Конспект урока ИЗО для 1 класса «Веселый лужок»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 58 комбинированного вида
Киселевского городского округа
Конспект урока ИЗО для 1 класса
«Веселый лужок»
подготовила
Криницына Татьяна Вячеславовна,
воспитатель
Киселевский городской округ
2013 г
Задачи: формировать представления о колорите и средствах композиции – линии горизонта, ближнем, среднем и дальнем планах; умение пользоваться цветовым кругом для получения новых оттенков цвета; совершенствовать технику рисования гуашью, осваивать способы работы акварельными красками и кистями разного размера и формы, развивать мышление, внимание, наблюдательность; воспитывать культуру цвета, художественно-эстетическое восприятие природы и искусства.
Интеграция областей: Художественное творчество, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.
Оборудование: альбомные листы, акварель, гуашь, иллюстрация В. Лебедева к «Разноцветной книге» С.Я. Маршака, фотопейзаж летнего луга, широкие плоские щетинные кисти, круглая щетинная кисть №4, мягкие кисти №5 и №2, картинки насекомых, палитры, подставки под кисти, салфетки бумажные и тканевые.
I этап
Воспитатель:
- Вот и закончилось веселое теплое лето. Наступила осень, о лете остались только воспоминания. Что вы помните из ушедшего лета? Что вам особенно запомнилось в природе летом?
Дети рассказывают, где они были летом, чем занимались:
- отдыхали на море, купались в реке, загорали, ездили в лес за ягодами…
Воспитатель:
Хотите узнать, о чем часто вспоминаю я? Отгадайте загадку.
Загадка
Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал,
Лежит у речки голубой, и желт, и синь, и ал.
Дети:
- Луг.
Воспитатель:
- Я часто вспоминаю разнотравье и разноцветье лета, особенно ромашковые поляны. Как они нарядны и жизнерадостны, хочется упасть в это море солнышек и смотреть снизу вверх из травы, как они кивают тебе головками от легкого ветерка!
- Посмотрите, что вспомнил о лете художник В.Лебедев.
(Рассмотреть иллюстрацию В.Лебедева к «Разноцветной книге» С. Маршака)
- Какими цветами изобразил художник лужок? Какого цвета больше всего на иллюстрации?
Дети:
- зеленого.
Воспитатель:
- Почему?
Дети:
- Потому что на лугу много травы.
Воспитатель:
- Какое настроение передал художник в рисунке?
Дети:
- Радостное.
Воспитатель:
- Какие средства ему в этом помогли? Как художнику удалось передать нам радость?
Дети:
- Художник написал в картине яркий лужок, много травы, цветов. На лугу летает большая стрекоза.
Воспитатель обобщает ответы детей:
- Цвет и расположение предметов. Яркая сочная зеленая трава, крупные цветы и стрекоза в центре рисунка и т.д.
- Эту иллюстрацию художник написал к стихотворению С.Маршака, хотите его послушать?
Эта страница зеленого цвета,
Значит на ней постоянное лето,
Если бы здесь уместиться я мог,
Я бы на этой странице прилег.
- А вы хотели бы сейчас оказаться среди лета, на веселом лужочке? Как мы можем это сделать?
(Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель:
Предлагаю вам закрыть глаза и под музыку представить себя на летнем лугу.
(Дети под инструментальную музыку закрывают глаза)
Воспитатель:
Воспитатель:
- Хорошо отдохнули? Что увидели? Какое у вас было настроение?
(Дети рассказывают свои образы и впечатления)
Воспитатель:
- А вы хотели бы написать свою картину летнего луга, как настоящие художники красками?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Что бы вы изобразили в своей картине?
Дети:
- Цветы, траву, бабочек, стрекоз, жучков и др.
Воспитатель:
- К какому жанру живописи вы отнесете свою картину?
Дети:
-Пейзажу.
Воспитатель:
- Почему?
Дети:
- Это картина природы.
Воспитатель:
- Чтобы у нас получился пейзаж, как у настоящих художников, нам нужно уметь внимательно рассматривать их произведения, учиться у них изображать то красивое, что окружает нас в жизни, уметь наблюдать природу. Художники тоже учатся, чтобы их картины становились еще лучше и понятнее для всех людей. Они выходят на природу с мольбертом и красками и пишут прекрасную картину природы прямо на поляне или в лесу, или у реки. А еще они могут писать пейзаж, используя фотографии природы. Вот и мы сегодня будем учиться писать пейзаж, глядя на фотографию. Сама природа будет нашим учителем.
(Показывает детям летний фотопейзаж с четко обозначенным горизонтом)
- Ребята, вы видите место, где небо сливается с землей? Как оно называется?
Дети:
-Линия горизонта.
Воспитатель:
- Где находится линия горизонта, низко или высоко?
Дети:
- Выше середины листа.
Воспитатель:
- Что вы видите на переднем плане? Среднем? Дальнем? Какими мы видим эти объекты природы?
Дети:
- На переднем плане мы можем разглядеть травинки, цветы, стебельки цветов. Мы даже можем узнать их. На среднем плане стебельки и травинки начинают сливаться, у цветов можно разглядеть только форму головки. На дальнем цветы – это множество маленьких точек.
Воспитатель:
- Одинаково ли по цвету небо? Где оно темнее (светлее)?
Дети:
- Вверху темнее, а к линии горизонта становится светлее.
Воспитатель:
- Как же это показать красками и кисточками? Приступим к работе.
Что в нашем пейзаже займет больше места, небо или луг?
Дети:
- Луг.
Воспитатель:
- Почему?
Дети:
- Нам нужно показать красоту летнего луга.
Воспиатель:
Значит, земля будет занимать в рисунке больше места. Где проведем линию горизонта?
Дети:
- Высоко.
Воспитатель:
- Возьмите карандаш и, не нажимая на него, проведите линию горизонта.
(Показывает на мольберте, дети повторяют)
- Что сначала раскрасим красками, небо или землю?
Дети:
- Небо.
Воспитатель:
- Посмотрите, я покажу, как художники передают переходы цвета неба от темного к светлому. Смачиваем лист водой широкой кистью до линии горизонта. Краску будем наносить на мокрый слой. Такой способ рисования называется рисование «по мокрому слою». Набираем на кисточку побольше синей краски акварели, и делаем мазки слева направо в верхней части рисунка. Теперь водой начинаем размывать темный синий цвет до линии горизонта. Этот способ так и называется «размывка цвета». Что происходит на ваших глазах?
Дети:
- Цвет светлеет.
Воспитатель:
- У нас получилось небо в ясную погоду. Если вам захочется показать облачную погоду, то, чтобы изобразить облака, мы можем еще добавить местами в небо воды и промокнуть эти места бумажной салфеткой, как бы вытянуть лишний цвет и еще сильнее осветлить нужный нам участок, такой прием называется «вытяжка цвета». Получились облака.
(Дети выполняют работу показанными техниками)
- Теперь переходим к изображению земли. Смотрим на фотопейзаж. Везде ли трава на лугу одинакового зеленого цвета?
Дети:
-Нет, где-то темнее, холоднее, где –то светлее и теплее.
Воспитатель:
- Как же нам получить эти оттенки зеленого цвета?
Дети:
- смешать краски.
Воспитатель:
- Какие? Что нам поможет это сделать?
Дети:
- Цветовой радужный круг.
Воспитатель:
- Найдите на круге зеленый цвет. Какие цвета его соседи?
Дети:
- Синий и желтый.
Воспитатель:
- Кто может сказать, какие краски нам нужно смешать, чтобы получился теплый зеленый цвет? Холодный цвет?
Дети:
- Если добавить в зеленый цвет желтую краску, то получим теплый зеленый цвет, а если синюю – холодный зеленый цвет.
Воспитатель:
- Возьмите гуашь и смешайте эти краски на своей палитре.
(Дети делают это вместе с воспитателем)
Можно получить несколько оттенков зеленого цвета, добавляя больше или меньше в зеленую краску синей или желтой краски.
- Теперь нам нужно перенести полученные оттенки зеленого цвета на бумагу. Как мы можем это сделать. Я покажу вам несколько способов. Сначала попробуем смешать краски «по мокрому слою». Смачиваем лист водой и наносим краски мазками легкими движениями, смешивая их на листе бумаги, вливая их друг в друга. Даем краскам свободно перетекать друг в друга, образуя переливы цвета. Такой способ называется «вливание цвета в цвет». Выполните этот способ.
(Работа детей)
- А теперь подсушим слой салфеткой. Попробуем нанести краски другим способом. Берем круглую жесткую кисть. В воду кисть опускать не будем. На сухую кисть набираем краску и, постукивая, наносим пятна краски на бумагу. У нас получилась трава на лугу.
(Работа детей)
- Дадим нашему рисунку просохнуть, а себе отдохнуть. Продолжим нашу картину «Веселый лужок» в следующий раз.
II этап
Воспитатель:
- Сегодня мы закончим работу над нашим пейзажем. Как называется наш пейзаж?
Дети:
- «Веселый лужок».
Воспитатель:
- Что нам нужно написать сегодня, чтобы получился веселый летний лужок?
Дети:
- Цветы.
Воспитатель:
- Посмотрите на фотопейзаж. Какие цветы мы видим на переднем плане? Какого цвета? Как мы их видим?
Дети:
- Белые ромашки. Видим крупно. Хорошо видны и головки цветов и стебельки и листики.
Воспитатель:
- Как выглядят цветы на среднем плане?
Дети:
- Меньше по размеру, чем на переднем плане, видны только головки.
Воспитатель:
- Как выглядят цветы на заднем плане?
Дети:
- Как множество белых пятнышек.
Воспитатель:
- Что еще мы видим далеко вдали?
Дети:
- Деревья и кусты.
Воспитатель:
- Какими мы их видим?
Дети:
- Маленькими, как расплывчатые пятна цвета. Веточек не видно. Зелень неяркая, холодная, приглушенная. Вдалеке зелень листвы как будто сливается с синью неба.
(Воспитатель помогает детям находить ответы)
Воспитатель:
- А теперь мы продолжим нашу картину «Веселый лужок». Как вы думаете, с какого плана лучше начать работу? Почему?
Дети:
- С дальнего, если начать с ближнего, можно рукой по неосторожности размазать цветы при переходе на средний и дальний план.
Воспитатель:
- Деревья и кусты будут на дальнем плане маленькими. Лучше написать их листву, акварелью. Посмотрите, как я нарисую деревья и кусты вдали.
Сначала я капну воды в краску мягкой кистью, чтобы размочить ее. Потом я беру жесткую круглую кисть и набираю сухой кистью зеленую краску. Постукиванием наношу краску вдоль линии горизонта, постукиваю то выше, то ниже. Показываю, что деревья разной высоты. Чтобы зелень деревьев была темнее травы и была видна на дальнем плане, добавляю немного синей краски в листву, смешиваю зелень с синевой прямо на листе бумаги (таким же способом наносим синюю краску). Затем промываю жесткую кисть в воде и водой размываю краски листвы. Они расплываются, деревья становятся далекими.
(Работа детей. Если дети налили слишком много воды, можно собрать лишнюю влагу сухой кистью или комочком бумажной салфетки)
Воспитатель:
- Каким способом мы можем изобразить россыпь цветов на дальнем плане?
Дети:
- Щетинной сухой кистью постукиванием.
Воспитатель:
- По слою акварели легко писать гуашью, а по слою гуаши лучше писать гуашью, так как нежным краскам акварели трудно перекрыть густой непрозрачный слой гуаши. Поэтому берем белую гуашь и жесткую круглую щетинную кисть, набираем на нее гуашь и так же, как мы рисовали деревья на дальнем плане, будем рисовать ромашки вдалеке. У нас получится россыпь цветов. Вот только водой мы их в размытые пятна превращать не будем. Такой способ рисования называется рисованием «сухой кистью по сухому слою».
(Показ воспитателя, работа детей)
Воспитатель:
- Как изобразим цветы на среднем плане?
Дети:
- Только их головки.
Воспитатель:
- Мы возьмем тонкую кисть и, примакивая, нарисуем лепестки ромашек. А в серединку поставим желтой гуашью круглые пятнышки.
(Показ воспитателя. Работа детей)
Воспитатель:
- Как изобразим цветы на переднем плане?
Дети:
- Нарисуем крупно головки, стебельки и листочки.
Воспитатель:
- На переднем плане нужно постараться так написать цветок, чтобы были видны все его части. Возьму тонкую кисть и сначала нарисую стебель, потом листья, потом серединку- солнышко и белые лепестки-лучики. Там, где нужна тонкая линия, буду писать кончиком кисти, кисточку буду держать поднятой вверх. Там, где нужна линия более широкая, буду нажимать на кисточку, держа её наклонно.
(Показ воспитателя и работа детей)
Воспитатель:
- Кого можно нарисовать на нашем лужке, чтобы он стал еще веселее, радостнее.
Дети:
- Бабочек, жучков, божьих коровок.
Воспитатель:
- Если вы посадите на ромашку бабочку или божью коровку, лужок ваш станет радостным и живым. Дорисуйте лужок так, как вам хочется. Вот вам картинки насекомых. Они помогут вам в работе.
(Работа детей. Индивидуальная помощь воспитателя)
Воспитатель:
– Ребята, вот мы и закончили нашу картину «Веселый лужок». Вам нравятся ваши рисунки?
(Воспитатель слушает ответы детей и хвалит рисунки, отмечает успехи каждого)
- Какие выразительные средства помогли нам написать такой замечательный, радостный летний пейзаж?
Дети:
- Цвет, пятна, линии.
Воспитатель:
- А какие способы нам помогли нарисовать цветы, деревья, небо и землю?
Дети:
- Способ «по мокрому слою», «размывка цвета», «вливание цвета в цвет», «сухой кистью по сухому слою», «вытяжка цвета», примакивание, рисование кончиком кисти.
(Воспитатель помогает детям вспомнить способы и приемы рисования красками)
Выставка рисунков.
Список литературы
Вайнерман С.М., Большев А.С. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С.М Вайнерман, А.С. Большев – СПб: «Владос», 2008. – 224 с.
Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью [Текст]: учебно-наглядное пособие. / Н.А. Курочкина – СПб: «Детство-пресс», 2003.-145с.
Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования Изд. 2-е, перераб. и доп. [Текст] / Т.С. Комарова - М.: «Просвещение», 1970. - 158 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ