Конспект урока по картине «Золотая осень»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 58 комбинированного вида

Киселевского городского округа









Конспект урока по картине

«Золотая осень»








подготовила

Криницына Татьяна Вячеславовна,

воспитатель






Киселевский городской округ


2013 г



Задачи: Познакомить детей с творчеством И. Левитана и его картиной «Золотая осень»; формировать умение видеть художественные и изобразительные средства выразительности; развивать способность понимать настроение произведения искусства и чувства автора; находить слова-определения, эпитеты; воспитывать интерес и эмоционально-личностное отношение к произведениям живописи, любовь к родной природе.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, аудиозаписи инструментальной классической музыки, портрет И.Левитана, репродукция картины «Золотая осень», «полочка красоты».

Интеграция областей: Познание, Художественное творчество, Чтение художественной литературы, Музыка.

Предварительная работа: разучивание с детьми стихов об осени, беседы на тему «Приметы ранней осени», наблюдения в природе на прогулке.



















Дети замечают в группе появление на «полочке красоты» новой картины (если работа ведется в системе).


Воспитатель:

- Сейчас в природе такая красота, все в золоте, все так ярко и нарядно! Я очень люблю эту пору – начало осени! Мне захотелось познакомить вас с картиной известного русского художника, который сумел показать всю прелесть, всю красоту осенней природы. Эту картину знают все люди в нашей стране. А сегодня и вы познакомитесь с ней. (Воспитатель берет картину с «полочки красоты» для рассматривания вместе с детьми)

- Написал картину художник И.Левитан. Вот его портрет. (Показать портрет)

- И. Левитан очень любил русскую природу, её просторы, поля, реки. Все это художник изображал в своих пейзажах. Художника давно нет, а картины его живут и любимы всеми. Эта картина одна из самых известных его картин. Знаете ли вы, как художник назвал свою картину?


Дети:

- Нет.


Воспитатель:

- Я думаю, что если вы сейчас тихо и внимательно всмотритесь в картину, то сможете догадаться. (Молчаливое рассматривание картины под музыку)

- Как вы думаете, как назвал свое произведение художник?

(Дети называют свои варианты названий. Воспитатель комментирует каждый ответ)

- Рассмотрим её внимательно, и вы, возможно, угадаете её точное название.

- О чем рассказал нам в картине И.Левитан?

Дети:

- О ранней осени.


Воспитатель:

- К какому жанру живописи принадлежит эта картина? Почему?

Дети:

- Пейзаж. Это картина природы.


Воспитатель:

- Что вы видите на переднем плане, среднем, дальнем?

Дети:

- На переднем плане мы видим речку, зеленую поляну, на среднем- лесную опушку, деревья, поляну и речку, на дальнем – поля, лес, речку.


Воспитатель:

- Я прочитаю вам два стихотворения, а вы подумайте и скажите, какое из них подходит к этой картине и почему.

«У берега несмело

Ложится тонкий лед.

Печально туча серая

По дну пруда плывет.

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

Встречая холода».


«Лес – точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной».

Дети объясняют свой выбор.


Дети:

- Второе. В первом стихотворении рассказывается о поздней осени, когда деревья уже сбросили листья, по небу плывут тучи, на реке лежит лед. А во втором стихотворении золотой лес стоит над светлою поляной, как на картине художника.


Воспитатель:

- Хотели бы вы сейчас оказаться в этой картине?

Дети:

-Да.


Воспитатель:

- Представьте себя в картине у речки, на поляне, в лесу...Расскажите, что вы видите, чем любуетесь? Какая вода в реке? Какие деревья? Что вам хочется делать в этой картине?

(Дети рассказывают свои впечатления от пребывания в картине)


Воспитатель:

- А я, ребята, с удовольствием зашла бы в этот золотой терем, в лес, пошуршала опавшими сухими листиками под ногами, поискала осенние грибы, побегала по светлой зеленой поляне. Какой свежий воздух! Как радуются мои глаза этой великолепной красоте природы!

- Выйдем из картины и посмотрим на нее издалека. Какие цвета особенно привлекают внимание? Какие это цвета?

Дети:

- Желтый, красный, оранжевый.


Воспитатель:

- Какие это цвета? Теплые или холодные?

Дети:

- Теплые.


Воспитатель:

- Багровый, красный, оранжевый, желтый цвета перемешались в кронах деревьев. На что они стали похожи?

Дети:

- На золото, огонь.


Воспитатель:

- Каким мы можем назвать колорит осенней листвы?

Дети:

- Огненным, золотым.


Воспитатель:

- А что вы можете сказать о воде в реке?

Дети:

- Спокойная, темно-синяя, холодная.


Воспитатель:

- О небе?

Дети:

- Голубое, спокойное, широкое.


Воспитатель:

- Речка медленно несет свои спокойные и холодные воды. Купаться в ней уже не хочется, правда, ребята? Красиво так, что дух захватывает! Голубое небо, просторы полей, спокойная вода речки, золотые березы…Как же красива природа нашей страны России ранней осенью!

- А какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эту картину?

Дети рассказывают свое впечатление:

- Радость от ясного солнечного осеннего дня, красоты природы.


Воспитатель:

- А мне, ребята, глядя на эту картину немного…грустно. Я чувствую и грусть художника И. Левитана, когда он писал эту картину. Как вы думаете, о чем грустил художник?

Дети высказывают свои предположения:

- Закончилось лето. Уже нельзя искупаться в этой речке, загорать на этой полянке под солнышком.


Воспитатель:

- А я, ребята, думаю, что художник грустил еще вот о чем: уж слишком недолговечна эта осенняя красота. День-два, - и ударят морозы, покроется инеем трава, поблекнут цвета, облетят с деревьев золотые листья. Но художнику удалось остановить этот день навсегда. Удивительно, правда?

- Как вы думаете, как художник назвал свою картину?

Дети называют свои варианты:

- Осень. Ранняя осень. Лес осенью. Осенняя природа.


Воспитатель подводит детей к называнию точного названия наводящими вопросами по ситуации общения, если не прозвучит ответ – «Золотая осень»:

- Все как будто в золоте, значит, какая осень?

Дети:

- Золотая.


Воспитатель:

- У осени бывает разное настроение: то она солнышком смеется, а то бывает хмурой и дождями нас заливает. Золотая осень – это такая пора, когда листья на деревьях уже пожелтели, но еще не опали. И когда в такой осенний день выглядывает солнце, весь лес будто горит золотом – такие огненные и золотые цвета у листьев.

- Понравилась картина? Что особенно произвело на вас впечатление?

(Высказывания детей)

- Как вы думаете, что хотел сказать нам И. Левитан своей картиной?

Дети:

- Как красиво осенью. Осень – золотая. Осень радует нас своей красотой.


Воспитатель комментирует ответы детей и высказывает свое мнение:

- Как красивы просторы нашей родины России ранней осенью. Русские белоствольные березки, одетые в золото, широкие поля, которые после урожая готовятся к зиме, отдыхают. Чистые лесные речки, несущие свои воды всему живому. Художник любуется родной природой и хочет сказать нам: «Посмотрите, как прекрасна наша родная земля в осеннюю пору золотой осени!»











Список литературы

  1. Вайнерман С.М., Большев А.С. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С.М Вайнерман, А.С. Большев – СПб: Владос, 2008. – 224 с.

  2. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью [Текст]: учебно-наглядное пособие. / Н.А. Курочкина – СПб: Детство-пресс, 2003.-145с.














Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории изо:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ