Конспект урока "Восстание Спартака" 5 класс
Урок №55
Класс: 5
Предмет: история
Тема: Восстание Спартака. (1 час)
Цель: формирование представлений о восстании Спартака - одном из самых массовых и организованных восстаний рабов в Древнем Риме.
Тип урока: комбинированный (повторение, изучение нового материала).
Задачи:
Выявить причины восстания рабов.
Познакомить с личность Спартака.
Определить причины поражения восстания.
Продолжить формирование умений анализировать, делать выводы.
Продолжить работу над формированием умения работы с картой.
Основные понятия: гладиатор, амфитеатр.
Личность в истории: Спартак – предводитель рабов.
Основное содержание: Рабство в Риме. Гладиаторы. Начало восстания. Поход к Альпам. Последние походы
Оборудование урока:
- учебник «Всеобщая история. История Древнего мира» автор Михайловский;
-Атлас История Древнего мира.
-карта «Восстание рабов под предводительство Спартака»
Ход урока
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I
Орг. момент.
-приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
-приветствуют учителя.
-настраиваются на работу.
II
Текущий контроль знаний и умений.
- Проводит текущий устный опрос, по вопросам §45.
? Чем новая римская армия отличалась от прежней.
?Какое значение для дальнейшей истории Рима имело появление новой армии.?Чем отличалась диктатура Суллы от обычной римской диктатуры?Объясните значение слов: проскрипции, вольноотпущенник.
-отвечают на вопросы после параграфа 45, страница 241.
Предполагаемые варианты ответов:
- (Гай Марий преобразовал римскую армию – набрал в легионы бедняков, которым предоставлялось оружие за счет государства. Солдаты теперь получали жалованье, римская армия превратилась в контрактную и профессиональную. Солдатская служба продолжалась 16 лет. После окончания службы легионеру-ветерану выделяли участок «общественной земли». За победу воинов награждали особо).
-(С новой армией Гай Марий успешно закончил войну в Нумидии).
- (В 82 году до н.э. Суллу провозгласили диктатором, на неопределенный срок. Был из тех аристократов, которые были против любых изменений в стране. Всех несогласных ждало суровое наказание – смерть. Расселил по Италии 120 тысяч бывших легионеров и 10 тысяч рабов, принадлежавших внесенных в проскрипции аристократам (проскрипции – списки людей объявленных вне закона). Легионеры и бывшие рабы стали верной опорой новому диктатору).
-(Проскрипции – списки людей, объявленных вне закона и приговоренных к смерти.
Вольноотпущенник – рабы принадлежавшие внесенным в проскрипции аристократам.)
III
Изучение нового материала
- Выявить причины восстания рабов.
В 74 году до н.э. в Италии началось самое крупное восстание рабов в древности. Оно продолжалось несколько лет, в нем приняли участие десятки тысяч рабов.
Запись в тетради:
Восстание Спартака – 74 – 71 гг. до н.э.
?Вопрос! как вы думаете: случайно ли, что крупное восстание рабов произошло в Италии.
Для того, чтобы более подробно определить причины восстания Спартака, нам необходимо познакомиться с текстом §46, стр. 241 – 243.
Причины восстания:
Скопление большой массы рабов в Риме.
Жестокое обращение: (продажа, убийство и др.)
Источники по истории восстания очень скудны. Только греческие и римские авторы упоминают о восстании. Совсем мало известно о биографии Спартака.
Спартак происходил из Фракии (Болгария). Служил в римских вспомогательных войсках и за дезертирство был продан в рабство. Благодаря физической силе попал в гладиаторы. В источниках упоминается об уме, образованности и гуманности Спартака. В 73 г. до н.э. находился в одной из гладиаторских школ г. Капуи. В начале лета около 200 гладиаторов составили заговор, который был раскрыт. Однако 60-70 человек вырвались из школы на свободу, вооружившись ножами, кухонными вертелами, затем сбежали из города. Своим предводителем они выбрали Спартака.
У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными.
- Для более подробной иллюстрации рекомендуется просмотреть фрагмент фильма «Спартак» из проекта «Энциклопедия» источник: http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/file/373500/
-Назовите задачи, которые стремился решить Спартак.
- Чьи интересы он выражает?
-организовать работу с текстом параграфа 46, пункт 3. Начало восстания, с. 243-246, по плану:
вопросы
Содержание
годы
74 -71 г. до н.э.
Движущие силы
Восставшие – рабы.
Основные события
- Восстание в гладиаторской школе.
- Бегство на Везувий.
- Первая победа восставших.
- Поход к Альпам.
- Неудачная переправа на остров Сицилия.
-Поражение восставших.
причины поражения восстания
Тактические разногласия между рабами.
Отсутствие единого, четкого плана ведения войны с Римом.
Войско Спартака уступало по своей организации регулярной армии римлян.
- Проследите по карте путь восставших рабов. (см. приложение 1).
- Найдите на карте Капую, Везувий, Брундизий.
-размышляют над вопросом учителя, анализируют, вспоминают ранее изученный материал.
-Примерный вариант ответа: многочисленные войны, которые Рим вел в последние годы, привело к тому, что в Риме скопилось большое количество недовольных.
-читают параграф, выписывают в тетрадь причины восстания.
-просматривают фильм, слушают учителя, делают выводы о личности Спартака.
-работают с текстом параграфа, делают записи в тетради.
-работа с картой в атласе, и на доске.
IV
Закрепление изученного материала.
??? Для закрепления изученного материала предлагаю сыграть в игру: «Иду на вы».
( каждый из вас должен придумать вопрос по изученной теме и задать его любому из одноклассников).
Примерные вопросы:
1) Где и когда началось восстание Спартака?
2) Где находился первый лагерь восставших рабов?
3) Каков был первоначальный план восставших рабов?
4) Почему им не удалось переправиться на Сицилию?
-анализируют изученный материал.
- придумывают вопросы, задают одноклассникам.
V
Домашнее задание
Изучить §46.
-устно ответить на вопросы с.247.
-записывают домашнее задание.
Приложение 1.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ