Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
г. СТРОИТЕЛЬ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано»
Руководитель МО
___________Е.В.Соколова
Протокол №______ от
«____»___________2010 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР
___________Т.М.Минаева
«____»___________2010 г.
«Утверждаю»
Директор школы
___________Т.Н.Нестерова
Приказ № ______ от
«____»___________2010 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
Коноваловой Надежды Владимировна,
учителя информатики и ИКТ
11 класс
2010 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образовании на базовом уровне и учебной программы Угриновича Н.Д. (базовый уровень). Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ количество учебных часов в году - 34ч., в неделю 1 час. На контрольные и проверочные работы - 4 часа, практические работы на компьютере - 10 часов.
Рабочая программа включает: пояснительную записку; учебный план; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-методическое обеспечение.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Изучение информатики способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на обучающихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Цели обучения:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у обучающихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные технологии» на этапе среднего (полного) общего образования являются: овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности обучающихся.
Основные требования к знаниям и умениям.
В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне выпускник должен
знать:
приводить примеры БД различных видов;
различать элементы таблицы БД;
назначение формы, запросов, отчетов при работе с БД;
назначение и роль Интернета в развитии общества;
назначение браузера и её управляющих элементов;
понятие протокола, домена и правило образования адреса в Интернете;
назначение технологии WWW и способы доступа к веб-ресурсам;
технология поиска информации в Интернете;
о моделирование как методе познания;
последовательность разработки и исследования моделей на компьютере;
о простейших примерах информационных моделей реальных объектов;
о алгоритмах, основных алгоритмических конструкциях: следовании, ветвлении, цикле; вспомогательных алгоритмах;
основы работы в программе Паскаль;
о роли информации и информационных технологий в современном обществе, в его экономической, социальной, образовательной сферах;
о средствах массовой информации, информационной этике и праве, информационной безопасности; компьютерных играх, их позитивных и негативных аспектах; динамичном изменении качественных характеристик средств ИКТ, их учете при принятии решения о выборе средств ИКТ, в том числе для индивидуального пользования;
уметь:
создавать структуру таблицы БД;
создавать форму, осуществлять ввод и редактирование записей в форме;
составить запрос в БД для поиска информации;
готовить отчет для печати данных из БД;
связывать таблицы между собой через ключевые слова.
работать в браузере;
сформировать адрес в сети Интернет;
искать информацию по известным адресам и с помощью поисковых систем;
создать простую веб-страницу, используя основные теги языка HTML.
строить формальную и компьютерную модель для исследования несложных математических моделей;
соблюдать права собственности на информацию;
строить схемы базовых алгоритмических структур;
уметь составлять и решать несложные задачи в программной среде Паскаль;
создавать записи в базе данных (типа заполнения анкет), в частности, относящиеся к информации об учащемся, объединяемые в индивидуальные записные книжки; создавать комплексные объекты, включая связанные между собой информационные объекты всех видов (мультимедиа и гипермедиа сочинения), экранные объекты со ссылками (типа страниц Интернета), в том числе индивидуальные страницы учащегося, класса, школы, страницы проектов;
выполнять простейшие операции, связанные с использованием современных средств ИКТ, соблюдая при этом требования техники безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения и условий эксплуатации по отношению к: соединению различных устройств; управлению ими (включению и выключению; пониманию простейших сигналов, в том числе о неполадке); загрузке электронных и бумажных носителей (помещению бумаги в лоток принтера, иллюстрации в сканер, загрузке дискеты, компакт- диска, видеокассеты и т. д.); чередованию различных форм деятельности и гигиенических упражнений;
передавать информацию по телекоммуникационным каналам, соблюдая соответствующие нормы и этикет, пользуясь: телефоном, электронной почтой (применяя вложения, ответные письма, следуя этикету электронной почты);
оценивать и организовывать информацию, в том числе получаемую из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью: использовать ссылки и цитирование источников информации; анализировать и сопоставлять различные источники;
представлять информацию в виде мультимедиа объекта с системой ссылок (например, для размещения в Интернете); готовить и проводить выступления, включающие сформированную заранее систему изображений на проекционном экране и звукового сопровождения; использовать в устном выступлении микрофон, проекционный экран; использовать экран в групповом обсуждении, фиксировать его ход и результаты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска информации с применением конструкций и правил поиска (в том числе построения запросов): в базах данных, в Интернете, в некомпьютерных источниках информации: справочниках и словарях, каталогах, библиотеках (периодика, литература и др.) при выполнении заданий и проектов по различным дисциплинам;
поиска и использования информационных ресурсов общества с соблюдением правовых и этических норм;
создания компьютерных моделей, проведения компьютерного эксперимента;
оформления результатов учебной работы по другим дисциплинам в виде баз данных и web-документов;
выполнения индивидуальных и коллективных проектов.
Учебный план
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Технология хранения, поиска и сортировки информации
6
2
Коммуникационные технологии
12
3
Моделирование и формализация
6
4
Информатизация общества
3
5
Алгоритмизация и программирование
6
6
Резерв свободного учебного времени
1
Итого за год
34
Основное содержание (34 часа)
Тема 1. «Технология хранения, поиска и сортировки информации» (6 ч)
Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). СУБД Access.
База данных: определения и основные понятия. Логическая организация БД. Структуры и модели данных. Свойства СУБД и технология использования. История, тенденции развития и классификация СУБД. Архитектура СУБД.
Создание структуры БД. Ввод и редактирование данных.
Основные этапы разработки БД. Информационный анализ предметной области: информационные объекты, структурные связи, каноническая форма информационно-логической модели (ИЛМ) предметной области. Технология разработки ИЛМ. Определение логической структуры реляционной БД.
Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).
Назначение и основные возможности таблиц, запросов, форм, отчётов.
Поиск и сортировка данных.
Поиск данных с помощью фильтров, запросов. Понятие сортировка записей. Быстрая сортировка данных. Вложенная сортировка данных с помощью запроса.
Компьютерный практикум и решение задач.
Создание структуры табличной базы данных.
Ввод и редактирование данных.
Поиск и сортировка данных.
Создание реляционных баз данных.
В результате изучения раздела обучающийся должен
знать:
приводить примеры БД различных видов;
различать элементы таблицы БД;
назначение формы, запросов, отчетов при работе с БД;
уметь:
создавать структуру таблицы БД;
создавать форму, осуществлять ввод и редактирование записей в форме;
составить запрос в БД для поиска информации;
готовить отчет для печати данных из БД;
связывать таблицы между собой через ключевые слова.
Тема 2. «Коммуникационные технологии» (12 ч)
Передача информации. Компьютерные сети
Определение и классификация КС. Архитектура КС. Архитектура локальной КС, её функциональные возможности.
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP
Концепция построения. Информационные технологии Internet. Понятие Интернет. Назначение IP- адреса. Доменная система имен. Протокол маршрутизации.
Транспортный протокол.
Электронная почта и телеконференции.
Назначение и основные возможности. Адрес электронной почты. Функционирование электронной почты. Создание, отправка и получение сообщений.
Всемирная паутина.
История появления и развития Интернета. Технология WWW. Универсальный указатель ресурсов. Браузер.
Файловые архивы.
Серверы файловых архивов. Протокол передачи файлов (FTP). FTP – клиенты.
Поиск информации в Интернете.
Поисковые системы общего назначения (поиск по ключевым словам, поиск в иерархической системе каталогов). Специализированные поисковые системы (поиск файлов, поиск адресов электронной почты).
Web- сайты и Web-страницы
Понятие и назначение Web- сайта и Web- страницы. Классификация Web- сайтов. Основное содержание страницы. Этапы разработки Web- сайта.
Форматирование текста. Работа с цветом
Основные теги, использованные для форматирования текста.
Размещение графики на Web-странице. Гиперссылки на Web-странице
Понятие гиперссылка. Основные возможности и назначение гиперссылки. Вставка изображений.
Таблицы. HTML-редакторы
Способы создания таблиц на Web - страницах.
Создание сайта.
Компьютерный практикум и решение задач.
Web- сайты и Web- страницы.
Форматирование текста и размещение графики.
Гиперссылки на Web- страницах.
Инструментальные средства создания Web- страниц.
В результате изучения раздела обучающийся должен
знать:
назначение и роль Интернета в развитии общества;
назначение браузера и её управляющих элементов;
понятие протокола, домена и правило образования адреса в Интернете;
назначение технологии WWW и способы доступа к веб-ресурсам;
технология поиска информации в Интернете;
уметь:
работать в браузере;
сформировать адрес в сети Интернет;
искать информацию по известным адресам и с помощью поисковых систем;
создать простую веб-страницу, используя основные теги языка HTML.
Тема 3. «Моделирование и формализация» (6ч)
Моделирование. Формы представления моделей
Понятие моделирование, модель. Виды моделей. Формализация. Визуализация формальных моделей.
Типы информационных моделей. Исследование моделей
Табличные информационные модели. Иерархические информационные модели. Изображение информационной модели в форме графа. Динамическая иерархическая модель. Сетевые информационные модели. Этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Создание информационной модели.
Компьютерный практикум и решение задач.
Создание информационных моделей.
В результате изучения раздела обучающийся должен
знать
о моделирование как методе познания;
последовательность разработки и исследования моделей на компьютере;
уметь
приводить примеры информационных моделей реальных объектов;
строить формальную и компьютерную модель для исследования несложных математических моделей.
Тема 4. «Информатизация общества» (3 ч)
Информационное общество. Информационная культура.
Понятия: информационное общество, информационная культура.
Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы. Правовая охрана программ и баз данных. Электронная подпись. Защита доступа к компьютеру. Защита данных на дисках. Защита информации в Интернете.
В результате изучения раздела обучающийся должен
знать
о роли информации и информационных технологий в современном обществе, в его экономической, социальной, образовательной сферах;
о средствах массовой информации, информационной этике и праве, информационной безопасности; компьютерных играх, их позитивных и негативных аспектах; динамичном изменении качественных характеристик средств ИКТ, их учете при принятии решения о выборе средств ИКТ, в том числе для индивидуального пользования;
уметь
соблюдать права собственности на информацию.
Тема 5. «Алгоритмизация и программирование» (6 ч)
Алгоритмы и исполнители. Основные алгоритмические структуры
Понятия: алгоритм, исполнитель. Формальное выполнение алгоритма. Основные типы алгоритмических структур.
Языки программирования. Структура Паскаль программы
Развитие языков программирования. Структура программы Паскаль.
Типы переменных. Операторы ввода-вывода
Стандартные типы данных. Описание переменных. Операторы ввода и вывода языка.
Операции над переменными. Стандартные функции языка
Операции в Паскале. Стандартные функции. Арифметические выражения.
Операторы ветвления.
Циклы.
Цикл с предусловием, с постусловием, с параметрами.
В результате изучения раздела обучающийся должен
знать:
о алгоритмах, основных алгоритмических конструкциях: следовании, ветвлении, цикле; вспомогательных алгоритмах;
основы работы в программе Паскаль;
уметь:
строить схемы базовых алгоритмических структур;
уметь составлять и решать несложные задачи в программной среде Паскаль.
Резерв свободного учебного времени (1 ч)
Учебно-методические средства обучения
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11 классы. – М.: БИНОМ.
Информатика. Задачник-практикум в 2т. /Л.А. Залогова, М.А. Плаксин и др. Под ред. И.Г. Семакина. Е.К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Пособие для учителя «Методика преподавания информатики и контроль знаний учащихся». Н.Угринович, «Информатика и информационные технологии», БИНОМ, 2004
Компьютерный практикум на CD – ROM. Н.Угринович, «Информатика и информационные технологии», БИНОМ, 2004 (содержит все необходимое программное обеспечение по курсу информатики и ИКТ и позволит учащимся выполнять многие задания практикума непосредственно на компьютере).
Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете на сайте "Информатика и информационные технологии" по адресу: http://iit.metodist.ru
Перечень программного обеспечения, наглядных пособий и технических
средств обучения
Компьютеры не ниже Intel Pentium IV.
Операционная система.
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы
Браузер MS Explorer.
Среда программирования Паскаль.
Простой редактор Web-страниц.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ