План-конспект урока "Кодирование числовой информации" (8 класс)
План-конспект учебного занятия
Город: Магнитогорск
МОУ «СОШ № 26 »
Учитель: Филиппова Валентина Вячеславовна
Класс: 8
Тема учебного занятия: Кодирование числовой информации
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия: комбинированный (объяснение нового материала +практическая работа)
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:
Образовательная: дать представление о способах кодирования числовой информации;
Развивающая: научить переводить числа, представленные в различных системах счисления, в десятичную систему счисления; развитие познавательного интереса к предмету;
Воспитательная: привитие учащимся навыка самостоятельности в работе.
Оборудование: АРМ учителя, мультимедийный проектор, экран, рабочее место ученика.
Программное обеспечение: операционная система WinXP, стандартное приложение Калькулятор.
Дидактические материалы к учебному занятию: мультимедийная презентация «Кодирование числовой информации», текст практической работы.
Подготовка к уроку: подбор материалов для презентации.
Ход учебного занятия:
№
Содержание, материал урока
Наглядность (на экран с помощью проектора выводятся слайды презентации, подготовленной учителем)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап 1 мин.
Здравствуйте! Меня зовут…… Нам сегодня на уроке понадобятся тетради.
Приветствуют учителя и открывают тетрадь
Актуализация опорных знаний (обобщение) –
Методы: беседа, демонстрация
Формы: фронтальный опрос
5 минут
Какие виды информации вы знаете?
Как вы думаете, какой вид информации можно отнести к основному, наиболее часто используемому? Почему?
Текстовая, графическая, числовая, звуковая;
Числовой, потому что только с помощью таблиц, в которые внесены какие-то числа, можно наиболее просто и нагляднее представить какую-либо информацию.
Объяснение нового материала
15 минут
Методы: беседа, демонстрация,
Формы: фронтальный опрос
Мы сегодня с вами рассмотрим такое понятие, как система счисления, научимся переводить числа из восьмиричной, двоичной и шестнадцатиричной систем счисления в десятичную.
Запишем тему сегодняшнего урока в тетрадь.
Записывают тему урока в тетрадь.
«Кодирование числовой информации»
Мы с вами выяснили, сто числовой вид информации является наиболее удобным для представления информации. Таким образом, система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами. Запишем это определение в тетрадь. Системы счисления бывают позиционные и непозиционные
Записывают определение в тетрадь:
Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
3.
Объяснение нового материала
Непозиционные системы счисления – значение цифры не зависит от ее позиции в числе. Примером может служить римская система счисления. Учитель приводит несколько примеров. Запишем определение и пример в тетрадь.
Записывают определение и пример в тетрадь:
Непозиционные системы счисления – значение цифры не зависит от ее позиции в числе.
Пример: ХХХ = 10+10+10= 30 (Х - 10);
Позиционные системы счисления – значение цифры зависит от ее позиции в числе. Примером данной системы счисления может служить современная система записи чисел. Учитель приводит несколько примеров. Запишем определение и пример в тетрадь.
Записывают определение и пример в тетрадь:
Позиционные системы счисления – значение цифры зависит от ее позиции в числе.
333 = 300 + 30 +3;
3.
Объяснение нового материала
Какие системы счисления вы знаете?
К позиционным системам счисления можно отнести десятичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и двоичную.
Десятичная и двоичная
В определении системы счисления упоминалось понятие алфавита системы счисления. Что же это такое?
Верно, это цифры, с помощью которых мы можем записать число. Рассмотрим алфавиты десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной и двоичной систем счисления. Посмотрите на слайд и запишите интервалы цифр себе в тетрадь.
Цифры;
Записывают в тетрадь:
Десятичная – 0..9;
Восьмеричная – 0..7;
Шестнадцатеричная – 0..9, А, В, С, D, E, F.(10 - 15)
Двоичная – 0, 1.
Числа в системах счисления могут иметь как свернутую, так и развернутую форму записи. Рассмотрим это на примерах. Учитель демонстрирует примеры. Особое внимание обратите на то, что разряды формируются от запятой влево(0, 1, 2) и вправо (-1, -2).
3.
Объяснение нового материала
Если мы в развернутой форме записи числа возведем все основания в степени и сложим, то мы переведем число из той системы счисления, в которой оно было записано, в привычную нам, десятичную. Просмотрите примеры и запишите их в тетрадь.
Записывают примеры в тетрадь:
3
Выполнение
практической работы
Формы: Индивидуальная практическая работа
10 мин.
Задание. Перевести номер года в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
Порядок работы:
Запустить программу Калькулятор командой главного меню;
Перевести калькулятор в режим расширенной возможности командой [вид - инженерный];
Изменять положение переключателя в положении Bin, Oct, Dec и Hex. Наблюдать за изменениями состояния «кнопок» Калькулятора.
Убедится, сто переключатель стоит в положении Dec.
Ввести число, соответствующее текущему году, например 2007.
Перевести переключатель последовательно в положении Bin, Oct и Hex. Наблюдать за ответом.
Раздает тексты практической работы и предлагает её выполнить на ПК:
А теперь, вы попробуйте выполнить перевод из одной системы счисления в другую с помощью Калькулятора; приступайте к выполнению практической работы.
Выполнение практической работы на ПК
Контроль и самопроверка знаний
Ученики делают вывод о возможности работы Калькулятора в различных системах счисления и отмечают, что при работе в различных системах счисления доступен различный набор цифр.
Постановка домашнего задания
2 мин.
В ваших учебниках параграф 4.1.1 и задания 4.1, 4.4 и 4.5 на странице 108 вашего учебника. Задания выполняем письменно.
Записывают домашнее задание
Подведение
Итогов
Методы: контроль и самоконтроль
10 мин.
Раздает карточки с вопросами и предлагает ответить учащимся в письменной форме:
Что такое система счисления?
В чем отличие позиционных и непозиционных систем счисления? Привидите примеры.
Число состоит из четырех десяток и двух единиц. Запишите его в римской и дисятичной системах счисления.
Отвечают на вопросы учителя и записывают ответы на карточки
Список литературы и других источников, используемых для подготовки к уроку:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
Горностаева А.М. Поурочные планы по учебнику Угриновича Н.Д.- Волгоград: Учитель, 200
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ