Методика преподавания истории. Создание представлений об историческом времени
МОУ «Горошихинская ОШ»
Туруханского района, Красноярского края
Методика преподавания истории.
Создание представлений об историческом времени.
Автор : Штукерт Наталья Михайловна,
учитель истории
.
Горошиха 2010г.
Оглавление:
1. Введение.
2. Хронология, ее цель и задачи.
3. Приемы и средства изучения хронологии.
4. Задания и игры по выработке хронологических умений учащихся. Тесты по хронологии.
5. Заключение.
Введение.
Изучение истории, раскрывая пред учениками исторический процесс и его закономерности, дает возможность получить знания о развитии человеческого общества и о формах человеческого сознания.
Знания являются главным элементом содержания исторического образования, т. к. концентрируют в себе социальный опыт человечества и служат для правильного понимания многообразия, сложности и противоречивости событий и явлений современной жизни. Исторические знания направлены на создание представлений об исторической действительности, научной картины развития человеческого общества. Они способствуют развитию личностного отношения к познаваемой действительности, и, таким образом, через историю осуществляется воспитание личности.
Изучая историю, школьники знакомятся с событиями, предметами прошлого, с людьми, действовавшими в разные эпохи. События в общественно-историческом процессе совершаются в пространстве и во времени. В связи с этим, первая и непроизвольная ассоциация истории как учебного предмета прочно связана с датами, ведь, локализация фактов во времени, безусловно, требует от учеников знания хронологии.
В этой работе будут рассмотрены такие вопросы как: цели и задачи хронологии в обучении истории, приемы и средства изучения хронологии в школе, различные задания и игры по выработке хронологических умений учащихся.
Хронология, ее цель и задачи.
Хронология имеет большое значение в исторической науке, она устанавливает ход и картину событий, их причины и следствия. Выяснив время свершения событий можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями, их последовательность.
Хронология является вспомогательной исторической дисциплиной, изучающей системы летоисчисления и календари разных народов и государств. Она помогает устанавливать даты исторических событий: год, число, месяц; определять, какое событие было раньше, какое позже или оба события произошли одновременно (синхронно). Хронология выявляет длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников.1
Систематические курсы истории, изучаемые в школе, в соответствии с принятой научной периодизацией разбиты на части, разделы и темы. При изучении истории ученикам сообщаются хронологические рамки периодов, даются даты основных событий, явлений процессов. Таким образом, хронологическая подготовка учащихся включает следующие знания и умения: 1) называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов; 2) соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить основную цель изучения хронологии в школе: показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени и познакомить с системами летоисчисления. Следовательно, цель определяет задачи: 1) обеспечивать в сознании учеников правильное отражение исторического времени, это помогает уяснить общую картину развития общества, осознать историю как закономерный процесс, развертывающийся во времени, которое необратимо; 2) способствовать развитию их временных представлений, чтобы учащиеся свободно и сознательно могли ориентироваться в историческом времени (видеть длительность, последовательность событий, прослеживать синхронные связи между явлениями и событиями), и в историческом процессе в целом; 3) помочь усвоению важнейших дат событий, временных категорий (год, век, тысячелетие, эра), чтобы, опираясь на них, уметь определить место во времени всех известных им исторических событий.
Школьные курсы содержат разные по значимости хронологические даты, которые условно подразделяют на: основные, связанные с главными фактами, и должны быть запечатлены в памяти учащихся на длительное время; опорные, способствующие временной локализации менее значимых, второстепенных фактов; даты, нужные для установления связи между опорными и второстепенными фактами и для соотнесения фактов с соответствующим историческим периодом2. По внешнему признаку выделяют даты событий (год) и округленные даты процессов (век, часть века, десятилетия).
В связи с этим возникает проблема отбора и группировки хронологического материала, способа его подачи. Поэтому, работа преподавателей основана на разнообразном и целенаправленном использовании специальных методических приемов и средств обучения.
Приемы и средства изучения хронологии.
Выбор преподавателем тех или иных методических приемов и средств обучения напрямую связан с возрастными особенностями школьников. Младшие школьники с трудом воспринимают протяженность событий, и их размещение во времени. Восприятие времени является самой трудной задачей для них, ведь их собственный жизненный опыт несопоставим не количественно, ни качественно с многовековой историей человечества. Поэтому целесообразно начинать знакомство с хронологией, отталкиваясь от их личного опыта, от сегодняшней жизни, постепенно уходя вглубь веков. С этой целью, можно провести эмоционально-зрелищную презентацию главных свойств исторического времени: изобразить отрезок жизни ученика, отрезок жизни его родителей, отрезок жизни его дедушек и бабушек, поясняя хронологическую отдаленность и описывая свойства и изменения характерные для каждого отрезка. Это позволит продемонстрировать школьникам поступательность, последовательность, преемственность фактов истории.
Параллельно с формированием элементарных представлений об основных свойствах исторического времени на первых уроках пропедевтики начинается ознакомление школьников с основными хронологическими понятиями, в связи с этим, учителю предстоит преодолеть большие трудности при раскрытии содержания системы летоисчисления. Учащиеся с большим трудом и не сразу усваивают особенности современного летоисчисления, понятия эра, обратный счет, эпоха, «до нашей эры».
Учитель помогает ученикам уяснить, как люди измеряют время. Чтобы подвести учащихся к пониманию единицы времени – года, учитель предлагает изобразить число прожитых детьми лет в виде графика (линии, разделенной на отрезки, символизирующие каждый год их жизни). Далее формируется понятие десятилетия: десять отрезков на линии обозначают десять лет жизни ученика.
Усвоив десятилетия, ученики переходят к столетиям. Историческая давность этого периода измеряется количеством сменившихся за это время поколений. Затем учитель рассказывает, что сто лет составляют век. Таким образом, происходит усвоение категорий «год», «десятилетие», «столетие», «век».
Для закрепления понятия «эра» учитель объясняет ученикам, что можно вести счет лет, считая от какого-нибудь важного, известного события (можно привести следующие примеры: греки вели счет от времени от первой олимпиады, а древние египтяне – по годам правления фараонов). Такое событие, от которого ведут счет лет, называют эрой, а счет лет называют летоисчислением.
В курсе истории древнего мира, работа с лентой времени усложняется – показывается обратный отсчет лет. Обратный отсчет лет – это одна из условностей, о которой в свое время договорились люди. По византийской вере, сотворение мира произошло за 5508 лет от Рождества Христова. Если прибавить прошедшие с этого времени годы, то получается большая и неудобная в пользование цифра. Поэтому, решили вести счет лет не от наших дней, а от постоянного года - 753 – года рождения Христа. Эра от рождения Христа получила название «новой эры», так возникло летоисчисление , которое существует в наше время.
События, которые произошли до новой эры, имеют обратный порядок счета лет, чем события нашей эры. В связи с этим, учитель разъясняет, что в счете до нашей эры тоже существуют века, тысячелетия, периоды, но меняется порядок отсчета. При изучении событий древнего мира постоянно ведется работа с лентой времени: определение века, его части, нахождение этой даты на ленте времени, определение, сколько времени прошло от изучаемого события до наших дней и т.д.
Каждая новая встречающаяся дата позволяет углублять понимание системы летоисчисления. С помощью ленты времени выясняется место исторического события во времени, место относительно других событий. Наконец, встречающиеся даты позволяют закончить изучение системы летоисчисления.
Так в течение всего курса по истории древнего мира постепенно раскрывается система летоисчисления и ведется работа по ее закреплению в памяти учащихся. Основным средством является лента времени.
Кроме понимания системы летоисчисления, изучая историю, ученики должны твердо выучить минимум обязательных дат, чтобы, опираясь на них, уметь определить место во времени всех известных им исторических событий.
Учащиеся, чаще всего, запоминают исторические даты по ассоциации. Задачей же учителя является помочь учащимся запомнить необходимые даты и по логическим связям. Это достигается введением хронологической даты в характеристику исторического явления (наглядно-образное обозначение времени). Учитель должен не просто упомянуть время какого–либо исторического факта, а описать обстоятельства важнейших событий максимально ярко и образно, дата должна вплетаться в изложение нового материала неоднократно, особенно в младших классах.
С этой же целью учитель может предложить школьникам самим проиллюстрировать историческое событие на специальной хронологической карточке: на ее лицевой стороне будет крупно выведена дата, а на обратной – рисунок события.
При характеристике исторических явлений, не имеющих твердых дат , учитель показывает эти факты во времени по логическим связям, имеющими опорные даты.
Вводить хронологическую дату в характеристику события можно не только в слове учителя, но и используя и другие методические средства: графические и видео - изображения, карту и т.п. учащихся надо научить читать карту и вносить в свой рассказ о событиях даты, помещенные на карте.
При введении хронологической даты в характеристику исторического события проводится ее фиксация. Простейшим приемом фиксации даты является ее запись на доске в тот момент, когда учитель по ходу изложения считает нужным обратить на нее внимание учащихся. Запись даты сразу привлекает к ней внимание учащихся и гарантирует их от неправильного запоминания на слух.
Другим способом фиксации даты является ее нахождение в тексте учебника или в хронологической таблице. Еще одним методическим средством в школьной практике являются диаграммы и графики. Назначение таких графиков – показать учащимся изменение исторических явление во времени, обнаружить тенденцию этого изменения. При работе с графиками учащиеся должны запомнить определенный период времени. Путем зрительной ассоциации, графики облегчают запоминание хронологического материала. Этой же цели служит и диаграмма.
Все перечисленные приемы помогут не только запомнить хронологические даты исторических событий, но и закрепят их в сознании учащихся.
Закрепление хронологических дат ведется не только внесением даты в характеристику исторического события, но и путем составления хронологических таблиц, которые помогают закрепить в памяти учащихся факты связанные с датами, их последовательность, позволяют выявить связи между событиями, явлениями, процессами. Анализ хронологических таблиц позволяет выявить и уяснить внутренние связи, сущность процесса, тенденцию или перспективу его развития.
В качестве справочников по хронологии и своеобразной сетки дат и событий сводные хронологические таблицы сопровождают школьные учебники и пособия для абитуриентов. Хронологически таблицы бывают следующих типов: 1) тематические хронологические таблицы – посвящены отдельным проблемам исторического прошлого или периодам общественного развития; 2) календари исторических событий – воспроизводят хронику наиболее важных событий; 3) хронотоп – таблица, в которой главное внимание уделяется времени и месту изучаемых событий; 4) синхронистические таблицы – фиксируют наиболее важные явления и события, происходившие в разных странах примерно в одно и то же время.
Небольшие хронологические таблицы следует вводить при изучении истории постоянно, чтобы фиксировать в сознании учащихся последовательность исторических фактов в их логической связи. Для выяснения сущности исторического процесса, для показа его общности, различий, для выявления связей между отдельными сторонами жизни и в конечном счете для понимания закономерностей истории удобнее проблемные синхронистические таблицы. Хотя работа над синхронистической таблицей сложнее, чем над простой хронологической таблицей, она помогает учащемуся понять расположение событий во времени, позволяет выявить взаимосвязь между фактами и способствует закреплению в памяти хронологических дат и более глубокому пониманию исторического процесса.3
Таким образом, хронологические таблицы различных видов позволяют изучать хронологию осмысленно и являются ценным материалом для характеристики отдельных исторических событий и целых периодов.
Кроме перечисленных, существуют и другие приемы запоминания хронологии. Запоминание основано на смысловых связях и связях с событием, хорошо зная факты и причинно-следственные связи, ученики легко могут разместить во времени события, не датированные в курсах истории. Для этого важно знать главные признаки или события, относящиеся к тому или иному веку. Например: для лучшего запоминания можно сопоставлять век жизни и правления каких – либо исторических личностей с событиями этого периода.
С подобной целью можно применять метод ассоциирования: в процессе анализа хронологии выявляется одинаковый повторяющийся промежуток лет (5, 10, 25, 100, 125 лет и т.п.). Для лучшего запоминания проводится сопоставление дат по числовым анологиям:480 г. до н.э. – битва греков с греками при Фермопилах; 280 г. до н.э. – поход Пирра в Италию; или сопоставление событий и явлений разных государств, но проходивших в одно время. Другой прием запоминания – установление длительности событий.
Для учителя же важно при выборе каких-либо приемов и средств изложения хронологических сведений на уроке придерживаться главного методического правила: этот выбор определяется характером исторического факта, его местом в истории и задачами установления его связей и отношений с другими фактами.4
Задания и игры по выработке хронологических умений учащихся. Тесты по хронологии.
Все перечисленные выше приемы и средства помогают ученикам овладевать знаниями хронологии. Но, кроме этого, выработке умений хронологического характера способствуют специально подобранные задания и игры. Многие виды упражнений и познавательных заданий помогают диагностировать качество подготовки учащихся по хронологии и использовать хронологический материал для более глубокого проникновения в суть исторических фактов и развития умственных способностей школьников.
Задания по выработке хронологических умений могут быть различными – это и определение даты события, или, наоборот, определение события по дате; выбор нужной даты из перечня; соотнесение событий и дат; определение длительности, хронологической последовательности событий; составление хронологических рядов, таблиц; определение этапов в развитии событий; отнесение событий к какому-либо периоду; выявление ключевых событий; обоснование критериев периодизации и т.д.
Сами задания, мы можем разделить на четыре вида: 1) упражнения, 2)задачи, 3) игры, 4) тесты.
При введении основных единиц исторического времени в начальном курсе истории, сопутствующей задачей учителя является – формулирование правила установления их соотношения (год – век – тысячелетие). Обычно этот механизм иллюстрируется на аналогии с часами: 11 часов 17 минут, т.е. 12й час – 1117 год, XII век. Более сложные хронологические ситуации могут отрабатываться в упражнениях: на определение века и тысячелетия предложенных дат; на подбор дат, принадлежащих указанному веку и тысячелетию; на сопоставление пар дат, относящихся к одному столетию.
С помощью линии времени учащиеся могут потренироваться в решении хронологических задач.
Типология стандартных хронологических задач следующая5:
1) Посчитайте, сколько лет назад произошло событие, если известна его дата:
141 г. IX
2) Посчитайте, на сколько лет одно событие произошло раньше другого, если известно, в каком году они состоялись:
141 г. IX 1141г.
3) Определите, сколько лет длилось событие, если известны его хронологические рамки:
30 г. IX 14 г.
4) Посчитайте, в каком году произошло событие, если оно случилось … лет назад:
?
I IX 2000 г.
На уроках по истории Древней Греции и Рима, отечественной истории можно использовать нестандартные хронологические задачи, основанные на соотнесении разных систем летоисчисления, существовавших в древности в Средневековье. Задачи такого типа позволяют работать с различными неадаптированными источниками и развивать творческие способности школьников.
Для закрепления в памяти учащихся дат основных исторических событий и проверки их усвоения рассчитаны хронологические примеры. Мы можем плюсовать или минусовать даты необходимых событий, итоговая цифра так же должна обозначать какое-либо событие.
Действенным средством закрепления дат исторических событий и развития логических способностей школьников являются хронологические уравнения. Расставляя условные знаки тождества (=), противоположности (↔), следствия (→) между парами дат, а также дают обоснование своему решению. Например: 1240 =1242 – победы Александра Невского над крестоносцами.
На знание исторических дат можно проводить игры: это могут быть различные эстафеты по датам; по «привязке» дат к фактам, именам, географическим названиям; составление хронологических рядов; игра «Сквозные даты» - назвать событие, происходившее в разных странах в один и тот же год; игры с хронологическими карточками; домино, лото, кроссворды. Активные и креативные учителя могут сами составлять различные игры на актуальном учебном материале. Игры являются эффективным средством формирования и диагностики хронологических знаний и умений.
С интересом учащиеся выполняют тестовые задания. Тесты по видам бывают различные:
1) Тесты с выбором ответа на проверку знания дат и событий.
2) Тесты с выбором ответа на проверку и формирование умений устанавливать синхронность фактов, соотносить их с определенным периодом исторического развития.
3) Тесты на восстановление соответствия для проверки знания дат и событий.
4) Тесты на группировку хронологической информации для развития и проверки умения соотносить исторические факты с определенными периодами времени.
5) Тесты с ограничениями на ответ для проверки знания дат и событий.
6) Тесты на определение хронологической последовательности для проверки знания дат и событий, и для развития и проверки умения определять их последовательность.
7) Тесты на исключение лишнего и продолжения ряда в заданной последовательности для развития логических способностей на основе знаний дат и сущности исторических знаний.
Сегодня, с развитием информационных технологий, большую популярность приобрели компьютерные тестирования, которые могут состоять из нескольких частей и включать в себя различные виды как тестовых, так и других заданий и упражнений, перечисленных и описанных выше.
Заключение.
В данной работе были рассмотрены различные аспекты, касающиеся изучения хронологии в школьном курсе истории.
Мы выяснили, что хронология имеет большое значение в исторической науке, и является вспомогательной исторической дисциплиной, изучающей системы летоисчисления и календари различных народов и государств.
Для правильной и последовательной презентации хронологического материале в школе, важно понимать цель и задачи ее изучения: показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени и познакомить с системами летоисчисления. Изучение хронологии в школе направленно на обеспечение в сознании учеников правильного отражения исторического времени, что помогает уяснить общую картину развития общества, осознать историю как закономерный процесс, развертывающийся во времени, которое необратимо; развитие их временных представлений; помощь в усвоении важнейших дат событий, временных категорий (год, век, тысячелетие, эра), чтобы, опираясь на них, уметь определить место во времени всех известных им исторических событий.
Опираясь на цель и задачи изучения хронологии в школе, учитель отбирает и группирует хронологический материал и выбирает способ его подачи. Нельзя упускать из вида и то, что выбор преподавателем тех или иных методических приемов и средств обучения напрямую связан с возрастными особенностями школьников. Кроме этого, для учителя важно при выборе каких-либо приемов и средств изложения хронологических сведений на уроке придерживаться главного методического правила: этот выбор определяется характером исторического факта, его местом в истории и задачами установления его связей и отношений с другими фактами. Правильно выбранные приемы и средства изложения хронологических сведений плюс различные познавательные упражнения и задания, в совокупности эффективнее способствую формированию хронологических знаний и умений школьников. Так же мы знаем, что многие виды упражнений и познавательных заданий помогают диагностировать качество подготовки учащихся по хронологии и использовать хронологический материал для более глубокого проникновения в суть исторических фактов и развития умственных способностей школьников.
Используемая литература:
Е.Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. Теория и методика преподавания истории. – М.: Гуманит.издат. центр ВЛАДОС, 2003.
Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие для студентов ∕ С.А. Ежова, И. М. Лебедева, А. В. Дружкова и др. – М.: Просвещение, 1986.
М. Т. Студеникин. Методика преподавания истории в школе. – М.: Гуманит.издат. центр ВЛАДОС, 2002.
1 Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. вуз. – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2002. Стр. 118.
2 Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов по спец. «История»⁄С. А. Ежова, И. М. Лебедева, А. В. Дружкова и др. – М.: Просвещение, 1986. Стр 82.
4 Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. вуз. – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2003. Стр. 262.
5 Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. вуз. – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2003. Стр. 263
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ