Столетняя война, 6 класс

Центр детского творчества "Ново-Переделкино"




Конспект урока по истории России

в 6 классе




«Столетняя война»











подготовила

методист

Игнатова Ирина Ивановна























Москва 2013

Столетняя война.

План изучения нового материала

1. Причины Столетней войны и повод к ней.

2. Успехи англичан.

3. Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

4. Франция на краю гибели.

5. Орлеанская дева и перелом в войне.

Понятия и термины: «чёрная смерть», Жакерия, Орлеанская дева.

Основные даты

1337—1453 гг. — Столетняя война.

1358 г. — Жакерия.

1381 г. — восстание английских крестьян под предво­дительством Уота Тайлера.

1429 г. — первые успехи французов под Орлеаном. Коронация Карла VII.

Имена: Эдуард «Чёрный принц», Гильом Каль, Уот Тайлер, Карл VII, Жанна д'Арк.

Метапредметные и предметные учебные дей­ствия

Раскрывать причины войны между Англией и Фран­цией, получившей название Столетней, и повод к ней. Показывать на карте и рассказывать о решающих бит­вах Столетней войны. Характеризовать причины и итоги крестьянских вы­ступлений во Франции (Жакерия) и в Англии (восстание Уота Тайлера), опираясь на текст учебного пособия. Представлять характеристику Жанны д'Арк, объяс­нять, почему имя народной героини сохранилось в памя­ти поколений.

Приёмы, формы организации познавательной деятельности.

Содержание занятия объединено общей темой — вли­яние Столетней войны на процессы исторического разви­тия Франции и Англии. Поэтому целесообразно рассмотреть в процессе раскрытия темы основные вопросы комплексно, тем более что изучение крестьянских восстаний в Англии и Франции перед материалом о Столетней войне создаст определённые трудности для восприятия этих событий детьми.

Тема занятия неизменно вызывает повышенный интерес обучающихся. Такое отношение вполне оправданно. Действительно, трудно найти в курсе истории Средних веков такое переплетение трагических и вместе с тем герои­ческих событий: торжество английских войск в решающих битвах и стойкость и мужество защитников Кале и Орле­ана, бессилие и неблагодарность французских королей и смелость, решительность простой крестьянской девуш­ки, мощные крестьянские восстания, которые потрясли средневековые Францию и Англию, и позорные пораже­ния их сеньоров на полях сражений.

Преподавателю следует определить основной аспект данной темы, на котором ему необходимо сосредоточить внимание детей. Например, материал может быть подан через решающее влияние на ход войны простого народа (пре­жде всего крестьянства). В этом случае на фоне основных военных событий раскрывается борьба крестьян Франции и Англии против налогового гнёта и роста феодальных повинностей, партизанская война французского наро­да против английских захватчиков, роль простой фран­цузской девушки, которая смогла внести перелом в ход Столетней войны. За основу изучения темы можно взять военный аспект и преподнести исторический материал как противостояние Англии и Франции.

Во вступительном слове можно отметить, что после сравнительно благоприятных XIIXIII вв. XIV столетие обрушило на Европу неисчислимые бедствия. Волнами прокатывались война и чума, голод и народные мятежи, которые знаменовали «осень» Средневековья. Все эти бед­ствия связаны с самой длительной войной, которую вели страны Европы, — Столетней войной.

Причины Столетней войны и повод к ней раскрыва­ются с помощью карты «Англия и Франция во время Столетней войны». Предлагаем обучающимся най­ти и показать на карте территории Франции и англий­ские владения на юго-западе страны (герцогство Гиень) и, выслушав пояснения преподавателя, назвать главную причину войны и повод к ней.

Английские короли считали своей собственностью западнофранцузские земли, некогда бывшие доменом их предков. Французы, напротив, полагали, что эти террито­рии — неотъемлемая часть их королевства. Без присоеди­нения Аквитании объединение Франции было неполным, незавершённым. После смерти Филиппа IV Красиво­го последовательно правили три его сына, не оставив­шие наследников. Король Англии Эдуард III был сыном дочери Филиппа Красивого и не замедлил напомнить о своих правах на французский престол. Королём Фран­ции стал Филипп VI — первый представитель династии Валуа, одной из боковых ветвей дома Капетингов, кото­рый лишил английского короля прав на владения на юге Франции. На этот раз на угрозы французского короля Эдуард III ответил войной. Школьники должны отметить, что непосредственным поводом для столкновения послу­жил династический спор, а территория герцогства Гиень была причиной войны.

Раскрывая вопрос о причинах побед английского вой­ска в крупных сражениях Столетней войны, обращаем внимание учащихся на особенности армий Франции и Анг­лии накануне войны.

Не советуем, объясняя ход Столетней войны, подробно раскрывать все этапы военного противостояния Англии и Франции, акцентировать внимание школьников на пере­менчивом характере войны. Целесообразно отметить зна­ковые битвы, сосредоточив главное внимание на деятель­ности народной героини Жанны д'Арк. В соответствии с возрастными особенностями обучающихся наилучшим сред­ством формирования представлений об этом явлении может стать образная деятельность.

Достаточно на примере иллюстрации «Бит­ва при Креси. Миниатюра XV в.» показать детям ход этого сражения, чтобы им стало понятно, как протека­ли сражения при Пуатье и Азенкуре. Ребята способны определить английское войско по изображению лучников, французские рыцари под градом стрел отступают в замок. Можно отметить такую деталь: французские рыцари рубят мечами своих же пехотинцев, вооружённых арбалетами. Так средневековый художник показал презрительное отно­шение французских рыцарей к своим пехотинцам.

Крестьянские восстания во Франции и в Англии целе­сообразно изучить с помощью текста учебного пособия, предвари­тельно сформулировав вопросы для сравнения: что вызва­ло восстания крестьян во Франции и в Англии? Кто был лидером Жакерии и восстания в Англии? Почему кре­стьяне потерпели поражение? Какие последствия имели эти восстания?

В процессе обсуждения результатов работы дети могут отметить сходство причин восстаний крестьян во Франции и в Англии: рост налогов и повин­ностей. Особенность Жакерии состояла в том, что пора­жения в войне и связанные с ними бедствия изменили отношение французских крестьян к рыцарям. Была подо­рвана вера в то, что рыцари в соответствии с Божьей волей защищают родную страну и крестьян — «всеобщих кормильцев». С точки зрения крестьян, позорные пора­жения лишали рыцарей их привилегий и, следовательно, «будет великим благом уничтожить всех дворян».

Восстание крестьян под руководством Уота Тайлера также было направлено против феодалов («Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был дворянином?»). Одна­ко восставшие крестьяне в Англии выдвинули конкрет­ные требования: отменить личную зависимость и барщи­ну; за пользование землёй давать её владельцу только небольшую денежную плату; разделить между всеми цер­ковные земли и отменить привилегии знати.

Ученики должны отметить и общие причины пораже­ния восставших крестьян во Франции и в Англии: веро­ломное убийство Гильома Каля и Уота Тайлера и разгром восставших крестьян, оставшихся без предводителя.

Общими станут и последствия Жакерии и восста­ния английских крестьян: восстания напугали сеньоров Англии и Франции, поэтому положение «всеобщих кор­мильцев» постепенно улучшается. Подавляющее боль­шинство крестьян освобождается от личной зависимости за плату. Сеньоры больше не требуют от них барщины, заменяя все повинности точно установленными денежны­ми платежами за пользование землёй.

Переход к знакомству обучающихся с деятельностью Жанны д'Арк целесообразно сопроводить ярким описа­нием катастрофического положения Франции: разгром французской армии при Азенкуре, союзник англичан бур­гундский герцог захватывает Париж, английские войска заняли север Франции, некоронованный король Карл VII бездействует, англичане осаждают Орлеан, падение кото­рого открывало путь на юг страны и поражение Франции в Столетней войне. Рассказ о необычной истории про­стой крестьянской девушки, которая станет командовать армией и освободит Орлеан, сопровождается обсуждени­ем иллюстративного ряда: «Карл VII. Портрет работы Жана Фуке», «Жанна д'Арк» и «Казнь Жанны д'Арк. Миниатюра XV в.». Основные вопросы, на которые обучающиеся должны дать ответ в результате изуче­ния данного фрагмента занятия: почему с появлением Жан­ны д'Арк наступил перелом в войне? Какое событие стало завершением Столетней войны? Используя информацию карты «Англия и Франция во время Столетней войны», докажите, что победа в войне была за Францией. Если педагог предпочтёт технические средства обучения, объясняя данный фрагмент темы урока, то можно вос­пользоваться следующими ресурсами:

Занимательная история. Зарубежная история. Древ­ний мир и Средневековье. — М.: Новый диск, 2007 (CD).

www.medieval-wars/com — на сайте размещена инфор­мация по истории военного искусства Средневековья.

www.xlegio.ru — военно-исторический портал Средних веков.

www.megabook.ru — мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Столетняя война.

Проверить степень усвоения обучающими событий Сто­летней войны в конце занятия помогут следующие задания:

1. Расположите в хронологической последовательно­сти события Столетней войны.

1) Жакерия.

2) Сражение при Креси.

3) Казнь Жанны д'Арк.

4) Осада английскими войсками Орлеана.

5) Коронация Карла VII в Реймсе.

2. Прочтите отрывок из хроники Жана де Венета и ответьте на вопросы.

«По всей стране бродили полчища солдат и грабите­лей. Они забирали хлеб и вино, грабили чужое имуще­ство, убивали... в этом 1358 году виноградники и поля не возделывались, скот не ходил по пастбищам. Самая отчаянная нищета царила повсюду среди крестьян. Их сеньоры столь же бесстыдно, как и разбойники, отни­мали у них имущество и жизнь, требовали всё новых и новых платежей».

1) В какой стране происходили события, описанные в документе?

2) Какие события описываются в документе?

3) Какие войска потерпели поражение в битве за два года до упомянутых событий?

4) Что стало ответом крестьян на их жестокое угнете­ние феодалами?

Учебно-методическая литература

Ведюшкин В.А. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. — М.: Просвещение, 2012.

Ведюшкин В. А. Всеобщая история. История Средних веков: рабочая тетрадь: 6 кл. / В. А. Ведюшкин, Е. А. Крючко­ва. — М.: Просвещение, 2012.

Книга для чтения по истории Средних веков / сост. Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе. — М.: Просвеще­ние, 1990.

Крючкова Е. А. Всеобщая история. История Средних веков: 6 кл.: рабочая тетрадь / Е. А. Крючкова. — М.: Просве­щение, 2012. (К учебнику Г. М. Донского, Е. В. Агибаловой.)

7


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ