Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс «Искусство Древнего Египта»

Конспект урока

по истории Древнего мира 5 класс

Тема: «Искусство Древнего Египта»

Технология проблемного обучения.


Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний; урок-экскурсия.

Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Используемый учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5класс., А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под редакцией А.А.Искендерова. – М.: Просвещение, 2012

Цели урока:

- развивающая: способствовать ознакомлению со строительством пирамид, особенностями похоронного обряда Древнего Египта, ролью пирамид в системе мировосприятия египтян.

- образовательная: расширение понятийной базы за счет включение в нее новых элементов: пирамиды, архитектура, скульптура, живопись, Большой сфинкс, пирамида фараона Хеопса, обелиск, колонны; развитие внимания, умения выделять главное, формулировать вопросы, составлять монологический рассказ, ориентироваться во

времени, работать с новыми понятиями.

- воспитательная: повысить уровень культуры учащихся, привить интерес к предмету.

Задачи урока:

- личностные: понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов.

- метапредметные: готовность к сотрудничеству в коллективной работе; планирование и регуляция своей деятельности.

- предметные: готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность.

Техническое оборудование: компьютер, презентация «Искусство Древнего Египта», карта.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих, намечает планы урока.

2. Контроль знаний.

Цель этапа: повторить пройденный материал и подготовить учащихся к усвоению нового материала.

Учитель напоминает, что на уроке идет продолжение

изучения темы «Древний Египет», и что часть этой проблемы – вопросы, связанные с

религией и искусством. Предлагает задавать вопросы и отвечать на них в рамках темы

«Религия Древнего Египта». Выдвигает основные требования к такому повторению: задавать вопросы, не нарушая порядка приведенных пунктов текста учебника и

отвечать, приводя доказательства, делая выводы. Корректируют свои вопросы, которые заготовили дома. Были предложены следующие вопросы:

1) Какое отношение имеют жрецы к богам?

2) Перечислить каким богам поклонялись египтяне?

3) Кто из богов у древних египтян был главным и почему именно он?

4) Почему археологи в песках Египта находят целые кладбища священных кошек, крокодилов, быков..?

5) Кто главный в «царстве мертвых» и вершит там суд?

Ученики отвечают на поставленные вопросы. Другие ученики дополняют ответы, если они были не полными.

3. Изучение нового материала.

План изучения нового материала:

  1. Первое из чудес света.

  2. Храмы – жилища богов.

  3. Гробница фараона Тутанхамона.

  4. Пойдемте в музей!

Учитель: приступая к изучению нового материала необходимо раскрыть суть понятия «искусство Древнего Египта» - высокое мастерство и творчество в строительстве пирамид и храмов, создании скульптур, живописи, искусные работы по другим ремеслам.

Далее ставится проблемное задание и озвучиваются темы проектов:

1. Пирамида фараона Хеопса.

2. Архитекторы и строители пирамид.

Проблемное задание: что являлось основным фактором, который влиял на развитие искусства древних египтян?

Учитель сообщает тему урока, которая зафиксирована на доске.

  1. Первое из чудес света.

Итак, фараону все поклоняются, и он является самым важным человеком в Древнем Египте. И фараоны желали прославить свое имя на века. Они совершали военные походы, а их писцы фиксировали победы на папирусе. Но фараоны также призывали строить для себя огромные сооружения. Строили для фараонов усыпальницы - гробницы – пирамиды.

Предлагает это понятие записать в тетрадь ( Пирамида – каменное сооружение с четырехугольным основанием и сходящимися к вершине боковыми гранями, служившее гробницей фараона в Древнем Египте.).

Учитель показывает, как выглядела пирамида Хеопса (слайд 1). Рассказывает о строительстве пирамид, об их тайнах, о том, почему их называют «одним из чудес света». Сообщает, что пирамида Хеопса была построена в 3 тысячелетии до н.э., = 2600 л. до н.э. Посчитайте, сколько лет прошло с момента

строительства пирамиды до наших дней. Предлагает поработать с линией времени на доске и в тетради. Ставит информационно-ориентировочное задание:

  1. Почему в Древнем Египте были возведены сооружения, ставшие одними из самых знаменитых в истории человечества?

  2. Почему пирамиды считаются одним из чудес света?

Ответы детей.

  1. Храмы – жилища богов.

Учитель: говорит, что сохранились не только пирамиды, но и храмы (только лишь развалины) – жилища богов, где жрец поддерживает с последним связь.

Показывает картину «Древнеегипетский храм» (слайд 2) и рассказывает из каких частей

выглядел храм. Задает вопрос: Что чувствует человек, который попал в храм? (при этом

сравнивает высоту колонны с ростом человека). И для чего приходит в храм?

В процессе объяснения этого пункта проводится работа с понятиями на соотношение и содержание: жрец, обелиск, колонна, храм, пирамида (жилище богов; служитель богов; гробница фараона; высокий столб, служащий опорой здания; многогранный или вертикальный цилиндрический столб).

  1. Гробница фараона Тутанхамона.

Учитель сообщает, что стены храмов, гробниц расписаны, на них сделаны надписи. Предлагает рассмотреть древнеегипетскую настенную роспись «Эхнатон и Нефертити одаривают вельмож» (слайд 3) и обратить внимание на рост «лиц царственных особ» и слуг с вельможами, а также ответить на вопрос «Почему художник изобразил именно

так фараона и слуг?» Комментирует ответы учащихся, подводя к выводу, что специальными средствами художественного мастерства фараоны добивались, чтобы их все боялись, поклонялись. А значит, приносили дары – жертвы статуям богов и фараонам. Ведь не каждый человек мог увидеть лицо фараона, а тем более бога. Поэтому скульпторы

изготовляли статуи. Рассматривая реконструкцию храма, дети приходят к выводу,

что человек, который приходит в храм чувствует себя ничтожно маленьким, он боится бога, и жреца, поэтому он поклоняется богам, приносит дары, подарки жрецам.

  1. Пойдемте в музей!

Учитель продолжает работу со сайдами. Ученики рассматривают роспись (слайд 3), сравнивают рост людей: фараон с царицей более высокого роста, чем слуги и вельможи, что сделано для того, чтобы показать более низшую связь между богом Амон – Ра и фараоном, а значит силу, могущество, недосягаемость царя перед всем остальным.

В процессе работы учащиеся отвечают на вопросы, пользуясь параграфом учебника.

  1. Какой материал использовали в своей работе древнеегипетские мастера?

  2. Какие правила изображения богов и человека были у египетского скульптора и художника?

  3. Почему большинство скульптур размещали в гробницах?

  4. Составьте план экскурсии по египетскому музею.

На основе прочитанного и услышанного ученики делают выводы: древнеегипетские мастера использовали для изготовления статуй, статуэток металл, дерево, камень. Фигуры скульптур показаны в движении, явно выражено портретное сходство, они красивы. Отмечают красоту, скульптуры и мастерство скульптора.


4.Закрепление учебного материала.

Учитель:

1.Объясните значение слов: египетская пирамида, чудеса света, сфинкс, обелиск, колонна.

2. Как и с какими целями сооружались огромные пирамиды?

3. Какие подарки делали фараоны богам, будто бы обитавшим в храмах?

4. Какие правила должны были соблюдать египетские мастера?


5. Домашнее задание

Прочитать: §11, отвечать на вопросы с.61, подготовить стихотворения русских поэтов, которые посвящали свои произведения Египту (выписывает имена

некоторых поэтов: Бунин И.А, Гумилев Н.С., Брюсов В.Я.)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ