Рабочая программа по предмету "Информатика" для 7 специального (коррекционного) класса VII вида
Областное казенное образовательное учреждение
«Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №2» г.Курска
Рабочая программа по предмету «Информатика»
для 7 специального (коррекционного) класса VII вида
Подготовила учитель информатики, инструктор по трудовому обучению
Михайлова Ольга Владимировна
2013г
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для учащихся 7-х специальных (коррекционных) классов составлена в соответствии с программой курса информатики для 7 класса начальной общеобразовательной школы под редакцией Н.Д.Угринович, получившей гриф Минобразования и науки РФ.
К программе прилагается учебный материал, подобранный в соответствии с возрастными особенностями школьников и уровнем их знаний в 7-ом классе и представлен УМК, входящим в Федеральный перечень учебников Минобразования и науки РФ.
Состав УМК:
Учебник Информатика: 7 класс (автор Н.Д.Угринович)
Рабочая тетрадь
ЦОР с интерактивными тестами
Учебник и другие элементы УМК реализуют общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели, предполагающие комплексное решение практической задачи, заключающейся в овладении базовой системой понятий информатики на доступном уровне. Практическая задача является ведущей в данном курсе.
В федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках отдельной образовательной области “Информатика”. Предусматривается, что непрерывный курс информатики должен состоять из трех концентров: пропедевтического, базового и профильного. В соответствии с учебным планом школы на 2012-2013 учебный год для изучения курса информатики и ИКТ в 7-х классах выделено 1 ч/нед., что составляет 34 учебных часа в год.
В специальных коррекционных классах VII вида обучаются дети с отклонениями в развитии, для определения которых используют термин задержка психического развития (ЗПР). У детей с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов: повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий.
К настоящему времени не разработаны специальные государственные учебные программы для коррекционных классов VII вида, в том числе и по информатике, не издано специальной учебной и учебно-методической литературы. Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования. Учитель должен адаптировать содержание обучения с учетом уровня и особенностей развития учащихся классов спецкоррекции.
Программа рассчитана на обучающихся, имеющих задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья.
При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью.
Цели обучения информатике в седьмом классе:
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
усиление культурологической составляющей школьного образования;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.) Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность подкрепляется самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого.
Задачи:
В седьмом классе решаются следующие задачи обучения информатике:
развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией;
формирование основополагающих понятий информатики, таких как: «объект», «система», «информационное моделирование», «модель», «алгоритм» др.;
формирование навыков использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач.
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики на последующих ступенях обучения, но и для успешного усвоения учебного материала по всем предметам в средней школе.
Интеллектуальные умения
Абстрактное мышление, доступное ученикам основной школы, и стремление к практической деятельности позволяют достроить картину мира фактами, явлениями и абстрактными понятиями из разных предметов (наук). Дальнейшее развитие интеллектуальных умений осуществляется как под руководством учителя, так и в ходе самостоятельного решения учебных задач на уроках и в ходе проектной деятельности.
В результате обучения информатике обучаемые должны:
самостоятельно определять, какие знания необходимо приобрести для решения учебных межпредметных задач;
ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов;
самостоятельно отбирать для решения учебных межпредметных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, использовать электронные и Интернет-ресурсы, СМИ;
сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе Интернет, СМИ;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
выявлять причины и следствия явлений;
использовать полученную информацию в самостоятельной проектной деятельности;
представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Оценочные умения
В этом возрасте ученик постепенно учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы. Таким образом, он постепенно выращивает основы личного мировоззрения. Однако зачастую даваемые подростком оценки еще не согласуются друг с другом. Сам он может не замечать и не признавать, что только определяется в своем мировоззрении. Поэтому подростки так часто занимают максималистские, крайние позиции.
В результате обучения информатике обучаемые должны:
учиться оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с разных точек зрения (нравственных, гражданско-патриотических, с точки зрения различных групп общества);
объяснять свои оценки отдельных поступков, явлений;
сравнивать свои оценки с оценками других и объяснять их отличия. На основании этого делать свой выбор в общей системе ценностей, определять свое место;
приучать себя действовать в соответствии с выбранными ценностями и понимать последствия своего выбора и поступка.
Коммуникативные умения
Дальнейшее развитие коммуникативных умений учеников осуществляется через использование на уроках учителями-предметниками технологии формирования правильного типа читательской деятельности, а также через самостоятельное использование учениками присвоенной системы приемов понимания устного и письменного текста. На уроках по ряду предметов ведется обучение приемам гибкого чтения, различным способам фиксации информации.
Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в группах, самостоятельной работы (в т.ч. в проектной деятельности). Принципиально важно, чтобы подростки учились переносить основные коммуникативные умения в свое ежедневное неформальное общение.
В результате обучения информатике обучаемые должны:
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, поддерживая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательства (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
Определение образовательных технологий и измерителей (заданий, учебных достижений обучающихся)
В 7-х классах наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, проводится объяснение в первой части урока, а на конец урока планируется деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее и личностное значение.
Одной из наиболее актуальных форм организации проверочного, тематического и итогового контроля является тестирование. Тест состоит из отдельных заданий, к которым следует отнести:
Задания с выбором правильных ответов из нескольких предложенных.
Задания с открытым ответом.
Задания на установление соответствия.
Задания на установление правильной последовательности.
Школьникам объясняются критерии оценивания:
за каждый правильный ответ начисляется один балл;
за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в один балл;
за вопрос, оставленный без ответа, ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиваться вдумчивого отношения к тестированию, формировать навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.
Выставление оценок осуществляется с учетом общепринятых соотношений: 50 – 70% - «3»; 71 – 85% - «4»; 86 – 100 – «5».
Учитывая индивидуальные особенности ряда учащихся, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, а также эти требования могут
быть сниженКАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Информатика», 7 Б класс
34 часа
№
урока
Дата
проведения
Тема
Кол-во
часов
В том числе:
Практические работы
Материал
учебника
Компьютер и программное обеспечение ( 19 ч )
1
Инструктаж по ТБ.
История развития ВТ.
1
2
Центральное устройство компьютера - процессор.
1
Практическая работа №1
Создание текстового документа.
3
Устройства ввода информации.
1
Практическая работа №2.
Создание текстового документа.
4
Устройства вывода информации.
1
Практическая работа №3
Создание текстового документа.
5
Оперативная и долговременная память.
1
Практическая работа №4
Создание текстового документа.
6
Типы персональных компьютеров.
1
Практическая работа №5
Создание текстового документа.
7
Данные и программы.
1
Практическая работа №6
Создание текстового документа.
8
Файл.
1
Практическая работа №7
Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты (ознакомительно)
9
Файловая система.
1
Практическая работа №8
Работа с файлами.
10
Архивация файлов и дефрагментация дисков (ознакомительно)
1
Практическая работа №9
Работа с файлами.
11
Программное обеспечение компьютера.
Системное программное обеспечение.
1
Практическая работа №10
Работа с файлами.
12
Прикладное программное обеспечение.
1
Практическая работа №11
Определение разрешающей способности экрана монитора.
13
Представление файловой системы с помощью графического интерфейса.
1
14
Рабочий стол операционной системы.
1
Практическая работа №12
Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти.
15
Окна.
1
Практическая работа №13
Знакомство с графическим интерфейсом Windows.
16
Диалоговые окна.
1
Практическая работа №14
Знакомство с графическим интерфейсом Windows.
17
Контекстное меню объектов.
1
Практическая работа №15
Знакомство с графическим интерфейсом Windows.
18
Контрольная работа № 1 «Устройство ПК»
19
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
1
Практическая работа №16
Защита от вирусов: обнаружение и лечение.
Технология обработки графической информации ( 14 ч )
20
Растровая и векторная графика.
1
21
Растровые графические редакторы.
1
Практическая работа №17
Редактирование изображений в растровом редакторе Paint.
22
Векторные графические редакторы.
1
Практическая работа №18
Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word.
23
Интерфейс графических редакторов.
Область рисования.
1
Практическая работа №19
Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word.
24
Инструменты рисования.
1
Практическая работа №20
Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word.
25
Редактирование рисунка.
1
Практическая работа №21
Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word.
26
Палитра цветов.
1
Практическая работа №22
Ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях.
27
Текстовые инструменты.
Геометрические преобразования.
1
Практическая работа №23
Выполнение тестовых заданий.
28
Система компьютерного черчения
(ознакомительно)
1
Самостоятельная работа
29
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов.
1
Практическая работа №24
Создание анимации, встроенной в презентацию.
30
Компьютерные презентации.
Использование эффектов в презентации.
1
Практическая работа №25
Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах.
31
Компьютерные презентации.
Демонстрация презентации.
1
Практическая работа №26
Разработка презентации «ТБ при работе на компьютере»
32
Контрольная работа № 2 «Графические редакторы»
1
33
Компьютерные презентации.
Демонстрация презентации.
1
Практическая работа №27
Разработка презентации «Устройство компьютера»
34
Резерв
1
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Компьютер и программное обеспечение - 19 часов
Инструктаж по ТБ. История развития ВТ. Центральное устройство компьютера - процессор. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная и долговременная память. Типы персональных компьютеров. Данные и программы. Файл. Файловая система. Архивация файлов и дефрагментация дисков. Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение. Прикладное программное обеспечение. Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Рабочий стол операционной системы. Окна. Диалоговые окна. Контекстное меню объектов. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Практические работы:
Практическая работа №1 Создание текстового документа (задание 1)
Практическая работа №2. Создание текстового документа (задание 2)
Практическая работа №3 Создание текстового документа (задание 3)
Практическая работа №4 Создание текстового документа (задание 4)
Практическая работа №5 Создание текстового документа (задание 5)
Практическая работа №6 Создание текстового документа (задание 6)
Практическая работа №7 Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты.
Практическая работа №8 Работа с файлами (задание 1)
Практическая работа №9 Работа с файлами (задание 2)
Практическая работа №10 Работа с файлами (задание 3)
Практическая работа №11 Определение разрешающей способности экрана монитора.
Практическая работа №12 Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти.
Практическая работа №13 Знакомство с графическим интерфейсом Windows (задание 1)
Практическая работа №14 Знакомство с графическим интерфейсом Windows (задание 2)
Практическая работа №15 Знакомство с графическим интерфейсом Windows (задание 3)
Практическая работа №16 Защита от вирусов: обнаружение и лечение.
2. Технология обработки графической информации - 14 часов
Растровая и векторная графика. Растровые графические редакторы. Векторные графические редакторы. Интерфейс графических редакторов. Область рисования. Инструменты рисования. Редактирование рисунка. Палитра цветов. Текстовые инструменты. Геометрические преобразования. Система компьютерного черчения. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Компьютерные презентации. Использование эффектов в презентации. Компьютерные презентации. Демонстрация презентации. Компьютерные презентации. Демонстрация презентации.
Практические работы:
Практическая работа №17 Редактирование изображений в растровом редакторе Paint.
Практическая работа №18 Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word. (задание 1)
Практическая работа №19 Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word. (задание 2)
Практическая работа №20 Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word. (задание 3)
Практическая работа №21 Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word (задание 4)
Практическая работа №22 Ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях.
Практическая работа №23 Выполнение тестовых заданий.
Практическая работа №24 Создание анимации, встроенной в презентацию.
Практическая работа №25 Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах.
Практическая работа №26 Разработка презентации «ТБ при работе на компьютере»
Практическая работа №27 Разработка презентации «Устройство компьютера»
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ
Угринович Н.Д. Информатика : учебник для 7 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей . Под ред. К.С.Лебединского – М., 1982
Психическое развитие воспитанников детского дома. Под ред. Дубровиной И.В., Рузской А.Г. – М., 1990
Основы коррекционной педагогики. Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. А.Д.Гонеев, Н.И.Лифенцева, Н.В.Ялпаева – М.: Академия, 2002
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства:
мультимедийные ПК;
локальная сеть;
глобальная сеть;
мультимедиапроектор;
принтер;
сканер
устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Интернет.
Программные средства;
операционная система Windows;
антивирусные программы;
полный пакет офисных приложений Microsoft Office;
растровые и векторные графические редакторы;
архиватор 7-Zip.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ