Урок по теме «Ветвление на языке Паскаль»
Урок по теме «Ветвление на языке Паскаль»
Цель: Продолжить формирование навыков решения основных типов задач по информатике в форме тестирования.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания учителей информатики по теме: «Программирование на языке Паскаль».
Оказать помощь в эффективной подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике.
Ход мастер-класса:
Целеполагание
Порядок изложения материала (блок 1):
1)структура программы на языке Паскаль;
2)простейшие операторы;
3)оператор присваивания;
4)простейшие команды ввода и вывода информации.
5)алфавит языка;
6) идентификаторы;
7)специальные символы;
8) операции;
9) стандартные функции;
Порядок изложения материала (блок 2):
1) алгоритмические структуры: условный оператор;
2) сложные условия;
Закрепление. Работа с памяткой для учащихся;
Самостоятельная работа (разбор задач ЕГЭ).
Проверка правильности выполнения заданий.
Итог мастер-класса.
Список литературы:
Долинер Л.И. основы программирования на языке Паскаль: практикум. Екатеринбург: Ин-т разв. рег. обр. Свердл. Обл., 2007. – 122 с.
ЕГЭ 2012. Информатика. Тренировочные задания / Н.Н. Самылкина, Е. М. Островская. – М. : Эксмо, 2011. – 208 с.
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги, тема моего мастер – класса «Решение основных типов задач по теме «Ветвление на языке Паскаль»». Я постараюсь в доступной форме вместе с вами повторить теоретический материал, рассмотреть ряд несложных задач и затем перейти к разбору заданий ЕГЭ Части В по программированию. Если будут возникать вопросы, то вы всегда сможете мне их задать.
Слайд 2
Рассмотрим задачу, представленную в виде блок-схемы с ветвлением. Не просто решим задачу, а запишем ее на алгоритмическом языке и на языке Паскаль. Для этого рассмотрим краткий теоретический материал.
Слайд 3
1)структура программы на языке Паскаль;
2)простейшие операторы;
(Написать на доске Program Z1 begin end)
Слайд 4
Самое главное действие, которое выполняет компьютер, - это запись информации в память. Суть действия проста: необходимо указать компьютеру, КУДА записывать и ЧТО записывать.
Для определения того, КУДА записывать, необходимо сначала дать указание компьютеру ЗАРЕЗЕРВИРОВАТЬ место в памяти. Выполняется это в блоке описания данных после слова VAR
(пояснить пример на слайде)
Слова, зарезервированные в языке Паскаль, использоваться в качестве имени блока памяти не могут!
Слайд 5
Для начала мы можем воспользоваться следующими стандартными типами для описания переменных (назвать их со слайда).
Продолжим работу с нашей программой. Как в программе обозначить типы вводимых переменных?
На доске
Var a, b, c: integer;
Слайд 6
В основном в программах на языке Паскаль используется 3 типа: целый, вещественный и строковый.
Целые числа в программах записываются также как в математике.
Вещественные числа записываются двумя способами: первый- аналогично математической записи, второй – в виде десятичного числа с плавающей точкой.
Строки представляют собой произвольный набор символов, заключенный в апострофы.
Слайд 7
Обратите внимание на знак присваивания – он состоит из двух значков: двоеточия и равно (:=), которые записываются друг за другом без пробелов.
Пояснить переменные num, day, name на слайде 7
На доске
A:=A+B
C:=B+1
Слайд 8
Чтобы вывести на экран дисплея какую-то информацию, используется команда вывода Write или Writeln. Writeln отличается только тем, что курсор переходит в начало следующей стоки.
Обратите внимание, что вместо имен переменных на экран выводятся значения этих переменных.
Для того, чтобы вывести на экран дисплея текст, необходимо выводимый текст заключить в апострофы.
Слайд 9
Рассмотрим следующую небольшую программу (объяснить задачу)
На доске
Writeln (‘A=’, A);
Writeln (‘C=’, C);
Для того, чтобы можно было работать с какой-то переменной величиной, необходимо задать ее значение. Первый путь – присвоить ей значение с помощью команды присваивания (показать на слайде в задаче). Эта программа годится только для того, чтобы вычислить S и L для окружности радиуса 73.34. для того, чтобы вычислить S и L для окружности другого радиуса, необходимо написать (или изменить старую) программу.
Слайд 10
На доске
Writeln (‘Введите значение А’);
Readln (A);
Writeln (‘Введите значение B’);
Readln (B);
Слайд 11
После того, как программа написана, она должна пройти отладку. Проверяется правильность применения алфавита языка.
Как и любой другой язык программирования, Паскаль имеет свой алфавит – набор символов, разрешенных к использованию и воспринимаемых компилятором. Доступные в языке символы (или группы символов, рассматриваемых как единое целое) можно условно разбить на четыре группы:
Слайд 12
Компилятор не различает прописные и строчные буквы. Цифры в идентификаторе могут присутствовать в любой позиции кроме первой.
Слайд 13
Слайд 14
Например на доске A:=A+B
Кроме сложения, которое мы использовали в задании, в Паскале есть и другие функции.
Слайд 15
Например функция abs- возвращает абсолютное значение (модуль) числа
В нашей программе осталась строка, в которой не написан оператор условия.
Слайд 16
Очень часто возникают ситуации, при которых необходимо сначала проверить некоторое условие, а затем, в зависимости от результатов проверки, выполнить какие- то действия.
Такая алгоритмическая конструкция называется развилкой и в языке Паскаль записывается следующим образом (показать на слайде)
Допишем нашу программу
На доске
If A< 10 then
begin
A:=A+B;
C:=B+1;
End;
Слайд 17
Объяснить только IF
Слайд 18
Кратко объяснить задачу
Обратите внимание, что при записи сложного логического выражения простые выражения заключаются в скобки!
// Подпрограммы, увеличивающие возможности текстового ввода/вывода, сосредоточены в библиотеке (модуле) CRT
4.Работа с памяткой для учащихся (раздать памятку педагогам). Я подготовила памятку, которую рекомендую использовать на уроках для лучшего усвоения материала.
5.Предлагаю самостоятельно решить две задачи из ЕГЭ части В, аналогичные той, что на доске. Самостоятельная работа (разбор задач ЕГЭ). В сборнике ЕГЭ по информатике 2012 к теме программирования относятся задания А5, А6, В2, С1, С2.
Слайд 19
6.Проверка правильности выполнения заданий.
Слайд 20
7. Уважаемые коллеги, на столах у вас лежат листочки, пожалуйста, напишите свое мнение о мастер-классе. Спасибо. Итог мастер-класса (рефлексия).
Открытое мероприятие
Мастер-класс «Решение основных типов задач по теме «Ветвление на языке Паскаль»»
Цель: Продолжить формирование навыков решения основных типов задач по информатике в форме тестирования.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания учителей информатики по теме: «Программирование на языке Паскаль».
Оказать помощь в эффективной подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике.
Что понравилось:______________________________________________________
Что не понравилось: ___________________________________________________
Ваши предложения:____________________________________________________
ФИО ________________________________________________________________
Открытое мероприятие
Мастер-класс «Решение основных типов задач по теме «Ветвление на языке Паскаль»»
Цель: Продолжить формирование навыков решения основных типов задач по информатике в форме тестирования.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания учителей информатики по теме: «Программирование на языке Паскаль».
Оказать помощь в эффективной подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике.
Что понравилось:______________________________________________________
Что не понравилось: ___________________________________________________
Ваши предложения:____________________________________________________
ФИО ________________________________________________________________
Памятка для учащихся «Язык программирования Паскаль»
Структура программы на языке Паскаль
Оператор присваивания
Типы данных
Операции
Стандартные функции
Задания для самостоятельной работы
Задание №1
Ответ ____________________________________________________________
Задание №2
Ответ ____________________________________________________________
Источник: ЕГЭ 2012. Информатика. Тренировочные задания / Н.Н. Самылкина, Е. М. Островская. – М. : Эксмо, 2011. – 208 с. (Задание B2)
Program Z1;
Uses crt;
Var A, B, C: integer;
Begin
Clrscr;
Writeln (‘Введите значение А’);
Readln (A);
Writeln (‘Введите значение B’);
Readln (B);
IF A< 10 then
begin
A:=A+B;
C:=B+1;
End;
Writeln (‘A=’, A);
Writeln (‘C=’, C);
End.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ