. Базы данных в электронных таблицах
3.4.1. Представление базы данных в виде таблицы и формы
3.4.2. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
1 ч
10
Контрольная работа №3 «Кодирование и обработка числовой информации»
1 ч
Разработка урока (занятия кружка (факультатива, секции и т.д.) воспитательного мероприятия)
Конспект урока.
Тема урока:
Понятие тренда. Виды линий трендов, используемых при аппроксимации средствами MS Excel.
Предмет:
Элективный курс по информатике «Применение MS Excel для экономических расчетов»
Класс: 11 класс (социально-экономический профиль)
Тип урока
Комбинированный
Цели урока
Сформировать навыки эффективного использования MS Excel для решения задач аппроксимации на основе графических возможностей изучаемого пакета.
Задачи урока
Образовательные:
Дать учащимся понятие «тренда»;
Определить возможности MS Excel построения трендов;
Сформировать основные навыки выбора линии тренда в зависимости от характера данных.
Развивающие:
Развивать внимание учащихся;
Развивать память;
Развивать мышление.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность;
Повышать познавательный интерес к предмету;
Формировать рациональное отношение к использованию компьютера;
Воспитывать дисциплинированность.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
Словесный, наглядный, практический, исследовательский, рефлексивный.
Время реализации урока
45 минут
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
Знать:
Основные термины экономического прогнозирования;
Метод аппроксимации с помощью MS Excel на основе графического представления данных;
Анализ аппроксимируемых с помощью MS Excel данных;
Особенности решения задач аппроксимации графическим способом при помощью MS Excel.
Уметь:
Выбирать тип диаграммы, учитывая особенности MS Excel для решения задач аппроксимации графическим способом;
Подбирать вид линии тренда в зависимости от имеющихся данных;
Грамотно трактовать полученный результат и достоверность аппроксимации.
Необходимое оборудование и материалы
компьютер;
мультимедиа-проектор;
экран.
Дидактическое обеспечение урока
Список учебной и дополнительной литературы
Лавренов С.М. MS Excel: Сборник примеров и задач. – М.: Финансы и статистика, 2004.
Лукасевич И.Я.. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.
Овчаренко Е.К., Ильина О.П., Балыбердин Е.В. Финансово-экономические расчеты в MS Excel. М., Филинъ, 2001.
Ход и содержание урока.
1. Организационный момент (2 мин.).
Мотивация учащихся
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приступаем к изучению интереснейшей темы «Понятие тренда. Виды линий трендов, используемых при аппроксимации средствами MS Excel».
На этом уроке мы познакомимся с понятием тренда, возможностью его построения с помощью программы MS Excel. Рассмотрим возможности его дальнейшего применения.
В ходе сегодняшнего урока мы изучим виды линий трендов, используемых для аппроксимации данных с помощью MS Excel, которые я попрошу вас законспектировать в своей рабочей тетради по элективному курсу «Применение MS Excel для экономических расчетов».
2. Подготовка к изучению нового материала (проверка выполнения домашнего задания) (3 мин.).
Перед изучением новой темы проанализируем выполнение вами домашнего задания:
Легко ли было выполнить вычисления методом МНК?
Совпал ли полученный вами ответ с данными на доске?
С какой точностью вы выполняли вычисления?
Можно ли было выполнить расчеты домашнего задания без использования компьютера?
Как вы считаете, насколько компьютер ускорил и упростил вашу задачу?
Итак:
При выполнении расчетов «вручную» МНК очень трудоемкий, несмотря на то, что решаемая задача не была задачей высокого уровня сложности.
Компьютер значительно ускорил задачу, но расчеты остаются громоздскими и трудоёмкими.
А главное, оценить результат решения (достоверность аппроксимации) очень непросто. Надо построить построить график, так как мы это делали на прошлом уроке, с использованием MS Excel, чтобы наглядно оценить уровень аппроксимации.
Возникает вопрос: «Можно ли рационализировать все этапы решения задачи?».
Оказывается, что можно. MS Excel располагает удобным средством, которое позволяет нам получать графическое решение задач аппроксимации разного уровня сложности, наглядно оценивать его точность и с его помощью строить прогнозы.
Давайте рассмотрим возможности графического способа создания тренда в программе MS Excel.
3. Ознакомление с новым материалом (20 мин.).
Для этого нам потребуется еще одно совершенно для нас новое понятие: ТРЕНД.
Что такое тренд?
Слайд 1:
Тренд – это направленность изменения экономических показателей, которые определяются путем обработки экспериментальных данных и установления на этой основе тенденций экономического роста или спада.
Пожалуйста, впишите пропущенные слова в определение тренда в ваших рабочих тетрадях.
Какие из пропущенных слов вы можете определить как ключевые в этом определении?
Построение тренда в MS Excel возможно без проведения дополнительных вычислений его значений.
Слайд 2:
Для построения тренда:
Введите данные в таблицу MS Excel;
На их основе постройте график;
Обратитесь к контекстному меню построенного графика;
Выберите пункт Добавить линию тренда
Запишите план построения тренда с помощью MS Excel.
MS Excel предлагает нам шесть видов линий трендов, пять из которых аппроксимирующие кривые.
Слайд 3:
Выбор линии тренда зависит от характера информации, на основе которой он строится:
линейная;
логарифмическая;
полиномиальная;
степенная;
экспоненциальная;
Пожалуйста, впишите в таблицу соответствующие иллюстрациям названия линий трендов.
Рассмотрим как аппроксимируются линейным трендом данные, для которых мы находили уравнение прямой дома.
Слайд 4.
1. Линейный тип тренда используется в случае, когда данные увеличиваются или убывают с постоянной скоростью.
Уравнение: y = mx + b.
Если характер изменения данных не соответствует линейному типу, то проанализировав данные можно подобрать кривую с наилучшей степенью аппроксимации.
Заполняем 2 и 3 столбец таблицы – «Уравнение», «Когда используется тип тренда».
Слайд 5.
2. Логарифмическая линия тренда применяется для величин, которые вначале быстро меняются, а затем постепенно стабилизируются.
Уравнение: y = c ln(x) + b, где коэффициенты b, с — константы.
Заполняем 2 и 3 столбец таблицы – «Уравнение», «Когда используется тип тренда».
Слайд 6.
3. Полиномиальная линия тренда полезна для описания данных, имеющих несколько ярко выраженных экстремумов (максимумов и минимумов). Выбор степени полинома определяется количеством экстремумов исследуемой характеристики.
Уравнение: y = c0 + c1x + c2x2 + c3x3 + c4x4 + c5x5 + c6x6, где коэффициенты c0, c1, c2,... c6 — константы.
Заполняем 2 и 3 столбец таблицы – «Уравнение», «Когда используется тип тренда».
Слайд 7.
4. Степенная линия тренда дает хорошие результаты, если значения данных характеризуются постоянным изменением скорости роста.
Если среди данных встречаются нулевые или отрицательные значения, использовать степенную линию тренда нельзя.
Уравнение: y = c xb, где коэффициенты b, с — константы.
Заполняем 2 и 3 столбец таблицы – «Уравнение», «Когда используется тип тренда».
Слайд 8.
5. Экспоненциальную линию тренда следует использовать в том случае, если скорость изменения данных непрерывно возрастает.
Для данных, содержащих нулевые или отрицательные значения, этот вид приближения также неприменим.
Уравнение: y = c ebx, где коэффициенты b, с — константы.
Заполняем 2 и 3 столбец таблицы – «Уравнение», «Когда используется тип тренда»
Внимание!
При подборе линии тренда Excel автоматически рассчитывает значение величины R2, которая характеризует достоверность аппроксимации: чем ближе значение R2 к единице, тем надежнее линия тренда аппроксимирует исследуемый процесс. R2 можно отобразить на диаграмме.
На графике в вашей рабочей тетради выделите R2 и своими словами определите ее значение. Какие записи вы сделали?
Слайд 9.
Тренд можно дополнить следующими параметрами:
Дать ему новое название;
Заказать прогноз: вперед или назад ( на n периодов);
Показать уравнение аппроксимирующей кривой;
Вывести или нет величину достоверности аппроксимации R2.
Впишите действия, которые можно выполнить с построенной линией тренда.
Нельзя дополнить линиями тренда ряды данных на объемных, нормированных, лепестковых, круговых и кольцевых диаграммах.
Выделите в вашей рабочей тетради только те типы и виды диаграмм, которые нельзя дополнить линиями тренда.
4. Закрепление изученного материала (8 мин.).
Закрепление изучаемого материала проводится в ходе устного решения заданий.
Слайд 10.
Упражнение 1:
На основе графиков распределите наиболее целесообразные виды трендов. Какому графику какой тренд подходит более всего? Почему?
Слайд 11.
Упражнение 2:
На основе графика определите наиболее целесообразный вид тренда для аппроксимации описываемого процесса. Обоснуйте свой ответ.
Слайд 12.
Упражнение 2:
Для данного процесса на основании тренда сделан прогноз. Какой прогноз вам кажется более достоверным? Сформулируйте, как на основании каких данных определяется достоверность аппроксимации.
5. Самостоятельная работа (7 мин.).
Учащимся предлагается обучающая самостоятельная работа, в ходе выполнения которой проводится контроль усвоения изучаемого материала. При выполнении самостоятельной работы учащиеся могут использовать составленный ими конспект урока в рабочих тетрадях.
Результат самостоятельной работы записывается в опросный лист.
Слайд 13.
Задание 1:
На данных графика определите наиболее целесообразный вид тренда для аппроксимации описываемого процесса.
Слайд 14.
Задание 2:
Для экспериментальных данных построены два тренда какой из них лучше аппроксимирует описываемый процесс? Ответ обоснуйте.
Слайд 15.
Определите достоинства (+) и недостатки(-) рассмотренного способа:
легкость построения на диаграммах линии тренда;
широкий перечень типов линий трендов;
возможность прогнозирования поведения исследуемого процесса;
возможность получения уравнения линии тренда в аналитическом виде;
возможность, получения оценки достоверности проведенной аппроксимации.
Заполните, пожалуйста, опросные листы этого урока.
6. Домашнее задание и его пояснение (3 мин.).
Ознакомьтесь с домашним заданием. Есть ли вопросы по выполнению домашнего задания?
Слайд 16.
Домашнее задание.
7. Подведение итогов урока. (2 мин.).
Ребята на этом уроке мы познакомились с очень удобным графическим способом построения тренда средствами MS Excel. Вам понравился этот способ? Назовите самое главное его достоинство с вашей точки зрения.
Рефлексия деятельности на уроке
Оцените, пожалуйста, наш урок в рабочей тетради с помощью «Цветика».
Спасибо! Урок окончен. До свидания.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
Следующий урок – «Прогнозирование объема продаж, графическим способом MS Excel» базируется на изученном методе построения тренда с помощью программы MS Excel.
Фрагмент рабочей тетради учащеося элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов» и «Опросный лист» по данной теме приведены в приложении.
Информационные ресурсы
Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г., информатика и ИКТ, [Электронный ресурс: http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/580.html]
Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие/ Н.Н. Самылкина, С. В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина. -2-е издание. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий./ Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – СПБ.: Питер, 2008.
Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена 2011 года по информатике и ИКТ [Электронный ресурс: http://www.fipi.ru/view/sections/217/docs/514.html]
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 – 11 классы /Составитель М.Н. Бородин. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ в Нижегородской области в 2011 году [Электронный ресурс: http://ktimoi.edusite.ru/DswMedia/soveshaanie8sentyabrya2011.ppt]
Семакин И.Г. Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Смирнова Т. А. Методическая разработка по теме «Табличные вычисления на компьютере», МБОУ Лицей №41 г. Кострома [Электронный ресурс: http://www.koipkro.kostroma.ru/Kostroma_EDU/Kos-Sch-41/]
Стандарт основного (общего) образования по информатике и ИКТ [Электронный ресурс: http://www.school.edu.ru/doc.asp?ob_no=21917]
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) [Электронный ресурс: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/informatika/2009/2.zip]
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень) [Электронный ресурс: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/informatika/2009/3.pdf]
Тимофеева С. С. Обработка числовой информации, 9 класс, ГОУ Гимназия № 49 г. С-Петербург, [Электронный ресурс: http://wiki.ciospbappo.ru/doku.php?id=primernye_temy_kursovyx_rabot._2008-2009:obrabotka_chislovoj_informacii_6_chas]
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие/ Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588]
Чепикова М.С., Анализ темы «Обработка числовой информации с помощью табличного процессора OpenOffice OpenCalc» [Электронный ресурс: http://newview.ucoz.ru/load/materialy_dlja_izuchenija/dokumenty/analiz_temy_obrabotka_chislovoj_informacii_s_pomoshhju_tablichnogo_processora_openoffice_opencalc/7-1-0-20]
Приложения
Приложение 1
Факультет мультимедиа технологий образовательного портала «Мой университет»
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ФИО конкурсанта
Агрба Лариса Маратовна
Предмет
Информатика
Название работы
Понятие тренда. Виды линий трендов, используемых при аппроксимации средствами MS Excel
Оценка
(из 100 баллов)
69,94 балла
Методическая ценность материала
4
Комментарий экспертов
Представленная работа содержит необходимый пакет документов, размещена на нужном файлообменнике, имеются колонтитулы, но нет ссылок на некоторые используемые в работе изображения.
Преимущества данной работы:
Автор предоставил необычную и грамотную разработку урока в рамках элективного курса. Структура урока соответствует его цели и типу. Удачно подобран демонстрационный материал. Логика построения учебного материала очевидна.
На начальном этапе проведения занятия учитель ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы учащихся (организацию рабочего пространства, привлечение внимания учащихся к предстоящей учебной деятельности, учебному предмету и теме элективного курса и т.д.). Соблюдены главные воспитательные, дидактические, психологические и санитарно-гигиенические требования к данному курсу.
Учитель работает над формированием общеучебных навыков. Урок служит активизации познавательной деятельности учащихся. Учителем используются различные формы работы: индивидуальная, групповая, практическая, а также методы: словесные, наглядные, практические, логические. Все эти методы отвечают содержанию учебного материала. Используемые средства ИКТ существенно облегчают усвоение материала урока.
Спасибо за представленную разработку.
Приложение 2
Фрагмент рабочей тетради учащеося
элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов»
Тема урока: Понятие тренда. Виды линий трендов, используемых при аппроксимации средствами MS Excel.
Тренд – это ______________________________ изменения экономических показателей, которые определяются путем ___________________________ _______________________________ данных и установления на этой основе ______________________________ экономического роста или спада.
Для построения тренда:
Виды линий трендов
Тип линии тренда
Название
Уравнение
Когда используется тип тренда
Достоверность аппроксимации:
Дополнительные параметры линий тренда
Виды и типы диаграмм не поддерживающие линии тренда
На уроке я был
активен
пассивен
После урока я
доволен
не очень доволен
Урок был
коротким
длинным
интересным
скучным
Изучаемый материал
полезен
бесполезен
легкий
трудный
понятный
не все понятно
Домашнее задание.
На основе предлагаемых данных постройте в MS Excel точечную диаграмму и запишите, какой вид тренда целесообразнее применять для их аппроксимации. Ответ обоснуйте.
а)
х
1
2
3
5
6
7
8
9
10
11
12
у
328
244
208
223
291
301
241
188
176
191
238
Вид тренда: ________________________________________________________, т.к. __________________________________________________________
б)
х
1
3
4
5
6
7
9
10
12
z
32
276
321
341
357
364
367
371
377
Вид тренда: ________________________________________________________, т.к. _____________________________________________________________
Приложение 3
Тема урока:
Понятие тренда. Виды линий трендов, используемых при аппроксимации средствами MS Excel.
ВАРИАНТ 1
Задание 1:
На данных графика определите наиболее целесообразный вид тренда для аппроксимации описываемого процесса.
Определите характер изменения данных.
Какой вид линий тренда целесообразнее использовать для таких данных?
Запишите уравнение линии тренда в общем виде.
Задание 2:
Для экспериментальных данных построен график и два тренда. Какой из них лучше аппроксимирует описываемый процесс? Ответ обоснуйте.
Определите характер изменения данных.
Какие виды линий трендов использованы в данном случае?
Запишите уравнения обеих линий тренда в общем виде.
В каком случае достоверность аппроксимации выше? Почему?
Задание 3:
Определите достоинства и недостатки изученного способа:
1
легкость построения на диаграммах линии тренда;
2
существующий перечень типов линий трендов;
3
возможность прогнозирования поведения исследуемого процесса;
4
возможность получения уравнения линии тренда в аналитическом виде;
5
возможность, получения оценки достоверности проведенной аппроксимации.
6
Определите достоинства изученного способа, поставив в третьем столбце напротив каждого достоинства «+».
Выберите недостатки изученного метода, определив в третьем столбце напротив каждого недостатка « «.
Дайте оценку каждому достоинству, указав после «+» его балл по значимости с вашей точки зрения.
Приведите свой вариант достоинства или недостатка изученного способа (в шестой строке).
1 Отчеты ФИПИ: Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г. http://fipi.ru/binaries/1199/2.11%20inf-11-11.pdf
2 Отчеты ФИПИ: Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г. http://fipi.ru/binaries/1199/2.11%20inf-11-11.pdf
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ