Урок информатики в 5 классе «ИЗУЧАЕМ ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР PAINT ВМЕСТЕ С НЕЗНАЙКОЙ»

Фестиваль методических разработок

«Нестандартный урок»







Урок информатики в 5 классе

«ИЗУЧАЕМ

ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР PAINT

В

МЕСТЕ С НЕЗНАЙКОЙ»







Автор:

Ермолаева Ирина Алексеевна

учитель информатики и математики

МБОУ «Павловская сош»

с. Павловск

Павловский район

Алтайский край



Цель урока:

Создание условий для:

  • ознакомления обучающихся с графическим редактором Paint, интерфейсом программы;

  • развития познавательного интереса школьников;

  • совершенствования навыков объективной самооценки.


Задачи урока:

Образовательные:


Развивающие:


Воспитательные:


  • вести работу по формированию понятий графического редактора, компьютерной графики и пикселя;

  • познакомить учащихся с интерфейсом программы Paint;

  • организовать изучение инструментов графического редактора и способов их настройки;

  • способствовать формированию умения создавать графические объекты с помощью инструментов графического редактора Paint.

  • способствовать развитию точности геометрического, пространственного, цветового восприятия;

  • развивать навыки самостоятельной работы;

  • совершенствовать умение осуществлять учебно-познавательную деятельность в группе.

  • вести работу, направленную на формирование навыков объективной самооценки;

  • способствовать воспитанию культуры работы в графической среде;

  • прививать интерес к предметной области информатики.


Оборудование:

  • компьютерный класс;

  • пакет Microsoft Office 2007;

  • мультимедийный проектор;

  • слайдовая презентация «Изучаем графический редактор Paint вместе с Незнайкой», выполненная в программном приложении MS PowerPoint, сопровождающая работу на всех этапах урока;

  • индивидуальные листы учёта знаний;

  • опорные конспекты для учащихся;

  • инструкционные карты с описанием технологии выполнения практической работы.


Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала и применения новых знаний к решению компьютерных задач).


Продолжительность занятия: 45 минут


Этапы урока:

  1. Организационный этап (2 мин).

  2. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности (3 мин).

  3. Этап усвоения новых знаний и способов действий (13 мин).

  4. Физкультминутка (2 мин).

  5. Этап подготовки учащихся к выполнению практической работы (2 мин).

  6. Этап закрепления новых знаний и способов действий (практическая работа) (13 мин).

  7. Этап первичной проверки понимания изученного (работа в группах) (10 мин).

  8. Этап подведения итогов занятия (самооценка, оценка учителя) (2 мин).

  9. Этап информации о домашнем задании (1 мин).

  10. Этап рефлексии (2 мин).








ХОД УРОКА

Этап урока

Использование мультимедийного компонента

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

  1. Организационный этап.

Слайд 1


Переход к каждому последующему слайду осуществляется по управляющей кнопке .

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Пожелаю я для всех

Пусть впереди вас ждет успех.


Ваш светлый ум и сердце доброе

Мы в путь с собой возьмем

Ну что ж, друзья, удачи вам

Скорей урок начнем!

Для записи основных положений изучаемого материала у вас на столах лежат опорные конспекты. Послушайте правила работы с опорным конспектом: работа на уроке сопровождается слайдовой презентацией. Слушая объяснение, участвуя в обсуждении вопросов, вы должны следить за содержанием слайда и выполнять необходимые записи в опорном конспекте в специально отведённых для этого строчках.

Тема урока «Компьютерная графика. Графический редактор Paint». Запишите тему урока в опорном конспекте.

Встают. Приветствуют учителя. Удобно располагаются.









Слушают инструктаж о правилах работы с опорным конспектом.









Записывают тему урока в своих опорных конспектах.

  1. Этап постановки цели урока и мотивации учебной деятельности.


















Слайд 2

Слайд 3







Слайд 4

Любой малыш, получив в руки карандаш, неумело, но настойчиво пытается что-то нарисовать. Это есть средство самовыражения маленького человечка.

Помните ли вы свои первые детские книжки? Они были очень красочными, со множеством картинок. Разве может быть интересной детская книжка без картинок?!

Сегодня в ваших школьных учебниках тоже много картинок. Они помогают вам усвоить даже самый трудный материал.

Рисунок может быть произведением искусства, а может быть и очень простым: иллюстрация в учебнике, схема сборки на коробке кухонного комбайна, указатель на лестничной площадке и т. д.

Незаменимым помощником при создании изображений сегодня является компьютер.

Программу «Художник» начнем изучать,

Незнайка нам будем во всём помогать.







О чём вы хотите узнать и чему научиться на уроке с обозначенной темой?









Ребята, Незнайка догадывался о ваших желаниях и вот какие цели урока он предлагает для реализации:

  • узнать, что такое компьютерная графика;

  • познакомиться с программой Paint и её интерфейсом;

  • научиться создавать простейшие рисунки.

Каждый ученик имеет определённый запас знаний и жизненный опыт. Поэтому каждая цель имеет разную значимость для каждого из вас.

Назовите, какая из целей для вас является приоритетной. Запишите в опорном конспекте.































Формулируют цели:

  • узнать, что такое компьютерная графика;

  • познакомиться с программой Paint и правилами работы в ней;

  • научиться создавать графические объекты средствами графического редактора Paint;

  • …….











Определяют приоритетную цель.

Выполняют запись цели в опорном конспекте.

  1. Этап усвоения новых знаний.

Слайд 5

Для демонстрации правильного ответа нужно сделать клик ЛКМ на область ребуса.


Чтобы реализовать одну из поставленных целей урока, Незнайка предлагает отгадать ребус.



Итак, все виды изображений, составленные при помощи инструментов рисования и черчения, называются графикой.

Изображения, созданные при помощи компьютера, называются компьютерной графикой.

Компьютерную графику применяют представители самых разных профессий:

  • архитекторы при проектировании зданий;

  • инженеры-конструкторы при создании новых видов техники;

  • астрономы при нанесении новых объектов на карту звёздного неба;

  • модельеры при конструировании новых моделей одежды;

  • мультипликаторы при создании новых мультфильмов;

  • специалисты по рекламе.

Важно, что при использовании программ компьютерной графики нет необходимости брать новый лист бумаги, чтобы из-за допущенной ошибки начинать все с начала. Неправильный фрагмент (элемент) просто удаляется из памяти компьютера, и работа продолжается дальше.

Средства компьютерной графики позволяют избавиться от утомительной и кропотливой работы, выполняемой при построении изображений вручную.




Учащиеся отгадывают слово, зашифрованное в ребусе - ГРАФИКА.


Слайд 6

Незнайка познакомит вас с простейшей программой, которая позволяет обрабатывать графическую информацию – это графический редактор Paint.

Графический редактор – это программа, предназначенная для создания и редактирования рисунков.

Редактировать – значит исправлять, дорабатывать.





Делают записи в своих опорных конспектах.


Слайд 7

Пошаговое воспроизведение алгоритма на слайде по клику ЛКМ на область текстового объекта «Запуск программы».

Алгоритм входа в программу Незнайка подготовил в стихах:

Чтоб найти программу эту,

Нет нужды гулять по свету;

Чтобы ты ее нашел,

Рассмотри РАБОЧИЙ СТОЛ!

Жму на ПУСК внизу экрана —

Раскрывается МЕНЮ;

Надо выбрать ВСЕ ПРОГРАММЫ,

Мышку снова применю.

Хоть программ здесь очень много,

Мы идем своей дорогой:

В этот списочек войдем,

Там СТАНДАРТНЫЕ найдем.

Вот еще МЕНЮ раскрылось;

Мышь сюда переместилась.

Выберем строку мы с вами

Ту, где баночка с кистями,

PAINT написано на ней;

Здесь – Художник для детей.

Запишите в опорных конспектах, алгоритм запуска программы Paint.

Пускà Все программыà Стандартныеà Paint.
























Делают записи в своих опорных конспектах.


Слайд 8



Слайд 9

Для воспроизведения эффектов анимации нужно сделать клик ЛКМ по изображению Незнайки.

В каждом последующем случае для перехода к названию следующего элемента окна сделать клик ЛКМ на область текстовых пояснений.

Раскрывается окно.

Сколько здесь всего дано!

На ПАЛИТРЕ много красок

У Художника лежит;

Инструментов столько разных

Сбоку на окне висит;

Сверху надписи здесь есть —

Нужно будет их прочесть.

Справа, возле уголка,

Три знакомые значка:

Минус, крестик и квадрат,

С ними встретиться ты рад?

Знаешь, как они важны?

И программам всем нужны.

Ребята, а сейчас Незнайка назовёт основные элементы компьютерного окна программы Paint, а вы следите и подписывайте их названия в опорных конспектах:

  1. Строка заголовка с кнопками управления состоянием окна.

  2. Строка МЕНЮ.

  3. Панель Инструменты.

  4. Панель Настройка инструментов.

  5. Панель Палитра.

















Знакомятся с основными элементами компьютерного окна программы Paint и подписывают их названия в опорных конспектах.


Слайд 10

Для воспроизведения текстового объекта с описанием любого инструмента нужно сделать клик ЛКМ по изображению инструмента на панели.

Для построения рисунка используются инструменты. Незнайка вам расскажет, как они называются и для каких действий предназначены. Вы внимательно слушайте и подписывайте названия в опорных конспектах.

Панель инструментов программы PAINT содержит набор инструментов, предназначенных для создания рисунков разных типов. Нужный инструмент выбирают щелчком левой клавиши мыши на соответствующей кнопке.

Инструмент ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ОБЛАСТИ позволяет методом протягивания выделить в качестве объекта произвольный фрагмент рисунка.

Инструмент ВЫДЕЛЕНИЕ ПРЯМОУГОЛЬНОЙ ОБЛАСТИ позволяет методом протягивания выделить в качестве объекта прямоугольный фрагмент рисунка.

Инструмент ЛАСТИК действует в двух режимах:

  1. стирает все элементы (как обычный ластик);

  2. стирает только выбранный цвет.

Инструмент ЗАЛИВКА предназначен для заливки замкнутой области. Закрашивает выбранным цветом замкнутый участок рисунка.

Инструмент ПИПЕТКА предназначен для определения цвета, позволяет уточнить тот или иной цвет в рисунке.

Инструмент ЛУПА (МАСШТАБ) предназначен для просмотра рисунка в увеличенном виде, позволяет увеличить или уменьшить рисунок.

Инструмент КАРАНДАШ позволяет провести линию толщиной в один пиксель, имитирует карандаш любого цвета.

Инструмент КИСТЬ позволяет провести более широкую линию, имитирует кисть любого цвета и формы. Вид и размер кисти устанавливается в панели Настройка инструментов.

Инструмент РАСПЫЛИТЕЛЬ создает размытое пятно в соответствии с настройкой в панели Настройка инструментов. Имитирует распылитель любого цвета, наносит капельки краски.

Инструмент НАДПИСЬ позволяет добавлять к рисунку текстовую информацию, предназначен для ввода текста, который становится частью рисунка.

Инструмент ЛИНИЯ позволяет рисовать прямые линии разной толщины и цвета.

Толщина линий устанавливается в панели Настройка инструмента, цвет – в панели Палитра.

Инструмент КРИВАЯ ЛИНИЯ позволяет рисовать кривые линии разной толщины и цвета. Толщина линий устанавливается в панели Настройка инструмента, цвет – в панели Палитра.

Инструменты ПРЯМОУГОЛЬНИК, МНОГОУГОЛЬНИК, ЭЛЛИПС, СКРУГЛЁННЫЙ ПРЯМОУГОЛЬНИК используются для построения геометрических фигур любого цвета и размера. Эти инструменты называют графическими примитивами.




Знакомятся с инструментами программы Paint и подписывают их названия в опорных конспектах.


Слайд 11

Чтобы установить нужный вид кисти, режим распыления, толщину линий и многие другие свойства инструментов графического редактора, необходимо воспользоваться панелью Настройка инструментов.

Панель Настройка инструментов находится под панелью Инструменты, и предназначена для изменения толщины линий, выбора разных кистей, особых режимов рисования геометрических фигур

Знакомятся с панелью Настройка инструментов программы Paint и выполняют записи в опорных конспектах.


Слайд 12

Панель Палитра предназначена для создания цветных рисунков.

Верхний квадрат соответствует цвету переднего плана. Выбор цвета производится с помощью левой кнопки мыши.

Нижний квадрат определяет фоновый цвет. Выбор цвета производится с помощью правой кнопки мыши.


  1. Физкультминутка

Слайд 13


Физорг класса проводит танцевальную паузу под ритмичную танцевальную музыку.

  1. Этап подготовки учащихся к выполнению практической работы.

Слайд 14
















Слайд 15

Прежде, чем вы приступите к выполнению практической работы, Незнайка напоминает о необходимости соблюдения правил Техники безопасности при работе за компьютером.

Назовите основные из них.



















Незнайка предлагает вам выполнить практическую работу. На слайде представлен возможный результат выполнения практической работы.



Называют основные правила ТБ и поведения при выполнении практической работы за компьютерами:

  • Быть внимательными, дисциплинированными, осторожными.

  • Не размещать на рабочем месте посторонние предметы.

  • Не трогать провода и разъемы соединительных кабелей.

  • Не прикасаться к экрану монитора.

  • Работать на клавиатуре чистыми, сухими руками.

  • Избегать резких движений и не покидать рабочее место без разрешения учителя.

  • О любых неполадках компьютера немедленно сообщить учителю.

Учащиеся просматривают возможный вариант результата практической работы.

  1. Этап закрепления новых знаний и способов действий (практическая работа).


При выполнении практической работы можете пользоваться подсказками Незнайки, которые записаны в Инструкционных картах.



Подведение итога практической работы.

Время выполнения практической работы подходит к концу.

Для подведения итога работы вернитесь за парты и оцените свою работу, поставив отметку в листе учёта в графе Практическая работа – Самооценка.

Учащиеся выполняют практическую работу. В случае затруднения могут использовать инструкционную карту (Подсказки от Незнайки).



Слайд 16

Для демонстрации правильного ответа нужно сделать клик ЛКМ на область ребуса.

При выполнении практической работы вам приходилось использовать инструмент Лупа (Масштаб) для многократного увеличения элементов рисунка. Что вы заметили при изменении масштаба изображения?



Чтобы найти объяснение этому, Незнайка предлагает разгадать очередной ребус.







Все изображения, созданные в среде графического редактора, состоят из мельчайших частичек квадратной формы, которые называются пикселями.

Пиксель - элементарный объект графического редактора Paint, минимальный элемент рисунка.




Отвечают на вопрос.

При увеличении масштаба границы графических объектов неровные, состоят из маленьких квадратиков.








Делают записи в своих опорных конспектах.

  1. Этап первичной проверки понимания изученного.


Слайд 17

Для воспроизведения вопроса нужно нажать на указатель , на который установлен триггер. При нажатии на область появившегося вопроса появляются ответы и закрываются вопросы.


Слайды 18


Для проверки ответа сделать клик ЛКМ на область выбранного варианта ответа.

Слайды 18-21 имеют одинаковую структуру и управление.

Незнайка многое вам поведал о графическом редакторе Paint и правилах работы в среде этой программы. И сейчас он предлагает выполнить задания, а для этого разделитесь на группы по 3-4 человека.

Задание 1: Кроссворд.

Незнайка задаёт вопрос, а вы, обсудив в группе, предоставляете ответ. Очко присуждается группе, давшей первой правильный ответ.

Вопросы кроссворда:

  1. Paint – это графический… (редактор)

  2. Им можно рисовать всё, что угодно. (Карандаш)

  3. Инструмент, позволяющий рисовать соответствующие фигуры любого цвета и размера. (Многоугольник)

  4. Рисующий инструмент. (Кисть)

  5. Минимальный элемент компьютерного рисунка, созданного в программе Paint. (Пиксель)

  6. Инструмент, предназначенный для мгновенного закрашивания ограниченной области рисунка. (Заливка)

  7. Инструмент, позволяющий добавлять текст к рисунку. (Надпись)

  8. Инструмент, позволяющий уточнить тот или иной цвет в рисунке. (Пипетка)

  9. Инструмент для разбрызгивания краски. (Распылитель)

Задание 2. Космический тест.

Незнайка гарантирует, что в случае правильного ответа вы полетите в космическое путешествие.

  • Графический редактор предназначен для:

    1. Создания и редактирования рисунков.

    2. Создания и редактирования текстового документа.

    3. Создания и редактирования отчетов

  • Инструментами в графическом редакторе являются

  1. Набор цветов.

  2. Карандаш, кисть, ластик, заливка.

  3. Эллипс, круг, прямоугольник.

  • Примитивами в графическом редакторе Paint являются

    1. Эллипс, круг, прямоугольник.

    2. Набор цветов.

    3. Карандаш, кисть, ластик, распылитель, заливка.

  • Минимальный элемент рисунка, созданного в программе PAINT, называется

  1. Точкой.

  2. Квадратом.

  3. Пикселем.

Посчитайте количество жетонов, заработанное командой. (Определяется группа-победитель).




Рассаживаются по группам.









Обсуждают задания, представитель группы озвучивает вариант ответа.

Группа учащихся, предоставившая первой правильный ответ, получает жетон.

  1. Этап подведения итогов занятия (самооценка, оценка учителя).


Внесите результат разгадывания кроссворда и ответов на космический тест от Незнайки в свои Листы учёта знаний, указывая в соответствующих графах количество данных вами правильных ответов.

Сдайте Листы учёта.

Оценки за урок ……



Заполняют Листы учёта знаний, оценивая свою работу на разных этапах урока.

  1. Этап информации о домашнем задании.

Слайд 22

На слайде представлено домашнее задание, подготовленное Незнайкой.

Эта информация есть в ваших опорных конспектах.

Прочитайте внимательно

§2.1.-2.2. стр. 36, 38.

Выполните задания 2.1. на стр. 37 и 2.2. на стр. 39.



Слушают информацию о домашнем задании, делают пометки в опорных конспектах и записывают в дневниках.

  1. Этап рефлексии.


Слайд 23





Слайд 24

Для подведения итога урока вернёмся к цели, которую каждый из вас определил для себя в начале урока.

В таблице (опорного конспекта) дайте оценку результата вашей работы на уроке.






Я скажу вам в заключенье:

Дело вовсе не в везенье.

И пятерки тот получит,

Кто сидит и честно учит.

Кто работы не боится,

Кому нравится учиться,

Тот, кто лень прогонит прочь,

Кто готов друзьям помочь,

Тот, кто хочет умным стать

И про все на свете знать!


Я и мой помощник Незнайка говорим вам СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Называют цель и характеризуют степень её достижения.



Ставят метку в таблице, помечая один из возможных вариантов:

  • Я всё знаю, могу объяснить.

  • Я всё знаю, понял, но не уверен.

  • Всё знаю, но не объясню.

  • У меня остались вопросы.




Источники информации

  1. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.:Питер, 2007 – 160с.: ил.

  2. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. М.: Баласс, 2004.

  3. Шеронова А.В. Давайте поиграем. / Информатика и образование. 2002. № 9.





3


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ