Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс «Искусство Древнего Египта»
Конспект урока
по истории Древнего мира 5 класс
Тема: «Искусство Древнего Египта»
Технология проблемного обучения.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний; урок-экскурсия.
Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Используемый учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5класс., А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под редакцией А.А.Искендерова. – М.: Просвещение, 2012
Цели урока:
- развивающая: способствовать ознакомлению со строительством пирамид, особенностями похоронного обряда Древнего Египта, ролью пирамид в системе мировосприятия египтян.
- образовательная: расширение понятийной базы за счет включение в нее новых элементов: пирамиды, архитектура, скульптура, живопись, Большой сфинкс, пирамида фараона Хеопса, обелиск, колонны; развитие внимания, умения выделять главное, формулировать вопросы, составлять монологический рассказ, ориентироваться во
времени, работать с новыми понятиями.
- воспитательная: повысить уровень культуры учащихся, привить интерес к предмету.
Задачи урока:
- личностные: понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов.
- метапредметные: готовность к сотрудничеству в коллективной работе; планирование и регуляция своей деятельности.
- предметные: готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность.
Техническое оборудование: компьютер, презентация «Искусство Древнего Египта», карта.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих, намечает планы урока.
2. Контроль знаний.
Цель этапа: повторить пройденный материал и подготовить учащихся к усвоению нового материала.
Учитель напоминает, что на уроке идет продолжение
изучения темы «Древний Египет», и что часть этой проблемы – вопросы, связанные с
религией и искусством. Предлагает задавать вопросы и отвечать на них в рамках темы
«Религия Древнего Египта». Выдвигает основные требования к такому повторению: задавать вопросы, не нарушая порядка приведенных пунктов текста учебника и
отвечать, приводя доказательства, делая выводы. Корректируют свои вопросы, которые заготовили дома. Были предложены следующие вопросы:
1) Какое отношение имеют жрецы к богам?
2) Перечислить каким богам поклонялись египтяне?
3) Кто из богов у древних египтян был главным и почему именно он?
4) Почему археологи в песках Египта находят целые кладбища священных кошек, крокодилов, быков..?
5) Кто главный в «царстве мертвых» и вершит там суд?
Ученики отвечают на поставленные вопросы. Другие ученики дополняют ответы, если они были не полными.
3. Изучение нового материала.
План изучения нового материала:
Первое из чудес света.
Храмы – жилища богов.
Гробница фараона Тутанхамона.
Пойдемте в музей!
Учитель: приступая к изучению нового материала необходимо раскрыть суть понятия «искусство Древнего Египта» - высокое мастерство и творчество в строительстве пирамид и храмов, создании скульптур, живописи, искусные работы по другим ремеслам.
Далее ставится проблемное задание и озвучиваются темы проектов:
1. Пирамида фараона Хеопса.
2. Архитекторы и строители пирамид.
Проблемное задание: что являлось основным фактором, который влиял на развитие искусства древних египтян?
Учитель сообщает тему урока, которая зафиксирована на доске.
Первое из чудес света.
Итак, фараону все поклоняются, и он является самым важным человеком в Древнем Египте. И фараоны желали прославить свое имя на века. Они совершали военные походы, а их писцы фиксировали победы на папирусе. Но фараоны также призывали строить для себя огромные сооружения. Строили для фараонов усыпальницы - гробницы – пирамиды.
Предлагает это понятие записать в тетрадь ( Пирамида – каменное сооружение с четырехугольным основанием и сходящимися к вершине боковыми гранями, служившее гробницей фараона в Древнем Египте.).
Учитель показывает, как выглядела пирамида Хеопса (слайд 1). Рассказывает о строительстве пирамид, об их тайнах, о том, почему их называют «одним из чудес света». Сообщает, что пирамида Хеопса была построена в 3 тысячелетии до н.э., = 2600 л. до н.э. Посчитайте, сколько лет прошло с момента
строительства пирамиды до наших дней. Предлагает поработать с линией времени на доске и в тетради. Ставит информационно-ориентировочное задание:
Почему в Древнем Египте были возведены сооружения, ставшие одними из самых знаменитых в истории человечества?
Почему пирамиды считаются одним из чудес света?
Ответы детей.
Храмы – жилища богов.
Учитель: говорит, что сохранились не только пирамиды, но и храмы (только лишь развалины) – жилища богов, где жрец поддерживает с последним связь.
Показывает картину «Древнеегипетский храм» (слайд 2) и рассказывает из каких частей
выглядел храм. Задает вопрос: Что чувствует человек, который попал в храм? (при этом
сравнивает высоту колонны с ростом человека). И для чего приходит в храм?
В процессе объяснения этого пункта проводится работа с понятиями на соотношение и содержание: жрец, обелиск, колонна, храм, пирамида (жилище богов; служитель богов; гробница фараона; высокий столб, служащий опорой здания; многогранный или вертикальный цилиндрический столб).
Гробница фараона Тутанхамона.
Учитель сообщает, что стены храмов, гробниц расписаны, на них сделаны надписи. Предлагает рассмотреть древнеегипетскую настенную роспись «Эхнатон и Нефертити одаривают вельмож» (слайд 3) и обратить внимание на рост «лиц царственных особ» и слуг с вельможами, а также ответить на вопрос «Почему художник изобразил именно
так фараона и слуг?» Комментирует ответы учащихся, подводя к выводу, что специальными средствами художественного мастерства фараоны добивались, чтобы их все боялись, поклонялись. А значит, приносили дары – жертвы статуям богов и фараонам. Ведь не каждый человек мог увидеть лицо фараона, а тем более бога. Поэтому скульпторы
изготовляли статуи. Рассматривая реконструкцию храма, дети приходят к выводу,
что человек, который приходит в храм чувствует себя ничтожно маленьким, он боится бога, и жреца, поэтому он поклоняется богам, приносит дары, подарки жрецам.
Пойдемте в музей!
Учитель продолжает работу со сайдами. Ученики рассматривают роспись (слайд 3), сравнивают рост людей: фараон с царицей более высокого роста, чем слуги и вельможи, что сделано для того, чтобы показать более низшую связь между богом Амон – Ра и фараоном, а значит силу, могущество, недосягаемость царя перед всем остальным.
В процессе работы учащиеся отвечают на вопросы, пользуясь параграфом учебника.
Какой материал использовали в своей работе древнеегипетские мастера?
Какие правила изображения богов и человека были у египетского скульптора и художника?
Почему большинство скульптур размещали в гробницах?
Составьте план экскурсии по египетскому музею.
На основе прочитанного и услышанного ученики делают выводы: древнеегипетские мастера использовали для изготовления статуй, статуэток металл, дерево, камень. Фигуры скульптур показаны в движении, явно выражено портретное сходство, они красивы. Отмечают красоту, скульптуры и мастерство скульптора.
4.Закрепление учебного материала.
Учитель:
1.Объясните значение слов: египетская пирамида, чудеса света, сфинкс, обелиск, колонна.
2. Как и с какими целями сооружались огромные пирамиды?
3. Какие подарки делали фараоны богам, будто бы обитавшим в храмах?
4. Какие правила должны были соблюдать египетские мастера?
5. Домашнее задание
Прочитать: §11, отвечать на вопросы с.61, подготовить стихотворения русских поэтов, которые посвящали свои произведения Египту (выписывает имена
некоторых поэтов: Бунин И.А, Гумилев Н.С., Брюсов В.Я.)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ