Конспект урока для 5 класса по теме "Образование афинян"

Материал подготовлен:

Световой Ксенией Александровной

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №37

Г. Краснодар














































ОБРАЗОВАНИЕ АФИНЯН


Урок с элементами театрализованного представления, поэтому время проверки домашнего задания сокращается.


Цель урока: ознакомить учащихся с обучением в древнегреческой школе; дать представление о греческом алфавите, основам математики Эллады и предметам , изучаемым древнегреческими школьниками.


Оборудование: картины «Альбома по истории Древнего мира».


Основные понятия: педагог, палестра, гимнасии.


Тип урока: комбинированный, с элементами театрализованного представления.


Ход урока.


  1. Орг. момент.


  1. Проверка домашнего задания.


  1. Один ученик вызывается к доске:

1200 г. до н.э.

1500 г. до н.э.

480 г. до н.э.

490 г. до н.э.

2. Три ученика получают задания по карточкам:

№ 1. Архонт, илоты, полис.

№ 2. Ареопаг, фаланга, метек.

№ 3. Демократия, стратег, триера.


    1. Вопросы классу:

  1. Какое правительство играло большую роль в жизни афинян?

  2. Что называют древним сердцем Афин?

  3. Что такое Акрополь?

- Парфенон?

- Эрехтейон?

- портики?

- фронтоны?

4) В чем разница между дорическими и ионическими колоннами?



  1. Изложение нового материала:


  1. Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! (Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!)

Сегодня я, грамматист Беотий, ввожу вас в свою школу. Будьте усердны. Не шалите – розги всегда лежат перед вами.

А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов-педологов, сядьте прямо и начнем урок.

Учитель открывает разворот доски. На доске мелом написан греческий алфавит и название каждой буквы (по-русски).



Αα – альфа Ζζ – дзета Λλ – ламбда Ππ –пи Φφ – фи

Ββ – бета Ηη – эта Μμ – мю Ρρ – ро Χχ – хи

Γγ – гамма Θθ – тета Νν – ню Σςσ – сигма Ψψ – пси

Δδ – дельта Ιι – иота Ξξ – кси Ττ – тау Ωω - омега

Εε – эпсилон Κκ – каппа Οο - омикрон Υυ - ипсилон


– Сегодня мы выучим алфавит и постараемся записать несколько слов. Послушайте, как может быть музыкальна эллинская речь (учитель читает начальные строки «Илиады»):


Мэнин айдэ теа Пэлэиадо Ахиллеос

Уломенун, hэ мюри Ахайос альгэ этэкен.


Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал…



  1. Далее продолжение речи учителя:


– А теперь напишем имя прекрасного бога – покровителя искусств. Как его зовут?

Правильно – Аполлон. (На доске – Απολλον).

А как называется по-гречески наука о прошлом? – История.

Как надо записать? – Ιστορια.

А как называют наших родных? Кого мы видим каждый день в своём доме?

Мама по-гречески – ματηρ (матэр), папа – πατηρ (патэр).

А у кого дома тявкает ещё один член семьи – кюнэ? Как перевести? Собака. Запишите это слово – κυνη.

Теперь попытайтесь записать своё имя.


  1. Сейчас мы позанимаемся с цифрами. Они пишутся как буквы, но сверху мы ставим значок – титло.

Учитель стирает название букв, ставит титло и пишет название цифр:


α, – 1 ζ, – 7 λ, – 30 π, – 80 φ, – 500

β, – 2 η, – 8 μ, – 40 ρ, – 100 χ, – 600

γ, – 3 θ, – 9 ν, – 50 σ, – 200 ψ, – 700

δ, – 4 ι, – 10 ξ, – 60 τ, – 300 ω, - 800

ε, – 5 κ, – 20 ο, - 70 υ, – 400 ,α - 1000


Теперь решим пример:

η, + σ, = ι, β,


  1. И последним на сегодня будет урок риторики.

- Вы научились писать и считать, без искусства красноречия наш гражданин не сможет предложить закон и защитить себя от ложных обвинений в суде. Для этого надо уметь говорить с обществом.

- О дар слова – великая сила! Знаете, какие слухи ходили о знаменитом ораторе Перикле? Если его в кулачном бою положить на лопатки, а потом дать ему слово, то через 10 минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой – так убедительно он говорил!

К доске выходят 2 мальчика и хвалят друг друга, первый кто запнется, проигрывает.

Заключительное слово учителя:


IV. Рефлексия: Что общего в древнегреческой и современной школе, а чем оно отличается?



В данном уроке использованы материалы библиотеки «Первое сентября». «Я иду на урок истории».1999.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ