Конспект урока по истории "Начало Великих географических открытий" 7 класс
Муниципальное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2
сельского поселения «Село Хурба»
Комсомольского муниципального района
Хабаровского края
КОНСПЕКТ / КАРТА УРОКА
ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
В 7 КЛАССЕ
«Начало Великих географических открытий»
подготовил
учитель истории
Гуменюк Валентин Куприянович
Хабаровский край, Комсомольский район, п. Хурба
«Авторская разработка»
7 класс
Раздел 1
Раннее Новое время
Глава 1. Великие географические открытия
Урок по теме: «Начало Великих географических открытий»
Учебник: Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени. Конец хv – xv111 век: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ О.В. Дмитриева М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 г.
Тип учебного занятия – вводный урок
Образовательные ресурсы (школьные и внешкольные): учебник: Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV—XVIII век: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ О.. Дмитриева. М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013 г., параграф номер 1, стр. 8-20. Карта «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV—XVII вв.». Таблицы: №1 (приём «З-Х-У»), №2 («Великие географические открытия и великие мореплаватели – первооткрыватели», №3 («Колесо времени»).
Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Р. Сабатини. Христофор Колумб: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 336—340, 496—501
Ресурсы интернет сети:
http://www.youtube.com/watch?v=LBwlE9pNeNk ,
http://www.youtube.com/watch?v=Qua5KuSCnkE ,
http://www.youtube.com/watch?v=dKSqenAPxfc /Эпоха Великих географических открытий 15 17 вв/;
http://www.youtube.com/watch?v=hRf-O1RiRwc /Великие географические открытия, 1. Магеллан. Первое кругосветное путешествие/;
http://www.youtube.com/watch?v=mNcrrxHZqzw /Джеймс Кук/;
http://www.youtube.com/watch?v=-yhu3JI3qkc&list=PLEGp7_nfLWcZ7OOJ2EWksqeFdLZSqY5HX
/Загадочная миссия Васко да Гамы (фильм)/.
Предметные результаты:
Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
План урока:
1. Новые изобретения и усовершенствования.
2. Причины Великих географических открытий.
3. Великие географические открытия и великие мореплаватели-первооткрыватели.
4. Значение Великих географических открытий.
Понятия и термины: колония, метрополия, конкиста, новый свет, старый свет.
Базовое содержание урока
Деятельностный компонент урока
(на уровне учебных действий)
Ценностный компонент урока
Универсальные учебные
действия
Смысловые блоки содержания
Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания
1
2
3
4
5
Организационно-мотивационный этап урока
Определение темы урока. Актуализация опорных знаний учащихся
Мотивацией для деятельности учеников может быть работа с картой Великие географические открытия.
Учитель просит учащихся вспомнить что такое «новый Свет», «Старый свет», показать эти части света на карте.
Учащиеся называют части света (Старый, Новый свет), показывают на карте.
2.Вспоминают почему Европа, Азия, Африка - Старый свет, а Америка, Австралия, Европа – Новый Свет.
Учащиеся понимают, что Великие географические открытия привели к новым представлениям о мире, к складыванию мирового рынка, к созданию колониальных империй.
Учащиеся осознают, что Великие географические открытия были подготовлены техническими изобретениями, расширением знаний о Земле, ростом предпринимательской активности части общества. Великие географические открытия привели к новым представлениям о мире, к складыванию мирового рынка, к созданию первых колониальных империй
Умение структурировать знания.
Формулирование ответов на поставленные вопросы.
Формулирование задач урока
С чем нам сегодня предстоит познакомиться на уроке?
Называют основные понятия урока, опираясь на информацию в учебнике (разделы параграфа №1)
Формулируют задачи урока:
выяснить причины Великих географических открытий;
- Определить с именами каких путешественников связана эпоха ВГО;
- Выявить значение Великих географических открытий (ВГО).
Формулирует цель урока, высказывают свои предположения по формулировке задач урока
Способность ставить цели, задачи.
Осознанное речевое Высказывание в устной форме, формулирование ответов на вопросы учителя
Создание мотивационной установки
Учащимся предлагается заполнить таблицу в тетради (приём «З-Х-У» т.е. вызов- осмысление- реакция)
В начале урока учащимся предлагается запомнить в таблице №1 рубрику - «ЗНАЮ».
Учитель акцентирует внимание на том, что бы они хотели узнать по этой теме, предлагает заполнить графу «Хочу узнать».
Учитель предлагает учащимся класса зачитать полученные ответы рубрик.
Учащиеся заполняют список того, что они знают по этой теме «ЗНАЮ»
Учащиеся заполняют графу «Хочу узнать»
Учащиеся зачитывают ответы рубрик «ЗНАЮ»,
«Хочу узнать.
Анализируют свои знания по данной теме
Формулирование ответов на вопросы учителя
Мысленно переносятся в прошлое для поиска ответов на вопросы
Процессуально - содержательный этап урока
Учащимся предлагается в ходе дискуссии ответить на вопросы
(представлены в презентации, озвучены учителем)
Что такое «Новое время»?
Учащиеся заполняют хронологическую таблицу «Колесо времени на доске», Называют понятие «Новое время, период исчисления Нового времени.
Учащиеся работают с таблицей «Колесо времени на доске»
Поиск информации, умеют определять понятия, вступать в речевое общение, работать с таблицей
Когда и в связи, с какими явлениями появился термин «Новое время»?
Устный ответ учащихся
Работают с таблицей
«Колесо времени».
Поиск информации, умеют определять понятия, вступать в речевое общение, работать с таблицей, осознанное речевое высказывание в устной форме о том когда появилось понятие «Новое время»
Укажите хронологические рамки Нового времени и раннего Нового времени?
Отмечают в таблице «Колесо времени» временные рамки Нового времени (это время с конца XV до середины XVII века)
Умение конкретизировать события
Какова продолжительность этого периода всеобщей истории по сравнению с Древностью и Средневековьем?
Учащиеся заполняют
«Колесо времени», показывают период Древнее время, Средневековье, Новейшее время, Современный мир.
Отмечают в таблице «Колесо времени», другие исторические периоды развития человеческой цивилизации.
Развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений,
Просмотрите помещенные в учебнике иллюстрации и документы, определите, какие источники помогают учёным исследовать Новое время?
Приводят примеры различных источников информации помещенных в учебнике (карты, портреты исторических деятелей, путешественников, исторические тексты, рисунки)
Учащиеся исследуют иллюстративно-наглядный аппарат учебника
Демонстрация портретов путешественников
(из комплекта)
Учитель предлагает учащимся определить представленные портреты путешественников
Учащиеся
зачитывают имена представленных
путешественников Б.Диаш, Х.Колумб,
Васко да Гама,
Ф. Магеллан.
Формулирование ответов на вопросы учителя.
Учащиеся анализируют представленные
имена представленных
путешественников
Мысленно переносятся в прошлое для поиска ответов на вопросы
Какое отношение имеют портреты данных путешественников к изучаемой теме урока?
Учащиеся «приходят» к логическому заключению, в том, что именами этих путешественников связана эпоха ВГО
Логическое сопоставление имеющихся знаний (на основе полученной ранее информации на уроках географии в 5-6 классах)
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу
Предпосылки «Великих географических открытий»
Учитель предлагает просмотреть видеофрагмент «Великие географические открытия» http://www.youtube.com/watch?v=LBwlE9pNeNk
1.Технические предпосылки, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания?
2. Причины Великих географических открытий?
Учащиеся просматривают видеофильм, анализируют представленную информацию в видеофрагменте.
Называют технические предпосылки благодаря которым стали возможны дальние плавания
(К ним относятся появление: - кормового руля, сменившего рулевые весла.
- каравелл – судно нового хорошо управляемого типа. Хорошее управление достигалось тем, что они были обеспечены не только квадратным парусом, но и косым парусом, дававшим возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Судно имело достаточно места для экипажа, хранения запасов пресной воды и пищи.
- навигационные приборы, важнейшим из которых стал компас, астролябия – прибор для определения широты и долготы,
- навигационные карты на которых обозначались очертания берегов, местонахождения портов.
2. В 15 в. Европа оказалась отрезанной от товаров, прибывавших с Востока. Ткани, сахар, красители, пряности перестали поступать на европейские рынки. Это произошло из-за того, что освоенные европейцами торговые пути в Азию через Средиземное море перекрыла сильная Османская империя.
Денег в Европе не хватало: драгоценных металлов добывалось мало.. Стремление получить золото..
Поэтому остро встал вопрос: нет ли другого пути к богатствам Востока? Дух предпринимательства, жажда обогащения, вера в возможности человека делали осуществимыми самые смелые планы.
В открытии этих путей были заинтересованы различные слои населения, но прежде всего - дворяне, идальго – военные мелкопоместные дворяне, купцы, духовенство, короли.
Самостоятельное выделение и формулирование ответов , осуществление анализа представленной информации
Великие географические открытия и великие мореплаватели - первооткрыватели
Учащимся предлагается разделиться на группы, каждая из которых изучает текст учебника стр. 12-19, заполняют таблицу, результаты открытий одного из путешественников-мореплавателей эпохи Великих географических открытий.
От каждой группы выступает спикер, задача которого представить вклад своего путешественника в развитии географических знаний, остальные учащиеся класса параллельно по ходу выступления спикера каждой группы заполняют таблицу «Великие географические открытия и великие мореплаватели – первооткрыватели»
Учащиеся работают
в группах.
Смотреть приложение таблица №1
«Великие географические открытия и великие мореплаватели – первооткрыватели»
Выступление спикеров – групп учащихся, проводят необходимые действия по заполнению таблицы №2
Осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти).
Формулирование ответов.
Принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Этап закрепления и первичной проверки
Работа на контурной карте в интерактивном режиме
Показать на интегративной контурной карте маршруты путешественников эпохи ВГО:
(Х. Колумб, Васко да Гама, Америго Веспучи, Ф. Магеллан)
Учащиеся заполняют интерактивную контурную карту на интерактивной доске (демонстративный вариант), частично работу можно продолжить дома на обычной контурной карте.
Учащиеся осваивают разные виды работ с интерактивной доской,
осуществляют самоконтроль, сопоставляют результаты с картой Великие географические открытия
Учатся оформлять интерактивную карту
Рефлексивный этап урока
Рефлексия содержательная
Приём «З-Х-У» т.е. вызов - осмысление- реакция (автор профессор Донна Огл)
Учащимся предлагается заполнить 3-ю графу «УЗНАЛ» таблицы №1 (см. приложение)
Заполнение графы №3«УЗНАЛ» таблицы.
Возможно представить (зачитать нескольким учащимся результаты своей работы в таблице №1)
Осуществление поиска существенной информации по воспроизведению в памяти
Рефлексия эмоционального состояния
Приём «Ключевое слово» На листе бумаги запишите одно слово, с которым вы ассоциируете свою деятельность на уроке или взаимодействие в группе
Время выполнения 1 –минута.
Учитель собирает листочки зачитывает слова, проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать учащимся.
Анализируют свое эмоциональное состояние и выражают его в обобщенной формулировке
Этап объяснения домашнего задания
Обязательное задание
Прочитать параграф номер 19 (страницы 8-20);
Задание №2, страница 20 в тетради.
Закончить оформление контурной карты «Великие географические открытия»
Читают задания и формулируют уточняющие вопросы учителю
Дополнительное задание (по выбору или желанию)
Подготовить аргументированный ответ на вопрос: «Какие черты личности Ф. Магеллана проявились во время кругосветного плавания»?
Составить тест по теме:
«Великие географические открытия»
Читают задания и формулируют уточняющие вопросы учителю
Формулируют уточняющие вопросы учителю
Подготавливают тест по теме: «Великие географические открытия»
Приложение
Таблица №1
-
«ЗНАЮ»
«Хочу узнать»
«Узнал»
Таблица №2
«Великие географические открытия и великие мореплаватели – первооткрыватели»
Дата
Мореплаватель
Открытие
1492 г.
Испанец Христофор Колумб
Открыл Америку
1497-1499 гг.
Португалец Васко да Гама
Открыл морской путь к Индии
1507 г.
Итальянец
Америго Веспуччи
Доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк, который был назван в его честь Америкой.
1519-1522 гг.
Португалец
Фернан Магеллан
Совершает первое в мире кругосветное плаванье,
Таблица №3
«Колесо времени»
Периоды истории
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ