Урок по теме «Ветвление на языке Паскаль»

Урок по теме «Ветвление на языке Паскаль»

Цель: Продолжить формирование навыков решения основных типов задач по информатике в форме тестирования.


Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания учителей информатики по теме: «Программирование на языке Паскаль».

  2. Оказать помощь в эффективной подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике.

Ход мастер-класса:

  1. Целеполагание

  2. Порядок изложения материала (блок 1):

1)структура программы на языке Паскаль;

2)простейшие операторы;

3)оператор присваивания;

4)простейшие команды ввода и вывода информации.

5)алфавит языка;

6) идентификаторы;

7)специальные символы;

8) операции;

9) стандартные функции;

  1. Порядок изложения материала (блок 2):

1) алгоритмические структуры: условный оператор;

2) сложные условия;

  1. Закрепление. Работа с памяткой для учащихся;

  2. Самостоятельная работа (разбор задач ЕГЭ).

  3. Проверка правильности выполнения заданий.

  4. Итог мастер-класса.



Список литературы:

  1. Долинер Л.И. основы программирования на языке Паскаль: практикум. Екатеринбург: Ин-т разв. рег. обр. Свердл. Обл., 2007. – 122 с.

  2. ЕГЭ 2012. Информатика. Тренировочные задания / Н.Н. Самылкина, Е. М. Островская. – М. : Эксмо, 2011. – 208 с.











Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги, тема моего мастер – класса «Решение основных типов задач по теме «Ветвление на языке Паскаль»». Я постараюсь в доступной форме вместе с вами повторить теоретический материал, рассмотреть ряд несложных задач и затем перейти к разбору заданий ЕГЭ Части В по программированию. Если будут возникать вопросы, то вы всегда сможете мне их задать.

Слайд 2

Рассмотрим задачу, представленную в виде блок-схемы с ветвлением. Не просто решим задачу, а запишем ее на алгоритмическом языке и на языке Паскаль. Для этого рассмотрим краткий теоретический материал.

Слайд 3



1)структура программы на языке Паскаль;

C:\Documents and Settings\12\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Scan9.jpg C:\Documents and Settings\12\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Scan9.jpg

2)простейшие операторы;C:\Documents and Settings\12\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Scan10.jpg



















(Написать на доске Program Z1 begin end)



Слайд 4

Самое главное действие, которое выполняет компьютер, - это запись информации в память. Суть действия проста: необходимо указать компьютеру, КУДА записывать и ЧТО записывать.

Для определения того, КУДА записывать, необходимо сначала дать указание компьютеру ЗАРЕЗЕРВИРОВАТЬ место в памяти. Выполняется это в блоке описания данных после слова VAR

(пояснить пример на слайде)

Слова, зарезервированные в языке Паскаль, использоваться в качестве имени блока памяти не могут!



Слайд 5

Для начала мы можем воспользоваться следующими стандартными типами для описания переменных (назвать их со слайда).

Продолжим работу с нашей программой. Как в программе обозначить типы вводимых переменных?

На доске

Var a, b, c: integer;



Слайд 6

В основном в программах на языке Паскаль используется 3 типа: целый, вещественный и строковый.

Целые числа в программах записываются также как в математике.

Вещественные числа записываются двумя способами: первый- аналогично математической записи, второй – в виде десятичного числа с плавающей точкой.

Строки представляют собой произвольный набор символов, заключенный в апострофы.



Слайд 7

Обратите внимание на знак присваивания – он состоит из двух значков: двоеточия и равно (:=), которые записываются друг за другом без пробелов.

Пояснить переменные num, day, name на слайде 7

На доске

A:=A+B

C:=B+1







Слайд 8

Чтобы вывести на экран дисплея какую-то информацию, используется команда вывода Write или Writeln. Writeln отличается только тем, что курсор переходит в начало следующей стоки.

Обратите внимание, что вместо имен переменных на экран выводятся значения этих переменных.

Для того, чтобы вывести на экран дисплея текст, необходимо выводимый текст заключить в апострофы.



Слайд 9

Рассмотрим следующую небольшую программу (объяснить задачу)

На доске

Writeln (‘A=’, A);

Writeln (‘C=’, C);



Для того, чтобы можно было работать с какой-то переменной величиной, необходимо задать ее значение. Первый путь – присвоить ей значение с помощью команды присваивания (показать на слайде в задаче). Эта программа годится только для того, чтобы вычислить S и L для окружности радиуса 73.34. для того, чтобы вычислить S и L для окружности другого радиуса, необходимо написать (или изменить старую) программу.



Слайд 10

C:\Users\Женя\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Scan13.jpg

На доске

Writeln (‘Введите значение А’);

Readln (A);

Writeln (‘Введите значение B’);

Readln (B);











Слайд 11

После того, как программа написана, она должна пройти отладку. Проверяется правильность применения алфавита языка.

Как и любой другой язык программирования, Паскаль имеет свой алфавит – набор символов, разрешенных к использованию и воспринимаемых компилятором. Доступные в языке символы (или группы символов, рассматриваемых как единое целое) можно условно разбить на четыре группы:



Слайд 12

Компилятор не различает прописные и строчные буквы. Цифры в идентификаторе могут присутствовать в любой позиции кроме первой.



Слайд 13

C:\Users\Женя\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Scan9.jpg



Слайд 14

C:\Documents and Settings\12\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Scan11.jpg

Например на доске A:=A+B

Кроме сложения, которое мы использовали в задании, в Паскале есть и другие функции.



Слайд 15

Например функция abs- возвращает абсолютное значение (модуль) числа



В нашей программе осталась строка, в которой не написан оператор условия.



Слайд 16

Очень часто возникают ситуации, при которых необходимо сначала проверить некоторое условие, а затем, в зависимости от результатов проверки, выполнить какие- то действия.

Такая алгоритмическая конструкция называется развилкой и в языке Паскаль записывается следующим образом (показать на слайде)

Допишем нашу программу

На доске

If A< 10 then

begin

A:=A+B;

C:=B+1;

End;



Слайд 17

Объяснить только IF





Слайд 18

Кратко объяснить задачу

Обратите внимание, что при записи сложного логического выражения простые выражения заключаются в скобки!

// Подпрограммы, увеличивающие возможности текстового ввода/вывода, сосредоточены в библиотеке (модуле) CRT



4.Работа с памяткой для учащихся (раздать памятку педагогам). Я подготовила памятку, которую рекомендую использовать на уроках для лучшего усвоения материала.


5.Предлагаю самостоятельно решить две задачи из ЕГЭ части В, аналогичные той, что на доске. Самостоятельная работа (разбор задач ЕГЭ). В сборнике ЕГЭ по информатике 2012 к теме программирования относятся задания А5, А6, В2, С1, С2.

Слайд 19

6.Проверка правильности выполнения заданий.

Слайд 20

7. Уважаемые коллеги, на столах у вас лежат листочки, пожалуйста, напишите свое мнение о мастер-классе. Спасибо. Итог мастер-класса (рефлексия).









Открытое мероприятие

Мастер-класс «Решение основных типов задач по теме «Ветвление на языке Паскаль»»

Цель: Продолжить формирование навыков решения основных типов задач по информатике в форме тестирования.

Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания учителей информатики по теме: «Программирование на языке Паскаль».

  2. Оказать помощь в эффективной подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике.

Что понравилось:______________________________________________________

Что не понравилось: ___________________________________________________

Ваши предложения:____________________________________________________

ФИО ________________________________________________________________





Открытое мероприятие

Мастер-класс «Решение основных типов задач по теме «Ветвление на языке Паскаль»»

Цель: Продолжить формирование навыков решения основных типов задач по информатике в форме тестирования.

Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания учителей информатики по теме: «Программирование на языке Паскаль».

  2. Оказать помощь в эффективной подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике.

Что понравилось:______________________________________________________

Что не понравилось: ___________________________________________________

Ваши предложения:____________________________________________________

ФИО ________________________________________________________________






Памятка для учащихся «Язык программирования Паскаль»

  1. Структура программы на языке Паскаль

C:\Documents and Settings\12\Рабочий стол\Scan.jpg

C:\Documents and Settings\12\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Scan1.jpg

  1. Оператор присваивания

C:\Documents and Settings\12\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Scan2.jpg

  1. Типы данных

C:\Documents and Settings\12\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Scan2.jpg

  1. Операции

C:\Documents and Settings\12\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Scan3.jpg

  1. Стандартные функции

Задания для самостоятельной работы

Задание №1

C:\Documents and Settings\12\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Scan4.jpg

Ответ ____________________________________________________________

Задание №2

C:\Documents and Settings\12\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Scan5.jpg

Ответ ____________________________________________________________

Источник: ЕГЭ 2012. Информатика. Тренировочные задания / Н.Н. Самылкина, Е. М. Островская. – М. : Эксмо, 2011. – 208 с. (Задание B2)

Program Z1;

Uses crt;

Var A, B, C: integer;

Begin

Clrscr;

Writeln (‘Введите значение А’);

Readln (A);

Writeln (‘Введите значение B’);

Readln (B);

IF A< 10 then

begin

A:=A+B;

C:=B+1;

End;

Writeln (‘A=’, A);

Writeln (‘C=’, C);

End.


15


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ