Боги Древнего Египта, 5 класс

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1011

119620, г. Москва, ул. Щорса, д. 6, корп. 1, тел. 934-12-35

e-mail: [email protected]






Конспект урока по истории Древнего мира

в 5 классе





«Боги Древнего Египта»











подготовил

учитель истории и обществознания

Игнатов Кирилл Андреевич





















Москва 2013

В процессе урока рекомендуется решить следующие за­дачи: познакомить учащихся с религией древних египтян, пред­ставлениями о богах, олицетворявших силы природы; охарактеризовать роль древнеегипетского жречества в религиозной жизни Египта; раскрыть проявления религиозных представлений егип­тян в создании грандиозных храмовых комплексов и
гробниц.

Основные понятия и термины: жрец, молитва, алтарь, храм, рельеф, мумия, саркофаг, пирамида, «чудо света».

Персоналии: Хеопс.

Хронология: 2600 год до н. э. — возведение пирамиды Хеопса.

План:

1. Боги Древнего Египта

2. Служители богов и храмы

3. Царство Осириса

4. Пирамида Хеопса

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе, используя термины жрец, храм, рельеф, мумия, саркофаг, гробница, пирамида. Составлять рассказ о прогулке по египетскому храму. Называть и описывать памятники архитектуры Древнего Египта.

Приёмы, формы организации познавательной деятельности на уроке.

Урок, посвященный религиозным представлениям, ве­рованиям, культам египтян, как правило, занимает много времени. Поэтому целесообразно повторение учебного ма­териала предыдущего урока провести быстро или отказаться от этого этапа урока и посвятить учебное время изучению нового материала темы. Если учитель сочтет необходимым проверку домашнего задания все же провести, то основны­ми вопросами повторительной беседы с учениками станут выявление значения применения бронзы для хозяйства и военного дела Египта, проявления расцвета Древнеегипет­ского государства, ответы учащихся по карте о территори­альных приобретениях Египта при фараоне Тутмосе III. Со­ставленные детьми рассказы лучше собрать и проверить, а также обсудить на следующем уроке.

Начать изучение темы нужно с повторения материала о возникновении религии в эпоху первобытности по вопросам: Вспомните, что такое религия и когда она по­явилась. С чем связано зарождение магии у древних людей? Какие магические обряды они совершали? С какой целью? В какие сверхъестественные силы верили первобытные охотники? Как древние люди представляли загробную жизнь — «страну заката»?

Далее проводится работа по конкретизации религиоз­ных представлений древних египтян: каким богам они по­клонялись, с помощью комментированного чтения п.1 § 9. В процессе знакомства с содержанием текста учебника уместно задать школьникам вопрос: С именами каких богов они встречались во время изучения истории Древнего Египта. Пятиклассники могут назвать имена древнеегипет­ских богов: Ра, Осирис, Исида, Сет, Гор в результате анали­за легенды о происхождении фараонов. Знакомство с богами, которым поклонялись древ­ние египтяне, происходит в объеме учебника. Важно не увеличивать дополнительными сведениями количество египетских богов, а показать ученикам связь веры в богов египтян с их хозяйственной деятельностью (земледелием, ремеслом, охотой и т. д.). Предположите, почему древние египтяне представляли своих богов в виде людей с головами живот­ных? При затруднении с ответом целесообразно предло­жить учащимся вспомнить главное занятие первобытных людей. Эту цель преследует работа с источни­ком — фрагментом из «Истории» Геродота:

«Так вот в иных областях Египта крокодилы считаются священными, а в других — нет, и с ними даже обходятся, как с врагами. Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. Там содержат по одному ручному крокодилу. Буши этому крокодилу вдева­ют серьги из стекла с золотом, а на передние лапы наде­вают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу, и пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в свя­щенных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными и даже употребля­ют их в пищу...»

Вопрос к документу: Как вы думаете, с чем связано почитание кро­кодилов в одном месте Египта как священных животных, а в другом — нет?

Одним из вариантов изучения материала пункта плана урока может быть самостоятельное чтение п.1 параграфа учащимися, после чего учитель демонстрирует изобрази­тельный ряд богов Древнего Египта: Ра, Апоп, Тот, Хапи, Бастет, Гор, Осирис, Сет. Ребята должны узнать богов и рассказать, что им известно о них.

Изучение материала о древнеегипетских жрецах и хра­мов целесообразно провести с заслушиванием кратких со­общений учеников о сохранившихся и дошедших до наше­го времени древнеегипетских храмах, а также древнеегипетских религиозных обрядах. Информацию для ученических сообщений можно найти в книгах: Энциклопедия. Религии мира. Аванта; 3. Косидовский. Когда Солнце было богом. М., 1991; К.Жак. В Египте великих фараонов. М.,1992; П. Микель. Древний Египет. М.,1999; П. Монтэ. Египет Рамсесов. М, 1989; А. И. Немеровский. Книга для чтения по истории Древнего мира. М.,1996.

Фрагмент урока, посвященный «Царству Осириса» всегда вызывает большой интерес у пятиклассников, навеянный художественными фильмами и литературой с тайнами и загадками. Учитель может использовать различные формы и приемы обсуждения заупокойного культа и представлений древних египтян о загробном мире: ученические сообщения, игру, составление рассказа, работу с иллюстративным материалом и выполнение по­знавательных и поисковых заданий.

Яркое и эмоциональное вступление учителя, которое привлечет внимание школьников к рассмотрению темы о знаменитых египетских пирамидах, можно построить с помощью стихотворения В. Брюсова «Пирамиды»:

Все минет. Как льется вода,

Исчезнут в веках города,

Разрушатся стены и своды,

Пройдут племена и народы;

Но будет звучать наш завет

Сквозь сонмы мятущихся лет!

Что в нас, то навек неизменно.

Все призрачно, бренно и тленно,

Песнь лиры, созданье резца.

Но будем стоять до конца,

Как истина под покрывалом Изиды,

Лишь мы, Пирамиды!

На основе стихотворения учитель ставит перед классом проблемный вопрос: многие поколения людей до сих пор восхищаются древнеегипетскими пирамидами, с ними свя­зано много легенд и загадок. С какой целью и как древние египтяне возвели одно из чудес света? Для решения про­блемы организуется самостоятельная работа с текстом п. 5, рисунками, составление учащимися рассказа «Рассказ уча­стника строительства пирамиды Хеопса». Знакомство учеников с документом поможет углубить знания о том, как и зачем строилась пирамида. Учитель, обращая внимание детей на план долины пирами в Гизе, отмечает, что в долине распо­ложены три великие пирамиды: Хеопса, Хефрена и Микерина. Самая большая из них — пирамида фараона Хеопса. В настоящее время ее высота составляет 137 метров, но в прошлом она была на 9 метров выше. Вершина пирамиды разрушена, также как и ее облицовочные блоки. Великие пирамиды являются самыми большими сооружениями, когда-либо построенными человеком. На них пошло 13 млн камней, самый легкий из которых весит 2,5 тонны, а самый тяжелый — около 15 тонн.

Основное внимание в ходе обсуждения следует уделить технологии и этапам строительства пирамиды: вы­рубание каменных глыб в каменоломнях (работа с картой), их обработка и шлифовка, перевозка ка­менных глыб по Нилу, доставка блоков по деревянным настилам с помощью веревок и катков из бревен, подъем каменных блоков с помощью приспособлений (рычагов). Меловой рисунок-схема внутренних покоев и коридоров пирамиды.

При наличии времени можно познакомить учащихся еще с одной версией постройки пирамид. На сегодняшний день существует несколько теорий, по поводу строительст­ва этих гигантских сооружений. Американский ученый-химик Д. Вафтис высказал мнение, что египтяне не могли перемещать и поднимать на высоту сорокаэтажного дома многотонные глыбы камня. Он выдвинул гипотезу об ис­кусственном происхождении блоков пирамид. Египтяне, вероятно, получали блоки, заливая формы специальным раствором. Доказательством этой версии служит обнару­женный внутри каменного блока человеческий волос дли­ной 21 см.

Работа с «линией времени» и датой 2600 год до н. э. со­провождается выполнением задания 3.9 рабочей тетради по выявлению у пятиклассников временных представлений основных событий древнеегипетской истории. Задание позволит повторить и систематизировать материал и пре­дыдущих уроков. Главная сложность для детей в процессе решения состоит в определении временного места строи­тельства пирамиды Хеопса. Понимание ими, что только в результате образования единого Древнеегипетского госу­дарства стала возможной постройка пирамиды, должно стать для школьников ключом правильного выполнения данного задания. Ученики должны отметить в задании сле­дующий хронологический порядок событий: возникнове­ние первых государств — номов в долине Нила, образование государств в Верхнем (Южном) и Нижнем (Северном) Египте, образование единого Древнеегипетского государ­ства, постройка пирамиды Хеопса, завоевательные походы Тутмоса III.

Интересно и активно провести урок поможет использование учебного видеофильма «Древний Египет» (Видеостудия Кварт), из которого ученики узнают, зачем и как древние египтяне строили пира­миды, во что верили, какие тайны унесли с собой навсегда.

Закрепление учебного материала урока можно провести с помощью коллективного обсуждения задания: Восхище­ние самих египтян и их соседей пирамидами было настоль­ко велико, что их считали одним из семи чудес света. Зачем египтяне строили своим фараонам гигантские пирамиды?

Объем материала параграфа и полученной на уроке ин­формации позволяет ограничиться домашним заданием по изучению § 9. Желающим можно предложить творческое задание по изготовлению макета древнеегипетской пирамиды. Задание рассчитано на продолжительный срок (не­сколько недель). Некоторым ученикам можно предложить сообщения о научных знаниях, образовании и искусстве Древнего Египта к следующему уроку. Примерные темы сообщений могут быть следующими: древнеегипетский ка­лендарь; счет времени египтянами (солнечные и водяные часы); достижения египтян в медицине и астрономии; сис­тема счета египетских чисел.



Список использованной литературы:

  1. Учебник: С. В. Колпаков, Н. А. Селунская «История Древнего мира». М.: «Дрофа», 2012.

  2. Колпаков С.В., Селунская Н.А. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. М., Дрофа, 2012.

  3. Саплина Е.В., Саплин А.И. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. Методическое пособие. М., Дрофа, 2012.

  4. Студеникин М. Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М., ВЛАДОС, 2007.

  5. Уколова В. И., Уколова И. Е. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс. М., Просвещение, 2012.


4


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ