Конспект урока "Колонии древних греков" 5 класс
Конспект урока по истории Древнего мира
5 класс
Учитель: Тальков С.В.
Тема: Основание греческих колоний
Тип урока: комбинированный
Форма урока: традиционная
Программное содержание: Греческие колонии на берегах Средиземного и черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Цель: ознакомить учащихся с основным содержанием материала
Задачи:
выявить причины колонизации;
обозначить основные направления колонизации, важнейшие колонии;
на примере греков и скифов донести до учащихся необходимость почитания Родины даже за ее пределами;
продолжить развитие навыков работы с картой;
побудить учащихся к рассуждению и аргументированию своей точки зрения.
Основные даты: 8 – 6вв. до н.э.
Основные понятия: Эллада, эллины
Основные имена: Геродот, Скил
Оборудование урока: карта Средиземноморья
План изучения нового материала:
Причины колонизации;
Основные колонии;
Соседи греческих колонизаторов, Скил;
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный момент
Приветствие
Отметка присутствующих
Проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь, дневник, атлас, письменные принадлежности)
Подготовка к работе: запись числа в тетрадь, позитивный настрой на урок
Постановка учебной задачи
Вступительное слово учителя.
Мы знаем о том, что страна греков была неплодородной, гористой. Здесь было мало земли, и нечем прокормить растущее население. И что же делали греки? Они уплывали за пределы Родины искать лучшую жизнь. Это и называлось Колонизацией.
Главный вопрос:
Нужно ли сохранять традиции своего народа?
Изучение нового материала
1.Причины колонизации
Образное повествование.
Что заставляло греков покидать свою Родину? Я расскажу вам несколько историй из жизни Древних греков, а вы попытаетесь найти то, что, по вашему мнению, побудило их покинуть Родину.
«Я бедный крестьянин, в нашей долине лучше меня никто не умеет вспахивать землю, но что толку! Участок мой высоко в горах, земли в долине захватила власть. Сколько не работай, все равно не сможешь прокормить себя».
- Какая причина отъезда в этой истории?
«У меня поставили на участке долговой камень, лишился я покоя. Боюсь стать рабом – должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где, сколько хочешь земли».
- А здесь, какая причина?
«Я торговец и мне нужно все знать, что твориться за границей. Люди рассказывают, что в заморских странах меняют пшеницу и рабов на греческие товары: вазы, шерстяные ткани, вино, оливковое масло, оружие. Я хочу обогатиться за морем»
- Что здесь является причиной?
«В моем городе творится хаос. Мои друзья и я держали власть в руках, пока не взбунтовались соперники, они подняли народный мятеж и захватили город. Меня выгнали из родного города, нет пути назад».
- Какая причина отъезда в этой истории?
Причины колонизации
Недостаток земли
Угроза долговой кабалы
Перспективы морской торговли
Политическая борьба
2. Основные колонии
Образное повествование с использованием карты.
А теперь ознакомимся с основными греческими колониями. Греки селились вдоль Черного моря, здесь были города Херсонес, Ольвия, Танаис. На Сицилии находились Сиракузы. На Севере Африки была Кирена, самая западная – Массилия.
3. Соседи греческих колонизаторов, Скил.
Работа с понятиями.
Рядом с греками жили слаборазвитые народы, которых они пренебрежительно называли варварами. Это слово переводится как «нечленораздельно говорящие», им казалось, что они говорят «bar – bar – bar», отсюда это слово вошло в обиход.
Себя греки называли эллинами, а свою Родину – Элладой. Эллины воспевали свою Родину, считали ее лучшей, гордились ей и делали все для ее процветания.
Сюжетное повествование.
К северным берегам Черного моря приплыл знаменитый греческий историк Геродот. Это был город Ольвия. По соседству жили скифы. В своей книге Геродот рассказал легенду о скифском царе Скиле.
Выборочное чтение.
- Почему Скилу понравилась греческая культура?
- Почему скифы разгневались на царя?
Первичное повторение
Повторительно – обобщающая беседа.
- Вспомните причины колонизации.
-От кого мы знаем историю о Скиле?
- Представьте себе, вы эллины и покинули свою Родину, где вы первой очередью будете селиться? Какой должна быть эта земля?
- Помнили они свою Родину, традиции, обычаи, семью, или навсегда забыли неприветливое Отечество?
Работа с картой: игра «молчанка».
Учитель, молча, показывает основные колонии.
Вывод: Грекам приходилось покидать Родину, но они на новой земле строили такую же жизнь, что и в Греции: законы, власть, праздники, божества, еда, напитки, дома, искусство… Соблюдение традиций и веры предков необходимо, т.к. это и есть история народа.
Подведение итогов урока
Общая характеристика познавательной деятельности учащихся, содержательная оценка и выставление отметок
Приветствуют стоя
Дежурный
Пройти по рядам
На доске число
Запись темы в тетрадь
Нехватка земли
Долговая кабала
Выгодная торговля в колониях
Политическая борьба
Учащиеся фиксируют схему в тетрадь
Запись в тетрадь под диктовку:
направления
колонизации.
Херсонес, Ольвия, Танаис. Сиракузы. Кирена. Мессилия.
Запись в тетрадь под диктовку: Варвары – собирательное обозначение греками соседних народов.
Эллины – самоназвание Древних греков. Эллада – обозначение Древней Греции.
Учебник стр.155 – 156 (6 человек по абзацу)
Греческая культура была доселе невиданной и интересной для молодого царя, он считал ее высокоразвитой и красивой.
Нельзя нарушать обычаи предков. Нужно почитать свою Родину, какой бы она не была.
Нехватка земли, долговая кабала, выгодная торговля в колониях, политическая борьба.
От Геродота.
На берегу моря с достатком земли и полезных ископаемых.
Безусловно, почитали тех же богов, устраивали те же праздники, что и в Элладе.
Учащиеся по очереди называют колонии.
Запись д/з в тетрадь:
Параграф 32, запомнить записанное в тетради.
УМК
Учебник: Вигасин А.А. Годер Г.И. Свеницкая И.С. История древнего мира: учебник для 5 класса. Просвещение 1997.
Методическое пособие: Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 класс: пособие для учителя. Просвещение 2003.
УМК
Учебник: Вигасин А.А. Годер Г.И. Свеницкая И.С. История древнего мира: учебник для 5 класса. Просвещение 1997.
Методическое пособие: Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 класс: пособие для учителя. Просвещение 2003.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ