Возвышение Македонии, 5 класс

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1011

119620, г. Москва, ул. Щорса, д. 6, корп. 1, тел. 934-12-35

e-mail: [email protected]






Конспект урока по истории Древнего мира

в 5 классе





«Возвышение Македонии»











подготовил

учитель истории и обществознания

Игнатов Кирилл Андреевич





















Москва 2013

В процессе урока рекомендуется решить следующие за­дачи: раскрыть причины, которые, с одной стороны, способ­ствовали ослаблению городов-государств Греции, а с другой - возвышению Македонии; охарактеризовать местоположение, занятия населения Македонии и реформу царя Филиппа II по укреплению македонского войска; показать борьбу эллинов за независимость и роль, кото­рую в этой борьбе сыграл афинский оратор и политик Демосфен.

Основные понятия и термины: Македония, монар­хия, оратор.

Персоналии: Филипп II, Демосфен.

Хронология: 338 год до н. э. — битва при Херонее, под­чинение полисов Греции македонским царем Филип­пом II.

План:

1. Ослабление Эллады

2. Македония при Филиппе II

3. Усиление Македонии

4. Воцарение Александра Македонского

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Объяснять причины ослабления Греции после Пелопоннесской войны. Раскрывать роль Филиппа II в возвышении Македонии. Рассказывать о борьбе эллинов за независимость, используя текст учебника и историческую карту.

Приёмы, формы организации познавательной деятельности на уроке.

Период древней истории, с которым знакомятся дети в рамках уроков, посвященных завоеваниям Александра Ма­кедонского и эпохе эллинизма, насыщен событиями, кото­рые знаменуют собой переход от истории Древней Греции к истории Древнего Рима. Небольшой по объему историче­ский материал главы содержит важные теоретические и фактические сведения: упадок греческих полисов и возвы­шение Македонии, знаменитые походы Александра Маке­донского и развитие античного мира в эпоху эллинизма. Поэтому основной задачей учителя в ходе изучения данно­го исторического материала школьниками является уста­новление причинно-следственных связей явлений и собы­тий переходной эпохи эллинизма.

Как правило, в переломное время появляются люди, ко­торые своими действиями изменяют окружающий их мир. Но, несомненно, личность Александра Македонского имеет иной порядок оценки его поступков. В данном случае сам македонский царь Александр, вольно или невольно, послужил причиной новой эпохи античности. Именно по­ходы Александра Македонского станут центром интереса и внимания учеников на уроках данной темы. И это естест­венно, так как они узнают о самом выдающемся из людей, когда-либо живших на нашей Земле. Он не потерпел ни од­ного поражения, всегда сражался в первых рядах, будучи юношей смог сокрушить Персидскую державу и за десять лет он создал государство, которое по величине превосхо­дило все известные в древности страны.

Содержание исторического материала § 41-42 важно с точки зрения понимания школьниками факто­ров, которые привели к подчинению греческих полисов Македонией. Поэтому методической основой урока должно стать выявление причин ослабления полисов Эллады и возвышения Македонии, сравнительная характеристика двух незаурядных деятелей этих исторических событий — македонского царя Филиппа и греческого оратора и поли­тика Демосфена.

В процессе рассказа учителю необходимо создать запоминающийся образ разорения и упадка Греции в ходе Пелопоннесской войны и междоусобной войны меж­ду полисами, о которой ранее уже упоминалось: Длинные стены Афин срыты, флот уничтожен, Афинский морской союз прекратил суще­ствование, спартанцы свергали в полисах демократию и по­могали аристократам, в ходе междоусобиц войска жгли по­ля, вырубали виноградники и оливковые деревья. Предлагаем ученикам вспомнить, когда Пелопоннесская война началась, между какими греческими союзами и их лидерами, чем за­кончилась. Как поэту Аристофану в комедии «Мир» уда­лось показать последствия Пелопоннесской войны для Греции? Почему междоусобными войнами между гречес­кими полисами больше всех были недовольны земледель­цы? Как вы понимаете фразу: независимость в обмен на мир и спокойствие?

Обсудив разорение и упадок Греции в ходе Пелопоннес­ской войны и роль войн между полисами в этом процессе, учитель переходит к рассказу о Македонии. Сопоставление разоренной Греции и усиление Македонии поможет закре­пить выводы предыдущего пункта плана. Характеристику географического положения Македонии, природных условий местности и хозяйственные занятия населения можно дать на основе комментированного чтения текста п. 2 и карты атласа (настенной карты), в ходе которого учитель дополняет и выделяет ряд особенностей в положении Ма­кедонии. Первоначально отсталой части населения Балкан­ского полуострова: здесь разводили скот, выращивали пло­довые деревья, пшеницу и виноград; в каменоломнях добывали золото и серебро; греки смотрели на македонян как на полугреков-полуварваров, а на их область — как на отсталую провинцию. Македония представляла собой единственную страну в Греции, где всегда правили цари, когда власть одного человека передавалась по наследству. Такая форма правления называется «монархия». Центральным вопросом урока является характеристика царя Филиппа и македонского войска. По­знакомиться с военной реформой царя Филиппа и органи­зацией македонского войска дети смогут или на основе тек­ста п. 2 или с помощью эвристической беседы, когда учитель про­водит сравнительную характеристику македонского и гре­ческого войска, а ученики должны ответить на проблемный вопрос: Что делало македонскую фалангу непобедимой? Кто — греки или македоняне — имели преимущество в слу­чае военного противоборства? Почему? Описание маке­донского воина поможет выявить преимущество Македонии в военной организации и вооружении над вой­сками разоренных греческих полисов.

Для характеристики такой личности, как Филипп, по­мимо его реформаторской деятельности, обращаем внима­ние на знаменитую фразу об «осле с золотом»: Что имел в ви­ду македонский царь Филипп, когда говорил, что самую неприступную крепость возьмет осёл, груженный золотом? Были ли у Филиппа сторонники в полисах Греции? Почему они поддерживали Македонию? Какие слои населения Греции могли признать власть Македонии? Почему?

Приведенную в параграфе знаменитую фразу Филиппа можно дополнить другими фактами и выражениями, кото­рые помогут раскрыть личные качества македонского царя как целеустремленного, необычайно твердого, одаренного полководца, дипломата и руководителя государства: Жители греческого города Фокида неожиданно захвати­ли земли, принадлежащие храму Аполлона. Святотатцев попытались обуздать Фивы. Однако фокидяне в ответ захватили храм бога Аполлона в Дельфах и на награб­ленные деньги наняли 20-тысячную армию. Филипп II по просьбе Фив тут же выступил горячим защитником «обиженного» Аполлона. Филипп разбил войска фокидян и освободил Дельфы. Три тысячи пленных во ис­купление святотатства были утоплены в море, а Филипп перестал считаться иноземцем-варваром, и приобрел законное право влиять на судьбу Греции. Как приведенный случай характеризует упадок духов­ных ценностей греков? Какие черты государственного дея­теля проявил Филипп в этих событиях? Каким вам пред­ставляется Филипп как руководитель государства и как человек?

Борьба эллинов за независимость во главе с афинским оратором и талантливым политиком Демосфеном и знаме­нитая битва при Херонее раскрывается в объеме п. 3 в ходе самостоятельного прочтения и последующим обсуждением ответов на во­прос: Какую роль сыграл Демосфен в борьбе эллинов за свою независимость? Содержание параграфа не дает ха­рактеристики Демосфена как личности, оратора и полити­ка. Поэтому уместно кратко познакомить школьников с этой исторической личностью или с помощью рассказа учителя, или с помощью заранее подготовленного одним из учеников краткого сообщения.

В конце урока необходимо найти время и охарактеризо­вать положение Греции после битвы при Херонее. Доста­точно осветить эту проблему в рамках комментированного чтения содержания п. 4 и выполнения задания 1 рабочей тетради.

Общий итог и закрепление материала темы урока про­водится по вопросам: В чем заключалось преимущество ма­кедонской армии перед войском греков? Какие главные причины привели к поражению греков и потере независи­мости? Как вы понимаете слова современника: «Вместе с телами павших при Херонее была зарыта и свобода гре­ков»? Что Греция получила от Филиппа взамен своей неза­висимости? Почему идея похода в Персию встретила под­держку у значительной части греков?

Домашнее задание предусматривает, помимо прочте­ния § 41-42, опережающее знакомство учеников с содержани­ем § 43-44 «Походы Александра Македонского» и подготовку сообщений об Александре и его походах в Азию в зависи­мости от основных задач, которые учитель определит для следующего урока.


Список использованной литературы:


  1. Абрамов А.В., Абрамова Ю.А. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. Рабочая тетрадь. М., Дрофа, 2013.

  2. Колпаков С.В., Селунская Н.А. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. М., Дрофа, 2012.

  3. Уколова В. И., Уколова И. Е. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс. М., Просвещение, 2012.

  4. Уколова И.Е. История. Древний мир. Тетрадь-тренажер. 5 класс. М., Просвещение, 2012.


4


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ