Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках. Суд Хлодвига, 6 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение


Прибрежненская средняя общеобразовательная школа

Старомайнского района Ульяновской области











Конспект урока истории

«Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках»

«Суд Хлодвига»»
в 6 классе





подготовила

учитель истории и обществознания,

педагог-психолог,

педагог дополнительного образования

Рыбакова Ирина Викторовна











2012 г.

Урок по истории Средних веков в 6 классе

по теме: Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках»

«Суд Хлодвига»



Цели:

- Познакомить учащихся с завоеваниями франков, их королём Хлодвигом.

- выяснить, как росли земельные владения знати.

- выяснить, какими были взаимоотношения Хлодвига и христианской церкви.

- познакомиться с устройством монастыря и его обитателями



Оборудование: карта «Франкское государство в V-IX вв.»



Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Сообщение темы и целей урока.

План урока.



  1. Франки завоёвывают Галлию.

  2. Хлодвиг становится королём.

  3. Как Хлодвиг управлял государством (элементы антикоррупционного воспитания»

  4. Рост владений знати.

  5. Хлодвиг и христианская церковь.

  6. Духовенство и миряне.

  7. Монастыри.

  8. Битва при Пуатье.

Изучение нового материала

Рассказ учителя. Работа с картой.
1. Франки завоевывают Галлию. Германские племена франков до переселения жили на землях по нижнему течению Рейна. В конце V века среди франкских вождей выдвинулся хитрый, расчетливый и жестокий Хлодвиг из рода Меровёя. Правителей из этого рода называли Меровингами.

Франков издавна привлекали плодородные равнины соседней Галлии, где властвовала Римская империя. Вступив в союз с вождями других племен, Хлодвиг повел франков в поход на Галлию. В 486 году в упорном бою у города Суассона франки разгромили римлян и подчинили себе Северную Галлию. Позднее Хлодвиг двинулся с войском на вестготов и отвоевал у них юг страны. Франки покорили и некоторые германские племена к востоку от Рейна.

В завоеванной стране около ста тысяч свободных франков расселились небольшими деревнями-общинами по соседству с местным населением, которое составляло примерно 6-8 миллионов человек.

Франки расчистили и распахали пустующие земли. Каждая семья заняла такой участок, какой могла обработать своими силами. Хлодвиг же присвоил огромные владения, принадлежавшие раньше римскому императору. Он и его дружинники также захватили многие имения местных крупных землевладельцев. В имениях работали рабы. Многие местные богачи из римлян и галлов поспешили признать власть Хлодвига и стали родниться с германской знатью. Живя веками по соседству, германцы и местное население перенимали язык и обычаи друг друга, между ними возникали соседские и родственные связи.
Сообщение учащегося.
2. Хлодвиг становится королем. Около 500года возникло государство франков. Хлодвиг истребил других военных вождей и многих своих родичей, с которыми вместе завоевывал Галлию. Уничтожив соперников, Хлодвиг притворно жаловался приближенным: «Горе мне, что нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности». Этой хитростью Хлодвиг пытался обнаружить кого-либо из родни, чтобы и над ним учинить расправу.

Так Хлодвиг стал главным правителем Франкского государства. Ему подчинялось теперь не одно племя, а население всей страны. Хлодвиг передавал власть по наследству своим сыновьям.

Как Хлодвиг управлял государством. После расселения франков по всей Галлии народное собрание уже невозможно было созывать. Важные решения он принимал сам, советуясь только со знатными людьми. О его решениях рядовым франкам сообщали на военных смотрах, проводившихся весной каждого года.

Если начиналась война, по-прежнему собиралось ополчение из вооруженных франков. Но постоянной военной силой стала дружина. Она содержалась за счет налогов, сохранившихся от римских времен, и военной добычи.
В каждую область обширной страны Хлодвиг назначал графов - правителей из близких ему людей. Они собирали налоги, командовали отрядами воинов, руководили местным судом.


Учащиеся записывают новые понятия в тетради:

- Если начиналась война, то по- прежнему собиралось ополчение из вооружённых франков, но постоянной военной силой оставалась ДРУЖИНА.



- В каждую область обширной страны Хлодвиг назначал ГРАФОВ – правителей из приближённых ему людей, которые собирали налоги, командовали отрядами воинов, руководили местными судами.


Хлодвиг стал высшим судьей. Переезжая из одного своего имения в другое, он в каждом из них при участии приближенных собирал дань, разбирал споры и судил за самые тяжелые преступления.


Театрализованное представление «Суд Хлодвига»

Действующие лица: 

1) тунгин – главный судья; 2) рахинбурги (судьи); 3) обвиняемый в убийстве,

4) брат убитого, который выдвигает обвинение

Брат убитого: Уважаемые рахинбурги и ты, тунгин! Я обвиняю этого франка в том, что в походе он убил моего брата, королевского дружинника.

Подозреваемый в убийстве:   Действительно, я враждовал с убитым, но, видит бог, я не убивал его. И врагов у него было много, а не я один, и свидетелей убийства нет.

Тунгин (встает и обращается к обвиняемому): Напрасно ты уверяешь нас, что не ты убийца. По Салическому закону заподозренный в убийстве должен очиститься от обвинения. Можешь ли ты представить 72 соприсяжника, которые поручатся, что ты не убивал, и без ошибки произнесут священную клятву?

Подозреваемый в убийстве:  О, тунгин, где же мне взять столько соприсяжников? Я не знатен, род мой невелик.

Тунгин (обращается к подозреваемому):   Тогда, согласно Салическому закону, ты подвергаешься испытанию по божьему суду. (Тунгин садится)

Первый рахинбург (обращается к истцу):   Как хочешь ты, чтобы испытали его: каленым железом или пусть он опустит руку в котелок с кипящей водой на некоторое время? Потом мы завяжем ему руку, а через неделю узнаем, как рассудил бог: прав он или ты. Если заживет рука, ты ложно обвинил его, если разболится, то он будет осужден по Салическому закону.

Истец:  Пусть достанет из котелка с кипящей водой это кольцо.

Один из рахинбургов берет кольцо и бросает его в котелок. Обвиняемый подходит к котелку, крестится, смотрит на свою руку и быстро опускает ее в котелок. Но кольца сразу не найти. Рука вся покрылась белыми волдырями, и всем ясно, что она не скоро заживет.

Возгласы:   Убийца! Обвинен! Бог рассудил!

Пока обвиняемому завязывают обожженную руку, второй рахинбург, взяв текст Салического закона, читает: “Если кто лишит жизни римлянина, не королевского сотрапезника, пусть платит 100 солидов”. Но ты убил не римлянина, а франка. О франках же Салический закон говорит: "Кто лишит жизни свободного франка и будет в этом уличен, пусть платит 200 солидов." Но ты убил королевского дружинника во время военного похода и этим нанес ущерб франкскому войску. А "Салическая правда" говорит: "Если кто лишит жизни свободного человека в походе, и убитый не состоял на королевской службе, убийца присуждается к уплате 600 солидов". "А если убитый состоял на королевской службе, уличенный в убийстве присуждается к уплате 1800 солидов."

Третий рахинбург (обращаясь к обвиняемому):  Итак, согласно Салическому закону, ты должен уплатить 1800 солидов. И суд предупреждает тебя, что если ты не заплатишь, то будет взято все твое имущество, а если оно не покроет указанную сумму, заплатишь своей жизнью.

(Осужденный молча уходит.)

Показав представление, вторая команда предлагает остальным ученикам ответить на вопросы.

Вопросы к сценке «Суд Хлодвига»:

1) В увиденной вами сценке упоминается божий суд. Что это такое?

2) И тунгин, и рахинбурги – знатные, состоятельные люди. Например, у тунгина из нашей сценки много скота, у него есть мельница, на ней работают рабы. Как вы думаете, почему судьями были только богатые и знатные?

3) Как вы думаете, почему за одно и то же преступление – убийство "Салическая правда" предусматривает разный штраф: 100, 200, 600, 1800 солидов?

4) В истории франков был период, когда за убийство человека не требовалось платить денежный  штраф. Наказание убийце было другим. Каким?

5) Где в старину (до появления "Салической правды") разбирались споры между людьми и их  проступки?

6) Кому франкские законы были выгодней: бедным или богатым, знатным франкам? Почему?

7) Скажите, а правильно ли, что король решал судебные дела в пользу богатых и знатных?

Выгодно ли было ему вставать на их строну?

8) Если человек был бедным, то он не мог отстоять свои права в суде. Можно ли сказать, что во Франкском королевстве существовала коррупция?

9) А что такое коррупция? (Коррупцию - это незаконное принятие или извлечение, как в своих интересах, так и в интересах других лиц, лично или через посредников имущественных благ и преимуществ чиновниками, сотрудниками правоохранительных органов и иными должностными лицами с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а также подкуп таких лиц путем противоправного предоставления им таких благ и преимуществ).

10) Давайте представим, как бы проходил суд, если бы не существовало коррупции в пользу кого решались бы судебные дела: бедных или богатых и знатных франков.

Вывод: Коррупция разрушает не только экономику страны, но и вызывает у ее граждан недоверие к государству, в данном случае недоверие к Хлодвигу, что порождает правовой нигилизм - т.е. неверие граждан в торжество закона, а как следствие пренебрежение его нормами.

Учитель: "С момента принятия "Салической правды" прошло несколько столетий. Наступил XV век. Изменились времена, изменились и законы, и суд.

Рассказ учителя.
При Хлодвиге были записаны старинные судебные обычаи франков и новые указы правителя. Из них был составлен первый сборник законов франков. Эти законы грозили высокими штрафами за похищение рабов и скота, за поджог амбаров и скотных дворов. Под влиянием церкви кровная месть была окончательно заменена уплатой штрафа. При этом жизнь дружинника ценилась втрое дороже, чем рядового свободного, а жизнь римлянина - вдвое дешевле, чем франка. Цена за раба приравнивалась к цене быка. Очевидно, что люди были не равны перед законом.

Вину в суде устанавливали показаниями свидетелей или прибегали к так называемому Божьему суду: например, к испытанию кипятком или раскаленным железом. Обвиняемый должен был достать из котелка с кипящей водой кольцо или другую вещь, а потом судьи по заживлению ожога определяли, виновен он или нет. Франки считали, что Бог предохранит руку невиновного от тяжелых ожогов. Другое испытание состояло в том, что обвиняемый и приведенные им в суд родственники должны были отчетливо произнести клятву, ни разу не сбившись. Франки верили, что давший ложную клятву тут же упадет мертвым.

Введение писаных законов способствовало укреплению единого порядка на всей территории государства. С этого времени и до конца Средневековья соблюдение права и законотворчество стали в Западной Европе важной частью общественной жизни.


Рассказ учителя.
3. Как росли владения знати. Через несколько веков после завоевания Галлии большая часть местных жителей, а также многие свободные ранее франки стали зависимыми людьми. Почему и как это произошло?

Хлодвиг и особенно его преемники, чтобы укрепить свою власть, щедро раздавали земли своим приближенным и дружинникам в награду за службу. Они становились не только знатными людьми, но и крупными землевладельцами. За ними закреплялся титул графа или герцога, право на родовой герб. По примеру правителя знатные люди тоже набирали себе отряды воинов и за службу награждали их участками земли.

Правители давали знати большую власть над населением, которое жило на этих землях: право суда, сбора налогов и штрафов. Постепенно свободные франки лишались своих прежних прав. Они сохранили голос лишь в собраниях своей общины. Их реже привлекали к военной службе.

Хлодвиг перед смертью разделил Франкское королевство между четырьмя своими сыновьями. Его потомки постоянно воевали между собой. Это имело свои последствия. Нередко земледельца призывали в войско, а возвратясь из похода, он находил свое хозяйство в запустении. Из-за частых неурожаев и войн рядовые свободные беднели, многие из них разорялись.

Страдая от притеснений сильных и знатных соседей, земледелец обращался к одному из них с просьбой о защите. Но за эту защиту он был вынужден вступить в зависимость и передать свой земельный надел в собственность покровителю. Зависимый земледелец обычно продолжал вести хозяйство на прежнем наделе, но за пользование им он работал на поле господина и отдавал ему часть своего урожая.

Под влиянием франкских обычаев положение рабов и колонов стало легче. Они все более сближались с попавшими в зависимость свободными и постепенно сливались с ними в самый широкий слой населения средневековой Европы - класс зависимых крестьян.


Сообщение учащегося.
4. Хлодвиг и христианская церковь. Хлодвиг и знатные франки склонялись к принятию христианской религии. Христианская церковь стала самой сильной организацией этого времени. Она владела большими землями, богатствами, но главная ее сила заключалась в ее духовном влиянии. По слову священника людей можно было сплотить для борьбы с врагами, примирить их с новыми податями и повинностями; поддержка церкви многое значила для авторитета правителя среди населения. Поэтому Хлодвиг постарался заручиться такой поддержкой. Правитель и дружина приняли христианскую веру, а за ними - и все остальные франки.

Хлодвиг охранял богатства и привилегии церкви, щедро дарил ей земли и ценные вещи. А церковь, в свою очередь, укрепляла власть Хлодвига, утверждая, что его победы и деяния угодны Богу. Руководители церкви были ближайшими советниками Хлодвига и помогали ему составлять указы.

С принятием христианства у германцев распространилась латинская письменность; на латинском языке читались молитвы.

Духовенство и миряне. Священники в храмах вели богослужение и выступали с проповедями: опираясь на Библию, они наставляли верующих, как жить по Божьим законам.

Церковными делами в областях управляли епископы и архиепископы (главные епископы). Во главе христианской церкви в Западной Европе стоял римский епископ - папа. Он считался преемником апостола Петра - ближайшего из учеников Христа, которому, по преданию, были вручены ключи от рая. Прихожане местных небольших церквей составляли церковный приход.

Все служители церкви представляли особый слой населения - духовенство. Оно руководило духовной жизнью людей. Остальные люди назывались мирянами: они «жили в миру», то есть не порывали с житейскими делами.


Сообщение учащегося.
Монастыри. Некоторые христиане желали посвятить жизнь только служению Богу.

Они уединялись в незаселенных местах - лесах, пустошах, где организовывали свои маленькие обители. Таких людей называли монахами (в переводе с греческого - «одинокий»). Позднее монахи по всей Европе стали создавать специальные поселения - монастыри. В отличие от «белого» духовенства - священников монахи назывались «черным» духовенством (по темному цвету их одеяний).

Монах давал обещание (обет) отказаться от личного имущества и семьи, жить в трудах, бедности и молитвах, беспрекословно подчиняться руководителю монастыря - аббату (в переводе с сирийского - «отец»). Остальные монахи считались теперь его «братьями во Христе». Монахи вместе молились, а в остальное время трудились.

Монастырь обычно был отделен стеной от внешнего мира. Центром монастыря служил дворик, окруженный галереей с колоннами; из него вели входы в церковь, трапезную (столовую) и кельи (спальни). За пределами внутренней ограды размещался хозяйственный двор с мастерскими, амбарами, конюшнями, птичником; далее располагались сад, огороды, грядки лекарственных трав. На территории монастыря устраивали помещения для приема даров, для раздачи милостыни и приют для странников. При больших монастырях постепенно появлялись больницы, которыми ведали монахи-лекари, а также школы, библиотеки. Создавались скриптории - мастерские по переписке рукописей. Переписка книг считалась делом, угодным Богу. Монахи переписывали не только религиозные книги, но и рукописи римских поэтов и философов, если эти книги не противоречили христианскому вероучению. Так до нас дошли многие произведения античности. Но неугодные произведения уничтожались: старый текст смывали или соскребали, и писали христианские тексты.

Во франкском государстве было основано около 250 монастырей. Наряду с мужскими были созданы и женские монастыри. Монахини считали своим важным делом уход за больными и заботу о бедных и сиротах.

Убежденные в силе церкви как посреднике между Богом и людьми, христиане надеялись, что служители церкви своими молитвами надежнее избавят их от болезней, войн, неурожаев и других бедствий, которые Бог посылает за грехи людей. Нередко верующие завещали церкви или монастырю свое имущество, чтобы там читали молитвы за упокой души. Кладбища обычно размещались возле церквей или даже в их оградах.

У епископов и монастырей появилось много земель. Они старались поселить в своих владениях побольше людей. Постепенно в зависимость от церкви попадали целые деревни, население которых содержало монастырь и его обитателей. В монастыре были и слуги. Все высшее духовенство, и белое, и черное, состояло главным образом из представителей знатных семей.


Рассказ учителя. Работа с картой.
5. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартелла. Усобицы потомков Хлодвига разоряли Франкское королевство. В руки знатных людей перешли многие земли, которые раньше принадлежали королям. Королевская власть ослабела. Положение усугубляло то, что последние Меровинги были людьми безвольными, изнеженными, неспособными к решению государственных дел. Современники прозвали их «ленивыми королями». В годы их правления возросла роль знати. Постепенно власть в королевстве перешла к управляющим королевским домом - майордомам. Они по своей воле возводили на престол и смещали королей из династии Меровингов.

В первой половине VIII века в Галлию начали вторгаться арабы, завоевавшие Пиренейский полуостров. В 732 году майордом Карл Мартелл (что значит «Молот») в сражении у города Пуатье нанес сокрушительное поражение арабам. Их продвижение в Европе было остановлено. Вскоре арабы были вытеснены и из Южной Галлии.

Победе над арабами способствовала военная реформа Карла Мартелла. Он создал конное войско и жаловал конным воинам участки земли с живущими на них крестьянами. Эти земли майордом частично получал за счет того, что отнял их у непокорной знати и даже у церкви. Воины приобретали вооружение и жили за счет труда крестьян. Позднее такие земельные владения, за которые надо было нести конную военную службу, стали передаваться по наследству. На латинском языке они назывались феодами, их владельцев историки называют феодалами. Крупному феодалу могла принадлежать целая область с десятками и даже сотнями деревень вокруг барских поместий, мелкому - чаще всего одна деревня или даже несколько крестьянских дворов.

Вопрос классу: Кто должен быть королем франков? (учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос)



Примерный ответ учащихся: В 751 году сын Карла Мартелла Пипин, прозванный за свой малый рост Коротким, попросил папу римского разъяснить, кто должен быть королем франков: тот, кто имеет власть, или тот, кто лишь носит звание короля. Папа вынес решение в пользу Пипина. На собрании франкской знати в Суассоне Пипин Короткий был провозглашен королем франков. Так к власти пришла династия Каролингов (по имени сына Пипина Карла, о котором пойдет речь в следующем параграфе). Свергнутый король из династии Меровингов и его сын были заключены в монастырь.

В это время папе римскому угрожали лангобарды (в переводе с немецкого - «длиннобородые») - германский народ, который в VI веке захватил Италию. Их имя сохранилось в названии области Северной Италии - Ломбардии. Лангобарды стояли у ворот Рима. По призыву папы король Пипин дважды совершил походы в Италию против лангобардов. Под власть папы римского были переданы города Рим и Равенна с прилегающей к ним областью. Так в Средней Италии образовалось особое государство пап римских - Папская область, существовавшая более тысячи лет (до 1870 г.).

Подведение итога урока.

Стр. 28

Домашнее задание:

Параграф 2, вопросы, записи.



Список литературы, использованной для написания сценария:

1. Иванова Т.Н. История в 7 классе: Сценарии ролевых игр, тесты. Чебоксары: Издательство

Чувашского университета, 1993, с.9-10.

2. История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В 2 ч.Ч.1. (V-XV века / Сост.

В.Е. Степанова, А.Я.Шевеленко.-3-е изд.М.: Просвещение, 1988, с.33-40, с.201, с. 229-231.

3. Книга для чтения по истории средних веков. Пособие для учащихся. Сост. Н.И. Запорожец. Под ред. А.А Сванидзе. М.:Просвещение,1986,с.29-31.

4. Шарль де Костер. Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке.– Минск,1984,с.82-85.

5. Энциклопедия для детей: Т.1.Всемирная история.-4-е изд./Глав. ред. М.Аксенова.– М.:Аванта+,1997, с.240-246, с.290-294.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ