Классный час для 2-4 классов начальной школы «От героев былых времен Отечественная война 1812 года»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1034 города Москвы







Классный час для 2-4 классов начальной школы





«От героев былых времен…

Отечественная война 1812 года»









подготовила Гуцол Елена Вячеславовна,

учитель начальных классов

Почетный работник РФ























Москва 2012







Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Не даром помнит вся Россия
   Про день Бородина!

М. Лермонтов



  1. Организационный момент

Учащиеся, делятся на команды, подходят к первой парте и собирают пазлы.

Как вы думаете чьи это портреты? (это полководцы).

Что обозначает слово полководец?

О каком времени будет речь о мирном или военном?

О какой войне может идти речь? (о войне 1812 и 1941)

Если я вам скажу что это Кутузов и Наполеон, то о какой войне пойдет речь? (1812)

В этом году мы отмечаем 200-летие грандиозного события нашей истории –

Отечественной войны 1812 года. Это событие – одно из самых героических страниц истории нашей Родины.


Получаются два портрета

  1. Постановка цели и задач урока

Чему мы научимся и что узнаем на уроке? (варианты ответов детей)

Цели урока:

  • Дидактические цели:

    • создать условия для формирования представления о войне 1812 года;

    • познакомить с великими полководцами;

  • Развивающие цели: продолжить развитие и становление:

    • интеллектуальных умений;

    • практических умений: работа со справочниками, тестами;

    • положительных качеств ребенка.

    • расширить социальный опыт учащихся;

  • Воспитательные цели:

    • воспитание патриотизма, чувства национальной гордости за славные дела предков, за то, что перед лицом грозной опасности наш народ всегда находит силы дать отпор врагу.



  1. Постановка темы урока.

О чем пойдет речь на уроке?

Как вы думаете как будет звучать тема нашего урока? ( От героев былых времен…. Война 1812 года)

Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. О таком событии мы сегодня услышим.


Тема урока – От героев былых времен…Отечественная война 1812 года


  1. Работа по теме

Кто же «главные герои» этой войны?

Победа над Наполеоном – то, чем знаменит для нас Кутузов. А что мы знаем о Кутузове?


Кутузов родился в Санкт-Петербурге в начале осени 1747 года.

Когда мальчик чуть подрос, его отправили в имение отца под Псковом. В деревне среди северных лесов Мише предстояло расти и набираться здоровья, пока не придёт пора учиться. Главным учителем был отец, который умел просто и ясно объяснять самые сложные и непонятные вещи. Среди друзей и со-

Сослуживцев у отца даже было прозвище разумная книга, потому что он много читал и, казалось, знал обо всём на свете. В двенадцать лет Миша был зачислен в военную Инженерно-артиллерийскую школу. Там преподавал отец, а сын хотел быть во всём похожим на него.

В ту пору Россия вела затяжные войны с Турцией. И юный офицер Кутузов много и успешно воевал, получая всё более высокие

звания. В двадцать два года он уже стал подполковником! И где бы ни служил молодой военный, все замечали его беспримерную

храбрость — он всегда был впереди и вёл за собой своих солдат, не прячась от пуль, и потому они готовы были идти за своим коман-

диром в огонь и в воду. В одном из боёв Кутузов был тяжело ранен в голову: пуля попа-

ла в левый висок и вышла около правого глаза. В то время такое ранение считалось смертельным. Удивительно, что через несколько лет, во время очередного сражения, вражеская пуля опять попала почти в то же место, и снова Кутузов остался жив, к из млению докторов. Учителем Кутузова в армии был Суворов. Суворов любил Кутузова не только за его храбрость (храбрецов в русской армии всегда доставало), но и за ясный ум.

Когда Наполеон вторгся на территорию России, командовать армией Кутузову не разрешал царь (он недолюбливал Кутузова), и когда крах страны были на грани, царь назначил Кутузова полководцем. Солдаты встретили его криками «Ура!» и слезами радости. Русская армия продолжала отступать (войско Наполеона было намного больше). На третий день отступлений остановились у деревни Бородино и именно здесь решили дать решающее сражение. Кутузову надо было поставить на Бородинском поле артиллерию и построить укрепления. Для этого нужно было

время, а французы шли за нами по пятам. Чтобы задержать их, небольшой русский отряд до ночи сдерживал натиск втрое более

многочисленного отряда французов у деревни Шевардино`.

На рассвете 26 августа началось одно из самых упорных и кровопролитных сражений в истории девятнадцатого века. Оно

продолжалось до глубокой ночи. На Бородинском поле погибли

60 тысяч французов и 40 тысяч русских. Окончилось сражение тем, что Наполеон увёл свои войска с поля боя. По всем правилам войны это была победа русской армии. И всё-таки ночью Кутузов снова отступил и пошёл к Москве. Он понимал, что его

армия обессилена тяжёлой битвой, а у французов в запасе ещё

оставались свежие войска. Царь требовал, чтобы армия защитила Москву, но это было невозможно. Кутузов это знал и поэтому ночью горько плакал в своей комнате. Когда 2 сентября армия Наполеона вошла в Москву, то там уже никого не было. Жители ушли в леса, унесли с собой все запасы продовольствия и увели весь скот, чтобы Наполеону и его армии нечем было поживиться.

Когда французская разведка донесла своему императору, что, покинув Москву, русская армия отступает по Рязанской дороге,

прикрываемая отрядами казаков, тот приказал: Догнать и разбить. Французы немедленно приступили к выполнению приказа. Но казачьи полки, которые вроде бы прикрывали отход русских, не стали ввязываться в драку и торопливо отошли дальше в

сторону Рязани, увлекая за собой французские войска.

Целый день французы догоняли русских, пытаясь втянуть их в бой, а вечером казаки вдруг взяли и рассеялись по окрестным лесам. Тут-то французские генералы и обнаружили, что казаки эти никого не прикрывали, а дорога на Рязань совершенно пуста.

И где же русская армия? Будто испарилась!

А на самом деле в этом и состояла хитрость Кутузова. Приказав казакам заманивать французов как можно дальше по Рязанской

дороге, он в это время уводил свои войска совсем в другую сторону по Калужской дороге. Там русская армия могла в безопасности собраться с силами для очередного сражения. Потеряв русскую армию из виду, Наполеон остался в Москве.

Но чем дольше он там находился, тем меньше чувствовал себя победителем. Запасы еды в покинутом городе довольно скоро кон-

чились, а команды, отправляемые на её поиски в подмосковные деревни, обратно, как правило, не возвращались. Пожар всё ширился, город полыхал с разных концов, столбы дыма уходили в небо, чёрные хлопья гари кружились в воздухе. И вот 12 октября под небольшим городком Малоярослaвцем состоялось очередное сражение, во время которого французы были разбиты. Теперь уже настала

их очередь отступать: бывшая великая армия бежала по Старой Смоленской дороге, по которой несколько месяцев назад так браво вышагивала на завоевание России. Начались дожди, потом снег…

К декабрю от грозной наполеоновской армии осталась лишь горстка голодных и замёрзших оборванцев, бредущих домой по заметённой снегом дороге мимо пустых деревень, продуваемых ветром полей и стылых лесов.

Наполеон же, бросив остатки армии, просто сбежал из непонятной и страшной России к себе на родину. Уже потом русская армия освободит от Наполеона всю Европу и займёт столицу Франции город Париж. Бонапарта будут судить и сошлют навечно в ссылку на далёкий остров в Средиземном море. Но Кутузов этого уже не увидит: через три месяца после изгнания Наполеона из России он умрёт от обыкновеннейшей простуды...

Рассказ учителя

  1. Рефлексия

1. Рядом с каким городом была окончательно разбита французская армия? (Малоярославец)

2. Армейский учитель Кутузова. (Суворов)

3. На каком поле произошло самое кровавое побоище? (Бородинское)

4. Великий российский полководец. (Кутузов)

5. Главнокомандующий французской армии (Наполеон)

6. Что помогло русской армии победить французов? (хитрость)

Кроссворд

  1. Итог урока

Что нового и интересного узнали?


  1. Домашнее задание.

Рассказать родственникам об Отечественной войне 1812 года и ее героях.





Приложение 1. (распечатать и разрезать)

Кутузов

Наполеон



Приложение 2. Кроссворд.

















































Список использованной литературы.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ