План-конспект интегрированного урока по истории Отечества, чтению и развитию речи в 8 классе «Восстание декабристов»
МКС(К)ОУ«Краснинская школа-интернат VIII вида»
Методическая разработка
интегрированного урока
истории Отечества, чтения и развития речи
для обучающихся 8 класса
специальной (коррекционной) школы VIII вида
«Декабрьское восстание»
по программе для специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида
под редакцией В.В. Воронковой
Составители:
Сизикова Наталья Альбертовна, учитель чтения и развития речи,
Галкин Е.В., учитель истории
План-конспект интегрированного урока
по истории Отечества, чтению и развитию речи в 8 классе.
Тема урока.
История Отечества.
Обобщение материала по теме «Восстание декабристов».
Раздел. История нашей страны в XIX веке.
Чтение и развитие речи.
А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд», Н.А. Некрасов «Русские женщины» (отрывок из поэмы).
Раздел. Произведения русских писателей XIX века.
Тип урока. Интегрированный с использованием презентации.
Форма проведения урока. Урок-виртуальное путешествие с элементами драматизации.
Цель урока. Создание у обучающихся образного представления о восстании декабристов 1825 года. Активизация познавательной деятельности обучающихся через интеграцию материала уроков истории Отечества, чтения и развития речи.
Задачи урока.
Образовательные:
- обобщить знания обучающихся о декабрьском восстании, раскрыть причины и роль восстания в истории страны;
- расширить представление о данном историческом событии с помощью дополнительных сведений, художественных произведений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова. Помочь обучающимся увидеть связь события и художественного произведения;
- продолжить комплексное формирование общеучебных и межпредметных навыков: работа с текстом, умение анализировать художественное произведение, сопоставление различной информации, подбор материала по теме и подготовка выступления по заданному вопросу, формулировка и аргументация собственной точки зрения.
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию речевой практики обучающихся, умения размышлять на заданную тему, оценивать поступки героев произведения, связывать их с конкретными историческими событиями;
- работать над развитием высших психических функций: мышления, внимания, различных видов памяти на основе работы с карточками, над обобщающими вопросами, при формулировке выводов;
- способствовать активизации мыслительной и творческой деятельности;
- развивать творческие способности обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать учебную мотивацию, коммуникативные навыки, нравственные качества, чувство патриотизма.
Основные методы.
Групповая работа, беседа с элементами исследовательской деятельности, рассказ с элементами драматизации, работа с текстом.
Знания, умения и навыки, которые приобретут, закрепят ученики в ходе урока:
Знания.
Когда началось и закончилось восстание. События, являющиеся предпосылками декабрьского восстания, ход восстания, причины его поражения и его историческое значение.
Художественные произведения, которые посвящены данному историческому событию.
Знание стихотворения наизусть А. Пушкин «Во глубине сибирских руд».
Умения.
Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий. Работать в группе, размышлять, представлять свою точку зрения, оценивать поступки героев произведений, обосновывая своё отношение к ним.
Читать вслух осознанно, правильно, бегло, выразительно. Выделять главную мысль произведения, исторической статьи.
Навыки.
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии, выделение главной мысли произведения, обоснование своего отношения к действующим лицам, заучивание наизусть стихотворении.
Оборудование.
Презентация к уроку;
З. Ф. Малышева Чтение 8 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва Просвещение, 2011 г., с 42 – 43, 88 – 90;
Б.П. пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина История России, учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва ВЛАДОС, 2012 г. с 231 – 242;
Карточки для групповой и фронтальной работы, работы в парах;
Костюмы для драматизации;
Ход урока.
Этап урока
Содержание урока
Работа со слайдами, музыкальное сопр.
Коррекционная работа
1. Орг. момент
Учитель.
- Здравствуйте, ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их.
Учитель.
Ребята, мы предлагаем вам начать урок с улыбки и добрых пожеланий в адрес друг друга. Пусть каждый из вас повернётся к своему соседу, улыбнётся ему и пожелает удачи, хорошего настроения….
Психологический настрой на урок.
2. Введение в тему.
Учитель.
- Ребята, прочитайте строки из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву».
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
- Как вы понимаете эти строки?
- Как вы думаете, кому будет посвящён сегодняшний урок? (Ответы обучающихся)
СЛАЙД 2
Развитие речи обучающихся, формирование умения прогнозировать содержание деятельности.
3. Знакомство с темой урока.
Постановка задач.
Учитель.
Правильно, сегодня наш урок посвящается декабрьскому восстанию.
Вас ждёт не простой урок. Мы отправимся в виртуальное путешествие «По страницам истории». Сегодня мы должны обобщить знания, полученные на уроках истории о декабрьском восстании и судьбе декабристов, а также вспомнить художественные произведения, посвящённые этим событиям.
СЛАЙД 3
Основная часть урока. Введение в тему.
Учитель.
- Итак, первая станция «Предпосылки восстания»
- Ребята, кто такие декабристы?
(Ответы обучающихся)
Учитель.
- Да, это были красивые молодые люди, хорошо образованные, с блестящей карьерой военной и статской службы. У них, казалось, было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом свете. Что еще нужно для счастливого будущего?
И все-таки, что-то побудило их выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти.
- Чтобы разобраться в этом вопросе, мы должны вспомнить обстановку в России после Отечественной войны 1812 года.
Словарная работа.
Перед тем, как вы приступите к работе, вспомним значение слов, которые вы узнали, изучая тему декабристов (республика, переворот, присяга, каторга). Соедините слово с его значением (Приложение 1).
Работа в группах.
Задание для 1-й группы. Подготовить краткое сообщение по вопросам и опорным словосочетаниям
(приложение 2).
Задание для 2-й и 3-й групп.
Работа по карточкам.
Восстановить и представить программу Северного общества, Южного общества (приложение 3).
Выступления групп.
Учитель истории.
- Сравним эти программы. Что в них общего? Чем они отличаются?
(Ответы обучающихся)
- Какая программа была более реальна для осуществления в России?
(Ответы обучающихся)
Учитель истории.
- Следующая станция «Восстание на Сенатской площади»
- Когда готовилось восстание?
- Почему решили перенести дату восстания?
- Руководители какого общества решили воспользоваться ситуацией?
- На какую дату было назначено восстание?
- Вспомним эти события (видео).
Работа по карточкам в парах.
Восстановите последовательность плана восстания. Отметьте пункты, которые удалось выполнить (приложение 4).
Самопроверка (по слайду).
Музыка И. Шварца
(тема декабристов)
СЛАЙДЫ
5 –8
СЛАЙДЫ
9 – 10
СЛАЙД
11
СЛАЙД
12
Музыка И. Шварца (тема декабристов2)
СЛАЙД
13
СЛАЙД
14
Развитие связной устной речи
Обогащение словаря, расширение кругозора
Развитие речевой практики, логического мышления, осмысленного запоминания
Развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, делать выводы
Развитие речевой практики, логического мышления, осмысленного запоминания
Учитель истории.
- Итак, какие пункты плана удалось выполнить?
- Чем закончилось восстание?
- Что ожидало декабристов после подавления восстания?
Учитель чтения.
- Наша следующая станция «Подвиг любви бескорыстной»
- Ребята, как вы думаете, о ком эти строки?
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь подобное встречали:
Их имена забыться не должны. (Н.А. Некрасов)
- Правильно, о жёнах декабристов. Сегодня на уроке нельзя не вспомнить о гражданском подвиге женщин, которые последовали за своими мужьями в ссылку, на каторгу.
В июле 1826 года началась отправка осуждённых в Сибирь. Император надеялся, что скоро о декабристах все забудут. Жёнам декабристов Николай предложил быстрый и лёгкий развод с «государственными преступниками».
Однако женщины пошли против его воли и мнения большинства. Они отрешились от роскоши, оставили детей, родных и близких и пошли за мужьями, которых любили. Добровольное изгнание в Сибирь получило громкое общественное звучание.
Это был не только подвиг любви, но и протест против николаевского режима, это была демонстрация сочувствия идеям декабристов.
1-й ученик.
- Одной из первых вслед за мужем отправилась княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая.
Трубецкой был осужден по первому разряду к смертной казни, замененной пожизненной каторгой. Только мысль о любимой жене удерживала его от отчаяния.
Екатерина Ивановна решила быть рядом с мужем, но для этого требовалось специальное разрешение царя.
Инсценировка разговора Екатерины с царём (приложение 5).
Учитель чтения.
Царь выдал ей разрешение, но он был очень рассержен. Он не понимал упорства этой женщины. Екатерина Ивановна отправилась вслед за мужем и тем самым показала пример другим женщинам.
2-й ученик.
В конце декабря 1826 года выехала к мужу Мария Николаевна Волконская, дочь известного героя 1812 года генерала Н. Раевского.
Её решение отправиться к мужу на каторгу не поддержали в семье. Но решение Марии Николаевны было твёрдо.
Инсценировка разговора Марии с отцом (приложение 6).
Учитель чтения.
Перед смертью отец назвал свою любимую дочь «самой удивительной женщиной, которую когда-либо знал».
Приехав, Волконская поселилась в одном доме с Трубецкой и на другое утро отправилась искать мужа. Спустилась в рудник. Она не знала, что он был закован в кандалы, и когда увидела его, была потрясена.
- На уроках чтения мы читали произведение, в котором описывается встреча Волконской с мужем. Вспомните, как называется это произведение.
(Н.А. Некрасов «Русские женщины»)
- Какие чувства вызывает у вас поступок женщин, последовавших за своими мужьями в Сибирь, в ссылку?
- Как узники встретили Марию Николаевну Волконскую? Свой ответ подтвердите примерами из текста
(выборочное чтение)
- Прочитайте выразительно (взволнованно, с паузами, выделяя голосом восклицания) встречу Марии с мужем.
(Выразительное чтение отрывка)
- Подумайте, как относится автор к поступку этих женщин?
3-й ученик.
- Ещё одной из женщин, отправившихся вслед за мужьями, была Александра Григорьевна Муравьёва – жена Никиты Михайловича Муравьёва. Никита Михайлович был осуждён по первому разряду к каторжным работам в Сибири и последующему поселению там.
Отправляясь в Сибирь за мужем, Муравьева разлучалась со своими детьми, родителями и сестрами, подписала жесткие условия, согласно которым она теряла дворянский титул, имущественные и наследственные права, ей запрещалось возвращаться в европейскую Россию, а дети, рожденные в Сибири, теряли право ношения фамилии отца и становились казенными крестьянами.
Самой дорогой вещью, которую везла Александра Григорьевна, было стихотворение А.С. Пушкина.
Стихотворные строки «во глубине сибирских руд» рассказали декабристам о том, что они не забыты, что их помнят, им сочувствуют.
Учитель чтения.
- Давайте вспомним это стихотворение.
Инсценировка.
Ученица в образе А.Г. Муравьёвой читает стихотворение наизусть.
- Какое понятие вкладывает поэт в выражение «Придёт желанная пора»?
(ответы обучающихся)
- В каких строках стихотворения мы видим, что план Николая о забвении восставших не удался?
(выборочное чтение)
- Прочитайте строки, содержащие, по вашему мнению, главную мысль стихотворения.
(выборочное чтение)
Учитель чтения.
- Во время венчания у алтаря люди клянутся быть вместе в горе и радости, в бедности и богатстве, в болезни и здравии, пока смерть не разлучит их. И они были верны этой клятве.
Женщины-декабристки многое сделали в Сибири, Прежде всего они разрушили изоляцию, на которую власти обрекли революционеров.
Родные, друзья писали узникам. Им же запрещено было отвечать (право на переписку они получали только с выходом на поселение). В этом сказался все тот же расчет правительства на изоляцию декабристов. Этот замысел разрушили женщины, связавшие заключенных с внешним миром. Они писали от своего имени, копируя иногда письма самих декабристов, получали для них корреспонденцию и посылки, выписывали газеты и журналы.
Находясь в Сибири, женщины вели непрестанную борьбу с петербургской и сибирской администрацией за облегчение условий заключения. Они открыли в посёлках, где жили, школы и библиотеки, учили детей из простых семей грамоте, музыке, пению, танцам.
Прошло много лет, но мы не перестаем восхищаться величием их любви, бескорыстной душевной щедростью и красотой.
СЛАЙД
14
СЛАЙДЫ
15 - 17
СЛАЙД
18
Музыка
И. Шварца (романс «Качели»)
СЛАЙД
19
СЛАЙД
20
СЛАЙД
21
СЛАЙД
22
Музыка И. Шварца (И. Шварц, дирижёр Ю. Темирканов)
Развитие речевой практики, логического мышления, осмысленного запоминания
Развитие творческих способностей
Развитие умения работать с текстом, читать, передавая чувства и настроение героев, связно формулировать свои мысли
Подведение итогов урока.
Учитель истории.
- Итак, подведём итоги на нашей последней станции «Итоги восстания»
- Почему восстание потерпело поражение?
- Какое значение имело восстание?
Учитель чтения
- Какую роль сыграли жёны декабристов, отправившиеся вслед за мужьями на каторгу?
- Какие произведения помогли нам разобраться в этом историческом событии?
СЛАЙД 23
СЛАЙД 24
Попробуйте оценить свою работу на уроке.
Как я усвоил материал? Выберите один из вариантов.
Получил прочные знания, усвоил весь материал – красный жетон (оценка 5).
Усвоил материал частично – зелёный жетон (оценка 4).
Мало что понял, необходимо еще поработать – жёлтый жетон (оценка 3).
Развитие умения адекватно оценивать свою работу.
Литература.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб 1. – с. 13 – 15, 97 – 101.
З. Ф. Малышева Чтение 8 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва Просвещение, 2011 г., с 42 – 43, 88 – 90;
Б.П. пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина История России, учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва ВЛАДОС, 2012 г. с 231 – 242;
Интернет-источники:
Очерки о жёнах декабристов http://www.cbs1vao.ru/izdaniya/podvig-lyubvi-beskorystnoj-biograficheskie-ocherki-o-zhenax-dekabristov/ocherki-o-zhyonax-dekabristov-4
Подвиг княгини Екатерины Трубецкой http://c-cafe.ru/days/bio/25/014_25.php
История Российской империи http://www.rosimperija.info/post/731
Фильм
Приложение 1.
Задание. Подберите соответствующее значение к слову.
Республика
Смена государственной власти путём вооружённого восстания.
Переворот
Клятва.
Присяга
Особый вид наказания за преступления в России с привлечением к тяжёлому физическому труду.
Каторга
В переводе с греческого языка означает «власть народа».
Приложение 2.
Задание. Сформулируйте ответы на вопросы.
Какую победу одержала Россия в 1812 году? (Отечественная война 1812 года, французская армия, армия наполеона)
Что сыграло в этом решающую роль? (мужество и героизм русского народа, армии)
О чём задумывался император Александр I? (отмена крепостного гнёта, освобождение крестьян)
Почему Александр I боялся открыто начать реформы? (недовольство дворян)
Когда и по чьему указу были созданы военные поселения? (18…. год)
Кто руководил организацией тайных поселений? (А_______ А_______ А_______)
К чему привело создание военных поселений? (ухудшение положения крестьян)
Какие общества стали создаваться в России и кто в них входил? (тайные общества, офицеры-дворяне)
В каком году были созданы два больших тайных общества и что они планировали? (18… год, изменение государственного устройства, ликвидация крепостного права, переворот)
Приложение 3.
Задание. Восстановите программы Северного и Южного тайных обществ.
Название общества
Северное общество, Южное общество.
Руководители общества
Павел Пестель,
Кондратий Рылеев, Николай Муравьёв
Где образовалось общество
Петербург,
Украина
Название программы
«Русская правда»,
«Конституция»
Основные положения программы:
1. Власть императора
Ограничение власти,
ликвидация власти (Россия провозглашается Республикой)
2. Новый законодательный орган
Народное вече (выбираются представители всех сословий),
народное вече (Выбирается голосованием)
3. Крепостное право
Отмена, уничтожение военных поселений, крестьянину предоставляется участок земли в 2 десятины, он может наняться к помещику за деньги.
Отмена, ликвидация военных поселений, земля делится на 2 части: 1 часть - крестьянам в равных долях, 2-я у помещиков.
Приложение 4.
Намечено
Удалось выполнить
Отмена неограниченной власти императора, отмена крепостного права
Вывести на сенатскую площадь
6 гвардейских полков
Арестовать
царскую семью
Назначить руководителем восстания
С.П. Трубецкого
Приложение 5.
Инсценировка разговора Е.И. Трубецкой с царём.
Николай I:
- «Поймите, мадам, то, что вы задумали, — безрассудство, глупость даже! Еще и за подруг просите! Зачем вам оный Трубецкой, а?! Отныне вы, княгиня, — свободны, не связаны более узами супружеского союза с каторжником Трубецким. Мы так хотим. Повелеваем!»
Трубецкая:
- «Простите, Ваше Величество, но Сергей Трубецкой — мой муж, и разлучить нас может лишь смерть. Я должна ехать к нему… в Сибирь».
Николай I:
- «Учтите, как только вы пересечете Урал, то сразу же потеряете все дворянские привилегии. Вам придется навсегда распрощаться с титулами, доходами, поместьями! И дети ваши, кои родятся в Сибири, — тоже не будут дворянами, они поступят в казенные заводские крестьяне! … А главное — вы навсегда лишитесь права вернуться в Россию. Навсегда, мадам!» Вас сие устраивает?!»
Трубецкая:
- «Ваше величество… я согласна на любые условия. Лишь бы всегда быть вместе с мужем, помочь ему!»
Приложение 6.
Инсценировка разговора М.Волконской с отцом.
Раевский. Мария! (входит Волконская) Ну-с, сударыня, что скажете?
Мария. Отец! Втайне от Вас я просила царя разрешить мне следовать за мужем. Вот ответ.
(Раевский читает письмо. Сжимает кулаки.)
Раевский. Я прокляну тебя, если ты не вернешься через год!
Мария. Я тверда в своем решении. Неужели в минуту разлуки Вы откажетесь от своей дочери?
Раевский. (Смотрит в окно): Снег идет... путь тебе добрый, благополучный. Буду молить Бога за тебя, да утешит он твою душу.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ