Урок-игра "Слабое звено" (единицы измерения информации, системы счисления) 9-10 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №29»
города Набережные Челны Республики Татарстан
Конспект урока-игры по информатике
в 9-10 классе
с применением
Электронных Образовательных ресурсов.
«Слабое звено»
обобщающий урок по темам:
«Единицы измерения информации», «Системы счисления»
подготовила
учитель информатики
Кашапова Гульфинур Габдулловна
Набережные Челны 2010
Конспект урока-игры по информатике с применением
Электронных Образовательных ресурсов.
обобщающий урок по темам:
«Единицы измерения информации», «Системы счисления»
Кашапова Гульфинур Габдулловна,
учитель информатики
1 квалификациооной категории
МОУ «Гимназия №29»
города Набережные Челны Республики Татарстан
Цели урока:
- совершенствование навыков перевода чисел из одной системы счисления в другую, обобщение и закрепление знаний единиц измерения информации;
- содействовать развитию кругозора, речи, памяти, познавательного интереса, логического мышления;
- воспитывать уважение к товарищам, дружелюбие, взаимопомощь, умение слушать другого, взаимооценку.
Организационный момент: ознакомление участников игры с правилами игры, с целями и этапами урока. Всего 6 участников и жюри (банк)
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
Компьютеры с программами, проектор, экран, доски для письма.
Перечень ресурсов: презентация, включающая слайды с содержанием нового материала, файл Банк.xls - для подсчёта очков участников
Программные средства, используемые учителем в процессе подготовки к уроку: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Ecxel.
Оформление школьной доски. Дата и тема урока: «Единицы измерения информации», «Системы счисления», Эпиграф: «Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра» Й.Хейзинга.
Особенности данного урока:
Совместная деятельность учителя и учащихся по изучению учебного материала:
№ п/п
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Работа в ученической тетради
1
Вступительное слово.
Организация игры, правила, участники, жюри.
2
Демонстрация слайдов Вопросы и задания участникам игры.
Ответы на вопросы. Выполнение заданий учителя. Составление устных ответов на вопросы.
Запись необходимых вычислений.
3
Подведение итогов урока.
Анализ ответов.
Результатами деятельности учащихся на уроке можно считать: Усвоение учащимися знаний: о единицах измерения информации, разновидностях систем счисления, переводе чисел из одной системы счисления в другую.
Учащиеся должны продемонстрировать умения: давать определения разных типов систем счисления, единиц измерения информации, выполнять перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Сценарий урока.
1. Вступительное слово учителя. Демонстрация презентации. (Слайд 2 – текст озвучен) Правила игры:
Я буду читать вопросы по очереди всем участникам. Перед тем, как я задам вопрос очередному игроку, он может положить набранную сумму очков в банк. Задача игроков создать как можно более длинную цепочку правильных ответов и положить в банк максимально возможную сумму. Время каждого тура ограничено. После окончания тура команда выбирает слабое звено - выбывающего из игры участника. В конце игры остаются 2 участника, между которыми проводится дуэль из 5 пар вопросов, которая поможет выявить самого сильного участника игры. Удачи вам!
Итак, мы начинаем!
2. Игра.
1-й раунд (Слайд 3 – вопросы появляются по щелчку мыши) 10 вопросов:
• Что больше - 1 Мб или 1 Кб? (ответ: 1 Мб больше 1 Кб)
• Назовите наименьшую единицу измерения информации. (ответ: 1 бит)
• Сколько бит в 1 байте? (ответ: 1байт = 8 бит)
• Сколько байт в 1 Кб? (ответ: 1 Кб = 1024 байт)
• Сколько Мб в 1 Гб? (ответ: 1 Гб = 1024 Мб)
• Сколько Кб в 1 Мб? (ответ: 1 Мб = 1024 Кб)
• Выразите в битах 12 байт. (ответ: 12 байт = 96 бит)
• Выразите в байтах 2 Кб. (ответ: 1 Кб = 2048 байт)
• Выразите в битах 5 байт. (ответ: 5 байт = 40 бит)
Ведущий: Вы положили в Банк ... очков.
Из-за кого мы теряем очки в игре? Напишите имя самого слабого участника!
Во втором периоде времени будет меньше на 5 секунд
2-й раунд (Слайд 3 – вопросы появляются по щелчку мыши) 6 вопросов
• Выразите в байтах 5 Кб. (ответ: 5 Кб = 5120 байт)
• Сколько символов можно закодировать с помощью 1 байта? (ответ:256 символов)
• Сколько байт содержится в сообщении объёмом четверть килобайт? (ответ:0,25 Кб=256 байт )
• Верно ли, что 1 Кб = 1000 байт (точно)? (ответ:нет)
• Верно ли, что 1 Кб = 1024 байт?( ответ:да)
• Верно ли, что 6 Мб = 6000 Кб?( ответ:нет)
Ведущий: Вы положили в Банк ... очко. Из-за кого мы теряем очки?
Назовите того, кто нам мешает заработать больше очков
Продолжим! Но времени в З периоде еще на 5 секунд меньше!
3-й раунд (Слайд 4 – вопросы появляются по щелчку мыши) 5 вопросов
• Сколько байт информации содержится в сообщении объемом половина Кб? (ответ:512 байт)
• Сравните, что больше: 15 000 байт или 15 Кб? (ответ:15 Кб)
• Какой объем информации содержится в сообщении «В английском языке 26 букв»? (ответ:26 байт)
• Верно ли, что 3 Мб равны 3072 Кб? (ответ:да)
• Верно ли, что 6 Мб равны 6144 Гб? (ответ:нет)
Ведущий: Вы положили в Банк очков
Назовите того, кто нам мешает заработать больше очков
Продолжим! Но времени в 4 периоде еще на 5 секунд меньше!
4-й раунд (Слайд 5 – вопросы появляются по щелчку мыши) 6 вопросов
• Какой объем информации содержится в статье, которая находится на 2 страницах по 50 строк на каждой странице, по 40 символов в строке. (ответ:4000 байт)
• Перечислите все единицы измерения информации в порядке возрастания (ответ:бит, байт, Кб, Мб, Гб, Тб,Эб)
• Сообщение состоит из 20 строк по 30 символов в каждой строке. Какой объем информации оно содержит? (ответ:600 байт)
• Сколько байт в следующей фразе: «Мы учимся в школе»? (ответ:17 байт)
• Верно ли, что 2 Гб равны 2048 байт? (ответ:да)
• Какому десятичному числу соответствует двоичньий код 101? (ответ: число 5)
Ведущий: Вы положили в Банк ... очков
Назовите того, кто нам мешает заработать больше очков
Продолжим! Но времени в 5 периоде еще на 5 секунд меньше!
5-й раунд (Слайд 6 – вопросы появляются по щелчку мыши) 6 вопросов
• Какому десятичному числу соответствует двоичный код 111? (ответ:7)
• Какому десятичному числу соответствует двоичный код 100? (ответ:4)
• Какому десятичному числу соответствует двоичный код 1101? (ответ:13)
• Какому десятичному числу соответствует двоичный код 1011? (ответ:11)
• Какому десятичному числу соответствует двоичный код 1111? (ответ:15)
• Как обозначается число 10 в 16 с.с.? (ответ:16)
Ведущий: Вы положили в Банк ... очко. Из-за кого мы теряем очки?
Назовите того, кто нам мешает заработать больше очков
Продолжим! Но времени в 6 периоде еще на 5 секунд меньше!
6-й раунд (Слайд 7– вопросы появляются по щелчку мыши) 6 вопросов
• Какой буквой обозначается в 16 с.с. число 15 (ответ:F)
• Какой буквой обозначается в 16 с.с. число 13 (ответ:D)
• Какой буквой обозначается в 16 с.с. число 11 (ответ:B)
• Сколько цифр имеется в 8 с.с. (ответ:8)
• Чему равно основание 16 с.с. (ответ:16)
• Чему равно значение 2 в 4 степени (ответ:16)
Ведущий: Вы положили в Банк ... очков
Назовите того, кто нам мешает заработать больше ОЧКОВ
Продолжим! Но времени в 7 периоде еще на 5 секунд меньше!
7-й раунд (Слайд 8 – вопросы появляются по щелчку мыши) 4 вопросов
• Чему равно значение 2 в 10 степени (ответ: 1024)
• Выбрать непозиционную с.с. (десятичная, двоичная, римская, троичная); (ответ: римская)
• Выбрать позиционные с.с. (десятичная, римская, восьмиричная) (ответ: десятичная, восьмиричная)
• В какой с.с. вес каждой цифры не зависит от ее места (позиции) в записи числа, а определяется только ее написанием? (ответ: непозиционная с.с.)
Ведущий: Вы положили в Банк ... очков
Назовите того, кто нам мешает заработать больше ОЧКОВ
Продолжим!
У нас осталось 2 участника. Мы зададим им по 5 пар вопросов. Выиграет сильнейший!
8-й раунд (Слайд 9 – вопросы появляются по щелчку мыши) 10 вопросов
• Как записывается число 6 в двоичной с.с.? (ответ: 110)
• Как записывается число 7 в двоичной с.с.? (ответ: 111)
• Переведите число 1001 из двоичной с.с в десятичную. (ответ: 9)
• Переведите число 1011 из двоичной с.с в десятичную. (ответ:11)
• Выразите в битах 10 байтов. (ответ: 80 бит)
• Выразите в байтах 3 Кб. (ответ: 3072 байта)
• Сколько байт в следующей фразе: «Игра Слабое звено»? (ответ: 17 байт)
• Сколько байт в следующей фразе: «Моя родина Татарстан»? (ответ: 20 байт)
Ведущий: Итак, победителем нашей игры стал
Таким образом, мы с вами повторили тему «Системы счисления», вспомнили единицы измерения информации. Удачи вам! До свидания!
! БАНК призы для всех игроков и помощников. Работа учащихся оуенивается учителем.
Список использованной литературы:
И.Г. Семакин, Л.А.Залогова и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 9 класса/ 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Н.Д. Угринович Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д.Угринович. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2002.
И.Д.Агеева. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ