Рабочая програма по изобразительному искусству 8 класс по В.С.Кузину
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора школы Директор МОУ
МОУ Вейделевская СОШ по УВР МОУ Вейделевская СОШ Вейделевская СОШ
______ Алтынник А.Н. _______ Ф.И.О. _______ Ф.И.О. Протокол № ___ от «____»____________2010 г. Приказ № ___ от «___»_________2010 г. «____»____________2010 г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
Классы: 8 а, б, в
Учитель изобразительного искусства
Алтынник Антонина Николаевна
МОУ «Вейделевская СОШ»
2010 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы Изобразительное искусство 5-9 классы ,Москва, «Дрофа», 2001 год.
Авторы программы: В.С. Кузин, Е.В. Шорохов, Э.И. Кубышкина, С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев.
Класс – 8
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 35ч.
Выполнение программы обеспечивается следующим учебно-методическим комплексом: Кузин С.В., Корнута И.В. «Изобразительное искусство 5-9 классы». Москва, «Дрофа», 2001 год.
Программа Изобразительное искусство в 5-9 классах общеобразовательной школы соответствует образовательной области «Искусство», подготовленной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство.
В содержание предмета входят эстетическое воспитание действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка,
формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению,
ознакомление с особенностями работы в области декоративно –
прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,
творческого воображения, пространственного мышления, эстетического
чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к
искусству.
Для выполнения поставленных учебно–воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
В основу программы вложены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся;
- система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть.
В 8 классе на ИЗО отводится 35 часа:
Рисование с натуры (рисунок, живопись) – 8 часов.
включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками. Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1-2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки выполняются в течении 7-15 минут). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению. В целом содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обогащает их знаниями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии цветовой окраски, расширяет их представления о многообразии предметов, явления действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направленность.
Рисование на темы – 11 часов.
Это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе представленных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Содержание раздела «Тематическое рисование и иллюстрирование» в 5 классах, включает рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений. С 5 класса учащимся рекомендуется рисование и на исторические темы.
Декоративная работа – 9 часов.
Осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представление народа о красоте, добре.
Лепка – 1 часа.
Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Основным содержанием раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека.
Аппликация – 1 час.
Это составление изображения на основе его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т.п. В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 5 часа.
Основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т.п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства проводится в начале или в конце урока в течении 8-10 минут; в одной беседе показываются, как правило, до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства.
Содержание занятий
8 класс
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Накопление жизненных впечатлений от наблюдения действительности, формирование художественных образов развитие эмоционального отношения к изображаемым предметам и явлениям.
Изображение с натуры (а также по памяти и по представлению) натюрмортов из предметов быта, искусства, труда, рисование архитектурных сооружений, пейзажа, гипсовых орнаментов, животных (диких и домашних).
Наброски с натуры фигуры человека. Работа на пленэре.
Дальнейшее изучение линейной и воздушной перспективы. Конструктивное строение формы предмета. Лепка формы светом и тенью. Предмет в среде. Элементарные сведения об анатомии головы, фигуры человека. Конструктивные особенности строения головы и фигуры человека.
Рисование на темы и иллюстрирование
Рисование на темы современности на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Выразительное изображение действия сюжета, персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому.
Дальнейшее изучение композиционных закономерностей — формирование у учащихся умения передавать цельное сочетание всех частей рисунка, с использованием изученных ранее средств (подчинение второстепенного главному, равновесие частей рисунка по массе, единство графических, тоновых и цветовых отношений и т. п.).
Обучение изображению многофигурной композиции в закрытом и открытом пространстве, сравнительной характеристике двух героев изобразительными средствами (контрасты большого и маленького, красивого и уродливого, динамичного и неподвижного, светлого и темного, теплого и холодного и т. п.). Особое внимание должно обращаться на развитие у учащихся умения самостоятельно выбирать и использовать художественный материал и технику работы этим материалом в зависимости от замысла рисунка.
Должна продолжаться работа по углублению понимания детьми книги как синтеза искусств, единства в ней образности графических элементов и литературного текста (выполнение учащимися обложки, титульного листа, заставки, концовки, иллюстраций). Учащиеся должны знакомиться с условностями передачи пространства в книге, углублять свои знания о творчестве ведущих художников-иллюстраторов.
Развитие воображения, фантазии у детей, умения передавать в рисунках художественный образ, последовательно вести работу над тематической композицией и иллюстрацией.
Декоративная работа
Творческое выполнение (эскиз, роспись и т. п.) декоративных работ (поделок, панно и т. п.) в стиле традиционных народных промыслов России и местных народных промыслов.
Художественное конструирование современной одежды с учетом национальных традиций (выполнение эскизов).
Шрифтовые работы; знакомство с различными гарнитурами шрифтов (выполнение плакатов, лозунгов, объявлений и т. п.).
Выполнение эскизов знаков визуальной коммуникации для школы, универсального магазина, спортивного комплекса и т. п.
Эскизы простейших изделий, выполненных по требованиям технической эстетики (предметов быта, современных машин, бытовых приборов и т. п.).
Лепка
Лепка фигуры человека.
Лепка тематических композиций на свободную тему.
Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисованием.
Аппликация
Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Основными темами бесед являются:
- изобразительное искусство в жизни людей;
- творчество великих русских художников (А. Иванова, И. Репина, В. Сурикова, В. Верещагина, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана, А. Куинджи, В. Серова);
- шедевры зарубежного изобразительного искусства;
- прикладное искусство в русском народном творчестве;
- прикладное искусство и дизайн;
- течения и направления изобразительного искусства XX в. (художники –передвиж-ники, «Мир искусства» и др.);
- прогрессивное искусство зарубежных художников конца XIX — начала XX в.;
- традиции русской реалистической художественной школы;
- взаимосвязь изобразительного искусства и музыки.
Знания и умения
К концу 8 класса учащиеся должны знать:
- социальную функцию изобразительного искусства в жизни людей, основные отличия различных течений и направлений изобразительного искусства конца
XIX — начала XX в. (за рубежом и в России), традиции русской реалистической художественной школы;
- последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной ком
позиции;
- простейшую систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно проводить относительно развернутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;
- активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы и
иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);
- самостоятельно применять художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.
Календарно - тематическое планирование
№
п/п
Наименование
раздела и тем
Часы учебного времени
Плановые сроки прохождения
Примечание
1-2
I четверть
«Возможная экологическая катастрофа».
2 часа
3-4
«Закон перспективы».
(изображение города).
2 часа
5
«Изобразительное искусство в жизни людей»
1 час
6
«Светотень».
Рисование драпировки.
1 час
7-8
«В мире декоративно-прикладного искусства».
2 часа
9
Рисование по представлению животных, птиц в статических позах.
1 час
10-11
II четверть
Рисование интерьера в неглубоком пространстве (угол класса).
2 часа
12
Рисование капителей трёх основных классических типов: дорического, ионического, коринфского.
1 час
13
«Портрет друга».
Рисование головы человека.
1 час
14
«Мир профессий»
1 час
15
«Прикладное искусство и дизайн».
1 час
16-17
«Родные просторы» художественно-выразительные средства живописи (цвет, мазок, пятно, силуэт, колорит, композиция).
2 часа
18-19
III четверть
Творческое выполнение (роспись) декоративной работы в стиле народных промыслов.
2 часа
20-21
Выполнение своей графической версии алфавита.
2 часа
22-23
Самостоятельное составление учащимися композиции натюрморта из предложенных предметов.
2 часа
24-25
Составление пейзажей на темы: «Туманное утро», «Жаркий день», «Вечерний закат», «Дождливая погода».
2 часа
26-27
Творческое выполнение работ по народному костюму.
2 часа
28-29
IV четверть
«Осенний лирический пейзаж»
2 часа
30-31
Творческое выполнение работ по дымковской игрушке.
2 часа
32
Творчество великих русских художников (И.Репин, В.Суриков, А.Саврасов, И.Шишкин и другие)
1 час
33-34
«Пейзаж с облаками» художественно-выразительные средства рисунка (линия, штрих, тон, композиция)
2 часа
35
Композиции на свободные темы (лепка)
1 час
Содержание учебного предмета
1-2. «Возможная экологическая катастрофа» (2 часа)
Определение понятия экология. Построение пространства как средство решения образа пейзажа. При изменении понимания прекрасного в природе изменяется построение пространства.
Выразительность высокого и низкого горизонта. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива)
Задание: выполнить рисунок на тему
Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.
Зрительный ряд: рисунки учащихся прошлых лет
3-4. «Закон перспективы».(изображение города). (2 часа)
Основные средства пространственного изображения. Плановость. Законы линейной и воздушной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Техники эстампа: офорт, литография, линогравюра, монотипия. Характер языка. Значение линии, пятна. Черно-белые эстампы пейзажного искусства.
Задание: выполнить упражнения по перспективе; рисунок на тему
Материал: простой карандаш, альбом, ластик, линейка, тетрадь по изо.
Зрительный ряд: слайды с четким выражением перспективы, рисунки учащихся прошлых лет
5. «Изобразительное искусство в жизни людей». (1 час)
Процесс создания картины. Каждый день, прожитый человеком, оставляет в его душе след. Из обычных дней складывается жизненный опыт людей, поэтому даже незаметные будни представляют для каждого человека ценность. В чем же красота этой жизни? Картина – взгляд художника на мир, она отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности. Процесс создания картины.
Задание: Беседа с показом репродукций
Зрительный ряд: слайды репродукций картин художников Репина, Федотова, Пластова, Вермеера (бытовой жанр).
6. «Светотень». Рисование драпировки. (1 час)
Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Набросок с натуры. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности. Выразительные свойства линии, виды и характер линии.
Задание: выполнить упражнения различных линий, штрихов, рисунок с натуры драпировки
Материал: простой карандаш, альбом, ластик, тетрадь по изо.
Зрительный ряд: натурная постановка с драпировкой, рисунки учащихся прошлых лет
7-8. «В мире декоративно-прикладного искусства». (2 часа)
Знакомство с творчеством народных мастеров. Воспитание уважения к их мастерству. Расширение знаний о народных промыслах и их возрождении. Единство формы и декора в предметах народных промыслов.
Познакомить с такими народными промыслами как: Хохлома, Городец, Жостово, Гжель.
Задание: беседа на тему - декоративно-прикладное искусство, рисунок натюрморта из предметов быта
Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра, тетрадь по изо.
Зрительный ряд: слайды предметов декоративно-прикладного искусства
9. Рисование по представлению животных, птиц в статических
позах. (1 час)
Знакомство с понятием – анималистический жанр. Рассмотреть отношение художника к миру природы, образное ее восприятие, эмоциональный отклик на ее красоту. Научить анализировать произведения искусства, самостоятельно размышлять, уметь вести беседу.
Задание: рисование по представлению животных и птиц в статических позах
Материал: простой карандаш, альбом, ластик, художественный материал (на выбор),
Зрительный ряд: Рисунки В. Ватагина, Чарушиной и др.
10-11. Рисование интерьера в неглубоком пространстве (угол
класса). (2 часа)
Знакомство с понятием – интерьер. Построение интерьера и перспективной сетки горизонтального положения. Закон перспективы интерьера.
Задание: рисование с натуры интерьера своего класса
Материал: простой карандаш, альбом, ластик, тетрадь по изо, мел, доска.
Зрительный ряд: слайды с интерьерами
12. Рисование капителей трёх основных классических типов: дорического, ионического, коринфского. (1 час)
Знакомство с ордерной системой – основой архитектурных сооружений. Три ордера: дорический, ионический, коринфский. Дать представление о трех частях ордерного строя: опора; несущая часть; несомая часть. Изучить колонну – несущую часть ордера
Задание: выполнить рисунок колонн
Материал: простой карандаш, альбом, ластик, мел, доска.
Зрительный ряд: слайды с изображением капителей и колонн классического типа
13. «Портрет друга». Рисование головы человека. (1 час)
Знакомство с разновидностями портрета (характерный, парадный, психологический). Закрепление знаний о пропорциях лица человека его головы.
Изучить важнейшие средства выразительности в графике.
Задание: рисование портрета своего друга
Материал: простой карандаш, альбом, ластик, тетрадь по изо, мел, доска.
Зрительный ряд: слайды с изображением головы человека
14. «Мир профессий» (1 час)
Воспитание любви и уважения к людям разных профессий.
Человек и его профессия. Человек и окружающая среда. Важность каждой профессии в жизни человека. Изображение человека в любом виде труда, раскрытие сюжета через композицию, характер позы, колорит картины.
Задание: рисование профессий
Материал: простой карандаш, альбом, ластик, художественный материал (на выбор),
Зрительный ряд: слайды с изображением разных профессий
15. Прикладное искусство и дизайн. (1 час)
Дизайн – что это такое? Возникновение дизайна. Общие понятия и представления о форме. … Прикладное искусство в современных изделиях.
Задание: беседа на тему, эскиз дизайнерского решения современных изделий
Материал: простой карандаш, альбом, ластик, художественный материал (на выбор)
Зрительный ряд: слайды к данной теме
16-17. «Родные просторы» художественно-выразительные средства живописи (цвет, мазок, пятно, силуэт, колорит, композиция). (2 час.)
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д. Сформировать умения составлять сближенную цветовую гамму. Совершенствование техники живописи, использование её в практической работе.
Задание: выполнить рисунок пейзажа в технике мазка
Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.
Зрительный ряд: работы учащихся прошлых лет
18-19. Творческое выполнение (роспись) декоративной работы в стиле народных промыслов. (2 часа)
Из истории развития художественного промысла - Хохлома. Традиции, своеобразие художественного языка, особенности формы, цветовая гамма, органичное единство формы и декора. Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.
Задание: выполнить роспись формочки хохломскими узорами
Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.
Зрительный ряд: работы учащихся прошлых лет
20-21. Выполнение своей графической версии алфавита. (2 часа)
Дать понятие, что такое шрифт. Рассмотреть модуль букв, виды шрифтов, пропорции шрифта. Роль текста в плакате, его взаимосвязь с рисунком.
Задание: выполнить графическую версию алфавита
Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.
Зрительный ряд: работы учащихся прошлых лет
22-23. Самостоятельное составление учащимися композиции натюрморта из предложенных предметов. (2 часа)
Дальнейшее ознакомление с жанрами живописи – натюрморт; отдельными произведениями живописи; роль рисунка в натюрморте; этапы работы над натюрмортом; уметь выражать в натюрморте настроение с помощью цвета и ритма цветовых пятен;
Задание: рисование натюрморта
Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.
Зрительный ряд: слайды с репродукциями картин Сёкина Василия
24-25. Составление пейзажей на темы: «Туманное утро», «Жаркий день», «Вечерний закат», «Дождливая погода». (2 часа)
Знакомство с разновидностями пейзажного жанра – пейзаж героический, романтический, реалистический. Законы перспективы – линейная, воздушная. Научить понимать природу, как ее понимают художники. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, наблюдательность.
Задание: рисование пейзажей
Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.
Зрительный ряд: слайды с изображением пейзажей
26-27. Творческое выполнение работ по народному костюму. (2 часа)
Воспитание бережного отношения к русскому национальному костюму, его возрождения. Знакомство с народным костюмом как символом мироздания. Символика орнамента и цвета в народной одежде. Структура костюма, его многообразие. Изучение многообразия костюма: головной убор-образ неба, вышивка подолов - пашня, концы пояса – подземный мир.
Задание: выполнить творческую работу по народному костюму (1 урок - рисунок, 2 урок – аппликация)
Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра, материя, клей, ножницы.
Зрительный ряд: работы учащихся прошлых лет
28-29. «Осенний лирический пейзаж» (2 часа)
Художник выражает свое понимание красоты природы. Научить построению пространства в пейзаже. Пространство как средство решения образа пейзажа. Уметь составлять рассказ по своему пейзажу.
Задание: творческая работа – рисование пейзажа
Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра
Зрительный ряд: работы учащихся прошлых лет
30-31. Творческое выполнение работ по дымковской игрушке. (2 ч.)
Дать понятие о древних образах в народном искусстве. Познакомить с промыслом глиняной игрушки (Дымково, Филимоново и др.)
Изучить приемы лепки и росписи игрушки по народным мотивам.
Задание: Творческая работа. Роспись дымковской игрушки и составление к нему сказки.
Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра
Зрительный ряд: работы учащихся прошлых лет
32. Творчество великих русских художников (И.Репин, В.Суриков, А.Саврасов, И.Шишкин и другие). (1 час)
Биографии художников. Их творчество. Профессия художника – огромный труд, полностью поглощающий его. Ценности личного видения бытовых сцен.
Задание: беседа о творчестве художников с показом репродукций картин.
Зрительный ряд: репродукции картин художников
33-34. «Пейзаж с облаками» художественно-выразительные средства рисунка (линия, штрих, тон, композиция) (2 часа)
Познакомить детей со значением рисунка в работе художников графиков, живописцев, скульпторов, архитекторов. Изучить возможности линии, знакомство с работами художников – мастеров рисунка. Освоение практических навыков владения линией, штрихом, тоном – основой языка рисунка.
Задание: рисование пейзажа с облаками в графике
Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра
Зрительный ряд: репродукции картин Дианы Райт (графические пейзажи)
35. Композиции на свободные темы (лепка) (2 часа)
Закрепление знаний о жанрах и видах изобразительного искусства. Их особенностях и художественно-выразительных средствах живописи и графики. Развитие эстетического вкуса, чувства уважения к собственному творчеству.
Задание: рисование на свободную тему
Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Перечень литературы и средств обучения
ЛИТЕРАТУРА
Учебно-методическое обеспечение
1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта.
2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2009.
а) основная литература:
1. Андриенко Т.В. Изобразительное искусство. 8 класс: Поурочные планы по программе В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель , 2006. – 122 с..
2. Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по программе В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель - АСТ, 2005. – 128 с.
3. Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель , 2008. – 186 с.
4. Павлова О. В. Изобразительное искусство. 7 класс. Поурочные планы по программе В. С. Кузина. Изд. 2-е. 365 стр.
5. Павлова О. В. Изобразительное искусство. 7 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского. Волгоград: Учитель , 2006. – 286 с.
6. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе в 4 частях.
б) дополнительная литература для учителя
1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.
2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.
3.И. П. Волков. Художественная студия в школе
4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.
5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе
6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:
Просвещение,2006
7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:
Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995
8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.
9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.
10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.
3-е изд. М., 1998.
12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.
13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:
учебник. 3-е изд. М., 1997.
14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..
15. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени).
16. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка. Напечатано в Испании, январь 1992.
17. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», Москва 1997
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Компьютер
Диапроектор
Экран
ТАБЛИЦЫ
Декоративно-прикладное искусство
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
Репродукции картин разных художников.
Муляжи для рисования
Тела геометрические
Предметы для натурной постановки (кувшины, вазы и др.).
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ