Методическая разработка урока "Зарождение демократии в Афинах" 5 класс








Урок разработан

учителем

истории и обществознания

МБОУ СОШ №10

Ст. Новопокровской

Краснодарского края

Купиной Еленой Владимировной.






Тема урока: « Зарождение демократии в Афинах»


Цель урока:

1. Подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона.


2. Обеспечить усвоение понятий:

-«Демократия»,

-«Реформы»,

-«Народное собрание»,

-«Гражданин».


3. Продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста давать характеристику событиям и их участникам.


4.В игровой форме уяснить основы демократии современной России.


Оборудование:

1.Учебник «История Древнего мира» А.А.Вигасина, Г.И.Годера.

2.Рабочая тетрадь по истории Древнего мира, ч.2. Г.И.Годер.

3.Карта «Крито-Микенская Греция».

4.Интерактивная доска.

5.Кувшин и камни (белые и черные).


Ход урока:

1. Организационный момент.(1 минута)

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» (1 минута)


I. Проверка домашнего задания по теме: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу».

  • Вспомните, как назывался параграф, который вы учили дома. Что нового вы узнали?


  • Работа с контурной картой на интерактивной доске «Аттика в древности» (2 минуты).


  • В это время работа с классом.

-Когда у греков появилась новая письменность? / в 8 веке до н.э. на основе финикийского алфавита/


-В чем преимущество греческого алфавита сравнительно с египетскими иероглифами? /состоял из 24 букв, впервые в истории греки стали обозначать буквами гласные звуки/

-В чем историческое значение греческого алфавита. /это позволило точно передавать при письме звуковую речь/.


  • Работа с карточкой на интерактивной доске.


В это время работа с классом. (2 минуты).

* Расскажите о жизни знати и демоса в Афинском государстве в 7в. до н. э..

/В 7 веке до н.э власть в Афинах принадлежа знати. Простой народ, т.е. демос, в управлении государством не участвовал. На холме, посвященном богу войны Аресу, заседал совет знати – ареопаг. Он ежегодно выбирал из числа знатных и богатых людей девять правителей – архонтов, судил жителей Аттики. Знатные судили не по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Даже за мелкое воровство присуждали к смертной казни/.

* В чем проявлялось бедственное положение земледельцев Аттики?

/лучшими землями, расположенными в долине, владели знатные люди. Простые люди обрабатывали маленькие и скалистые участки на склоне гор. В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень. Безземельный бедняк вновь делал долги, и таким образом превращался в раба/.


* Почему демос был недоволен засильем знати. Чего требовал демос? /Демос хотел самостоятельно управлять государством, требовал отменить долговое рабство и переделить землю/.


  • Анализ комментарий ответа по карточке 1 учащимся класса и выставление оценки.


  • Тест с интерактивной доской.(5 минут).

Проверка теста



II. Новый материал (20 минут).

План урока.

1.Демос восстаёт против знати.

2.Отмена долгового рабства.

3.Перемены в управлении Афинами.

4.Солон вынужден покинуть Афины.


(на интерактивной доске презентация по новой теме.

1,2 слайды.)





1.Демос восстает против знати.

-Итак, мы познакомились с жизнью людей в древнегреческих полисах. Знаем, что демос добивался:

  • право участвовать в управлении Афинами

  • требовал отменить долговое рабство

  • требовал передела земли.

Большинство народа в Аттике находилось в порабощении у немногих.

*Всевластие знати.

*Неравенство между бедными и богатыми

привело к восстанию демоса.

Смута продолжалась долго, и ни одна сторона не могла одержать верх.

Государство оказалось на краю гибели.

Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры.

Для того чтобы изменить опасную обстановку в стране, знать и демос в 594г. до н. э. сообща избрали архонтом СОЛОНА (слайд 3)

(Сообщение о Солоне заранее готовит учащийся).


-Солон начал осуществлять преобразования в стране.

На сегодняшнем уроке мы с вами должны выяснить:

КАКИЕ РЕФОРМЫ ОСУЩЕСТВИЛ СОЛОН В ДРЕВНИХ АФИНАХ.


Солон приступил к управлению Афинами и установил новые законы.

Они были записаны на деревянных досках и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади.



2.Отмена долгового рабства.


Самостоятельная работа с учебником и простым карандашом на странице137-138. Учащиеся самостоятельно изучают реформы Солона (презентация на интерактивной доске слайд № 4).

  • Отменил долговые камни (рисунок в учебнике на странице 138 и выполнение задания в рабочей тетради стр.14 задание№19).

  • Человек сделавший новый долг, отвечал за его выплату только своим имуществом, самого должника запрещалось обращать в рабство.

  • Отпустил на волю всех рабов должников.


3.Перемены в управлении Афинами.

-Солон много сделал, чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством (презентация слайд 4).

* Теперь, архонтом мог стать не только знатный человек – достаточно обладать богатством.

* Незнатные выходцы из демоса, разбогатевшие на морской торговле, владевшие кораблями, складами товаров, домами, участками земли и рабами, так же могли занять должность АРХОНТА.

* Для решения важнейших государственных дел стали созывать НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ, в котором участвовали все СВОБОДНЫЕ АФИНЯНЕ (ГРАЖДАНЕ)

* Солон отменил самые жестокие законы Драконта.

* Учредил выборный суд.


Впервые в истории судьи должны были выбираться по жребию из числа всех граждан, независимо от знатности и богатств.

Даже БЕДНЯК мог стать судьей.

В Афинах ежегодно составляли список судей, в него по жребию попадали афиняне не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках.

Все желающие афиняне могли присутствовать на судебном заседании.

Выступали друг за другом обвинитель, обвиняемый и свидетели.

Выслушав их, судьи приступали к тайному голосованию.

Каждый должен был бросить в бронзовый сосуд один из 2 камешков: (учитель демонстрирует кувшин и камни).

*черный - означал обвинение;

*белый – оправдан.

Затем служители на глазах у всех производили подсчет камешков.

Решение суда определялось по большинству подданных голосов.

Однако обвиняемый считался оправданным и в том случае, если голоса разделились поровну.

(Закрепление по рабочей тетради стр.15 задание №20.)

РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ. «Реформы Солона». работа

проводится в виде игры на закрепление материала. Один учащийся выбирает правильные ответы и наносит на портрет Солона, а не правильные – уходят за портрет.


4. Солон вынужден покинуть Афины.

-/Высказывание Солона на доске, мультимедийная презентация слайд 5./

Самостоятельное чтение учебника стр.140. затем проводится ролевая игра. Класс делится на 2 группы. Одна группа – богатые жители Афин, а другая – бедные. Учащиеся самостоятельно делают вывод и объясняют, почему Солон вызвал недовольство богатых и бедных.


III. Закрепление нового материала:


  • Решение задачи на интерактивной доске:

«Греческий правитель Солон писал, что лучшей свидетельницей его деятельности является:

Мать черная земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная».


*Объясните, о чем идет речь в данном отрывке.

*Какие изменения произошли в Афинском государстве после реформ Солона?

*Какое значение имели эти изменения?


  • Работа с терминами на интерактивной доске. Слайд 2.

-«Демократия»,

-«Граждане»,

-«Народное собрание

  • Обобщение на интерактивной доске в виде игры на тему: «Характеристика государственного устройства современной России». Правило игры: Один учащийся выбирает правильные ответы и наносит на картинку, а не правильные – уходят за картину.


  • Выставление оценок.


IV. Домашнее задание: параграф 30, рабочая тетрадь страница 15, задание №21


6


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ