Рабочая програма по изобразительному искусству 8 класс по В.С.Кузину

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора школы Директор МОУ

МОУ Вейделевская СОШ по УВР МОУ Вейделевская СОШ Вейделевская СОШ

______ Алтынник А.Н. _______ Ф.И.О. _______ Ф.И.О. Протокол № ___ от «____»____________2010 г. Приказ № ___ от «___»_________2010 г. «____»____________2010 г.












Рабочая программа

по изобразительному искусству




Классы: 8 а, б, в






Учитель изобразительного искусства

Алтынник Антонина Николаевна

МОУ «Вейделевская СОШ»












2010 год


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы Изобразительное искусство 5-9 классы ,Москва, «Дрофа», 2001 год.

Авторы программы: В.С. Кузин, Е.В. Шорохов, Э.И. Кубышкина, С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев.

Класс – 8

Количество часов в неделю – 1 ч.

Количество часов в год – 35ч.

Выполнение программы обеспечивается следующим учебно-методическим комплексом: Кузин С.В., Корнута И.В. «Изобразительное искусство 5-9 классы». Москва, «Дрофа», 2001 год.

Программа Изобразительное искусство в 5-9 классах общеобразовательной школы соответствует образовательной области «Искусство», подготовленной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство.

В содержание предмета входят эстетическое воспитание действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка,

формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению,

ознакомление с особенностями работы в области декоративно –

прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,

творческого воображения, пространственного мышления, эстетического

чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к

искусству.

Для выполнения поставленных учебно–воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

В основу программы вложены:

- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

- единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся;

- система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть.

В 8 классе на ИЗО отводится 35 часа:

Рисование с натуры (рисунок, живопись) – 8 часов.

включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками. Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1-2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки выполняются в течении 7-15 минут). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению. В целом содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обогащает их знаниями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии цветовой окраски, расширяет их представления о многообразии предметов, явления действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направленность.

Рисование на темы11 часов.

Это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе представленных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Содержание раздела «Тематическое рисование и иллюстрирование» в 5 классах, включает рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений. С 5 класса учащимся рекомендуется рисование и на исторические темы.

Декоративная работа9 часов.

Осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представление народа о красоте, добре.

Лепка1 часа.

Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Основным содержанием раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека.

Аппликация1 час.

Это составление изображения на основе его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т.п. В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас5 часа.

Основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т.п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства проводится в начале или в конце урока в течении 8-10 минут; в одной беседе показываются, как правило, до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства.

Содержание занятий

8 класс


Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Накопление жизненных впечатлений от наблюдения действительности, формирование художественных образов развитие эмоционального отношения к изображаемым предметам и явлениям.

Изображение с натуры (а также по памяти и по представлению) натюрмортов из предметов быта, искусства, труда, рисование архитектурных сооружений, пейзажа, гипсовых орнаментов, животных (диких и домашних).
Наброски с натуры фигуры человека. Работа на пленэре.

Дальнейшее изучение линейной и воздушной перспективы. Конструктивное строение формы предмета. Лепка формы светом и тенью. Предмет в среде. Элементарные сведения об анатомии головы, фигуры человека. Конструктивные особенности строения головы и фигуры человека.

Рисование на темы и иллюстрирование

Рисование на темы современности на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Выразительное изображение действия сюжета, персона­жей, передача художественными средствами своего от­ношения к изображаемому.

Дальнейшее изучение композиционных закономер­ностей — формирование у учащихся умения передавать цельное сочетание всех частей рисунка, с использованием изученных ранее средств (подчинение второстепенного главному, равновесие частей рисунка по массе, единство графических, тоновых и цветовых отношений и т. п.).

Обучение изображению многофигурной компози­ции в закрытом и открытом пространстве, сравнитель­ной характеристике двух героев изобразительными средствами (контрасты большого и маленького, краси­вого и уродливого, динамичного и неподвижного, свет­лого и темного, теплого и холодного и т. п.). Особое внимание должно обращаться на развитие у учащихся умения самостоятельно выбирать и использо­вать художественный материал и технику работы этим материалом в зависимости от замысла рисунка.

Должна продолжаться работа по углублению пони­мания детьми книги как синтеза искусств, единства в ней образности графических элементов и литературного текста (выполнение учащимися обложки, титульного листа, заставки, концовки, иллюстраций). Учащиеся должны знакомиться с условностями передачи про­странства в книге, углублять свои знания о творчестве ведущих художников-иллюстраторов.

Развитие воображения, фантазии у детей, умения пе­редавать в рисунках художественный образ, последова­тельно вести работу над тематической композицией и иллюстрацией.

Декоративная работа

Творческое выполнение (эскиз, роспись и т. п.) де­коративных работ (поделок, панно и т. п.) в стиле традиционных народных промыслов России и местных народных промыслов.

Художественное конструирование современной одежды с учетом национальных традиций (выполнение эскизов).

Шрифтовые работы; знакомство с различными гарнитурами шрифтов (выполнение плакатов, лозунгов, объявлений и т. п.).

Выполнение эскизов знаков визуальной коммуникации для школы, универсального магазина, спортивного комплекса и т. п.

Эскизы простейших изделий, выполненных по требованиям технической эстетики (предметов быта, современных машин, бытовых приборов и т. п.).

Лепка

Лепка фигуры человека.

Лепка тематических композиций на свободную тему.

Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисованием.

Аппликация

Индивидуальное и коллективное составление сюжет­ных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основными темами бесед являются:

- изобразительное искусство в жизни людей;

- творчество великих русских художников (А. Иванова, И. Репина, В. Сурикова, В. Верещагина, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана, А. Куинджи, В. Серова);

- шедевры зарубежного изобразительного искусства;

- прикладное искусство в русском народном творчестве;

- прикладное искусство и дизайн;

- течения и направления изобразительного искусст­ва XX в. (художники –передвиж-ники, «Мир искусства» и др.);

- прогрессивное искусство зарубежных художников конца XIX — начала XX в.;

- традиции русской реалистической художественной школы;

- взаимосвязь изобразительного искусства и му­зыки.



Знания и умения

К концу 8 класса учащиеся должны знать:

- социальную функцию изобразительного искусст­ва в жизни людей, основные отличия различных тече­ний и направлений изобразительного искусства конца
XIX — начала XX в. (за рубежом и в России), традиции русской реалистической художественной школы;

- последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по ри­сунку, живописи, тематической или декоративной ком­
позиции;

- простейшую систему ведущих теоретических поня­тий по изобразительной грамоте (перспектива, конструк­тивное строение, светотень, цветоведение, композиция).


Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно проводить относительно разверну­тый анализ идейного содержания и художественных до­стоинств произведений изобразительного искусства, со­относя их с произведениями литературы, музыки, близ­кими по содержанию и эстетическому воздействию;

- активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида худо­жественного творчества (рисование с натуры, на темы и
иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, ди­зайн);

- самостоятельно применять художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.


Календарно - тематическое планирование


п/п

Наименование

раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание



1-2

I четверть


«Возможная экологическая катастрофа».



2 часа




3-4

«Закон перспективы».

(изображение города).

2 часа



5

«Изобразительное искусство в жизни людей»


1 час



6

«Светотень».

Рисование драпировки.

1 час



7-8

«В мире декоративно-прикладного искусства».

2 часа



9

Рисование по представлению животных, птиц в статических позах.

1 час







10-11

II четверть


Рисование интерьера в неглубоком пространстве (угол класса).




2 часа




12

Рисование капителей трёх основных классических типов: дорического, ионического, коринфского.


1 час



13

«Портрет друга».

Рисование головы человека.

1 час



14

«Мир профессий»

1 час



15

«Прикладное искусство и дизайн».


1 час



16-17

«Родные просторы» художественно-выразительные средства живописи (цвет, мазок, пятно, силуэт, колорит, композиция).



2 часа






18-19

III четверть


Творческое выполнение (роспись) декоративной работы в стиле народных промыслов.




2 часа




20-21

Выполнение своей графической версии алфавита.


2 часа




22-23

Самостоятельное составление учащимися композиции натюрморта из предложенных предметов.


2 часа




24-25

Составление пейзажей на темы: «Туманное утро», «Жаркий день», «Вечерний закат», «Дождливая погода».


2 часа




26-27

Творческое выполнение работ по народному костюму.


2 часа





28-29

IV четверть


«Осенний лирический пейзаж»



2 часа




30-31

Творческое выполнение работ по дымковской игрушке.


2 часа




32

Творчество великих русских художников (И.Репин, В.Суриков, А.Саврасов, И.Шишкин и другие)


1 час




33-34

«Пейзаж с облаками» художественно-выразительные средства рисунка (линия, штрих, тон, композиция)


2 часа



35

Композиции на свободные темы (лепка)

1 час




Содержание учебного предмета


1-2. «Возможная экологическая катастрофа» (2 часа)


Определение понятия экология. Построение пространства как средство решения образа пейзажа. При изменении понимания прекрасного в природе изменяется построение пространства.

Выразительность высокого и низкого горизонта. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива)

Задание: выполнить рисунок на тему

Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.

Зрительный ряд: рисунки учащихся прошлых лет

3-4. «Закон перспективы».(изображение города). (2 часа)


Основные средства пространственного изображения. Плановость. Законы линейной и воздушной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Техники эстампа: офорт, литография, линогравюра, монотипия. Характер языка. Значение линии, пятна. Черно-белые эстампы пейзажного искусства.

Задание: выполнить упражнения по перспективе; рисунок на тему

Материал: простой карандаш, альбом, ластик, линейка, тетрадь по изо.

Зрительный ряд: слайды с четким выражением перспективы, рисунки учащихся прошлых лет

5. «Изобразительное искусство в жизни людей». (1 час)


Процесс создания картины. Каждый день, прожитый человеком, оставляет в его душе след. Из обычных дней складывается жизненный опыт людей, поэтому даже незаметные будни представляют для каждого человека ценность. В чем же красота этой жизни? Картина – взгляд художника на мир, она отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности. Процесс создания картины.

Задание: Беседа с показом репродукций

Зрительный ряд: слайды репродукций картин художников Репина, Федотова, Пластова, Вермеера (бытовой жанр).

6. «Светотень». Рисование драпировки. (1 час)


Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Набросок с натуры. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности. Выразительные свойства линии, виды и характер линии.

Задание: выполнить упражнения различных линий, штрихов, рисунок с натуры драпировки

Материал: простой карандаш, альбом, ластик, тетрадь по изо.

Зрительный ряд: натурная постановка с драпировкой, рисунки учащихся прошлых лет

7-8. «В мире декоративно-прикладного искусства». (2 часа)


Знакомство с творчеством народных мастеров. Воспитание уважения к их мастерству. Расширение знаний о народных промыслах и их возрождении. Единство формы и декора в предметах народных промыслов.

Познакомить с такими народными промыслами как: Хохлома, Городец, Жостово, Гжель.

Задание: беседа на тему - декоративно-прикладное искусство, рисунок натюрморта из предметов быта

Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра, тетрадь по изо.

Зрительный ряд: слайды предметов декоративно-прикладного искусства

9. Рисование по представлению животных, птиц в статических

позах. (1 час)


Знакомство с понятием – анималистический жанр. Рассмотреть отношение художника к миру природы, образное ее восприятие, эмоциональный отклик на ее красоту. Научить анализировать произведения искусства, самостоятельно размышлять, уметь вести беседу.

Задание: рисование по представлению животных и птиц в статических позах

Материал: простой карандаш, альбом, ластик, художественный материал (на выбор),

Зрительный ряд: Рисунки В. Ватагина, Чарушиной и др.

10-11. Рисование интерьера в неглубоком пространстве (угол

класса). (2 часа)


Знакомство с понятием – интерьер. Построение интерьера и перспективной сетки горизонтального положения. Закон перспективы интерьера.

Задание: рисование с натуры интерьера своего класса

Материал: простой карандаш, альбом, ластик, тетрадь по изо, мел, доска.

Зрительный ряд: слайды с интерьерами

12. Рисование капителей трёх основных классических типов: дорического, ионического, коринфского. (1 час)


Знакомство с ордерной системой – основой архитектурных сооружений. Три ордера: дорический, ионический, коринфский. Дать представление о трех частях ордерного строя: опора; несущая часть; несомая часть. Изучить колонну – несущую часть ордера

Задание: выполнить рисунок колонн

Материал: простой карандаш, альбом, ластик, мел, доска.

Зрительный ряд: слайды с изображением капителей и колонн классического типа

13. «Портрет друга». Рисование головы человека. (1 час)


Знакомство с разновидностями портрета (характерный, парадный, психологический). Закрепление знаний о пропорциях лица человека его головы.

Изучить важнейшие средства выразительности в графике.

Задание: рисование портрета своего друга

Материал: простой карандаш, альбом, ластик, тетрадь по изо, мел, доска.

Зрительный ряд: слайды с изображением головы человека

14. «Мир профессий» (1 час)


Воспитание любви и уважения к людям разных профессий.

Человек и его профессия. Человек и окружающая среда. Важность каждой профессии в жизни человека. Изображение человека в любом виде труда, раскрытие сюжета через композицию, характер позы, колорит картины.

Задание: рисование профессий

Материал: простой карандаш, альбом, ластик, художественный материал (на выбор),

Зрительный ряд: слайды с изображением разных профессий

15. Прикладное искусство и дизайн. (1 час)


Дизайн – что это такое? Возникновение дизайна. Общие понятия и представления о форме. … Прикладное искусство в современных изделиях.

Задание: беседа на тему, эскиз дизайнерского решения современных изделий

Материал: простой карандаш, альбом, ластик, художественный материал (на выбор)

Зрительный ряд: слайды к данной теме

16-17. «Родные просторы» художественно-выразительные средства живописи (цвет, мазок, пятно, силуэт, колорит, композиция). (2 час.)


Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д. Сформировать умения составлять сближенную цветовую гамму. Совершенствование техники живописи, использование её в практической работе.

Задание: выполнить рисунок пейзажа в технике мазка

Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.

Зрительный ряд: работы учащихся прошлых лет

18-19. Творческое выполнение (роспись) декоративной работы в стиле народных промыслов. (2 часа)


Из истории развития художественного промысла - Хохлома. Традиции, своеобразие художественного языка, особенности формы, цветовая гамма, органичное единство формы и декора. Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Задание: выполнить роспись формочки хохломскими узорами

Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.

Зрительный ряд: работы учащихся прошлых лет

20-21. Выполнение своей графической версии алфавита. (2 часа)


Дать понятие, что такое шрифт. Рассмотреть модуль букв, виды шрифтов, пропорции шрифта. Роль текста в плакате, его взаимосвязь с рисунком.

Задание: выполнить графическую версию алфавита

Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.

Зрительный ряд: работы учащихся прошлых лет

22-23. Самостоятельное составление учащимися композиции натюрморта из предложенных предметов. (2 часа)


Дальнейшее ознакомление с жанрами живописи – натюрморт; отдельными произведениями живописи; роль рисунка в натюрморте; этапы работы над натюрмортом; уметь выражать в натюрморте настроение с помощью цвета и ритма цветовых пятен;

Задание: рисование натюрморта

Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.

Зрительный ряд: слайды с репродукциями картин Сёкина Василия

24-25. Составление пейзажей на темы: «Туманное утро», «Жаркий день», «Вечерний закат», «Дождливая погода». (2 часа)


Знакомство с разновидностями пейзажного жанра – пейзаж героический, романтический, реалистический. Законы перспективы – линейная, воздушная. Научить понимать природу, как ее понимают художники. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, наблюдательность.

Задание: рисование пейзажей

Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.

Зрительный ряд: слайды с изображением пейзажей

26-27. Творческое выполнение работ по народному костюму. (2 часа)

Воспитание бережного отношения к русскому национальному костюму, его возрождения. Знакомство с народным костюмом как символом мироздания. Символика орнамента и цвета в народной одежде. Структура костюма, его многообразие. Изучение многообразия костюма: головной убор-образ неба, вышивка подолов - пашня, концы пояса – подземный мир.

Задание: выполнить творческую работу по народному костюму (1 урок - рисунок, 2 урок – аппликация)

Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра, материя, клей, ножницы.

Зрительный ряд: работы учащихся прошлых лет

28-29. «Осенний лирический пейзаж» (2 часа)


Художник выражает свое понимание красоты природы. Научить построению пространства в пейзаже. Пространство как средство решения образа пейзажа. Уметь составлять рассказ по своему пейзажу.

Задание: творческая работа – рисование пейзажа

Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра

Зрительный ряд: работы учащихся прошлых лет

30-31. Творческое выполнение работ по дымковской игрушке. (2 ч.)


Дать понятие о древних образах в народном искусстве. Познакомить с промыслом глиняной игрушки (Дымково, Филимоново и др.)

Изучить приемы лепки и росписи игрушки по народным мотивам.

Задание: Творческая работа. Роспись дымковской игрушки и составление к нему сказки.

Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра

Зрительный ряд: работы учащихся прошлых лет

32. Творчество великих русских художников (И.Репин, В.Суриков, А.Саврасов, И.Шишкин и другие). (1 час)


Биографии художников. Их творчество. Профессия художника – огромный труд, полностью поглощающий его. Ценности личного видения бытовых сцен.

Задание: беседа о творчестве художников с показом репродукций картин.

Зрительный ряд: репродукции картин художников

33-34. «Пейзаж с облаками» художественно-выразительные средства рисунка (линия, штрих, тон, композиция) (2 часа)


Познакомить детей со значением рисунка в работе художников графиков, живописцев, скульпторов, архитекторов. Изучить возможности линии, знакомство с работами художников – мастеров рисунка. Освоение практических навыков владения линией, штрихом, тоном – основой языка рисунка.

Задание: рисование пейзажа с облаками в графике

Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра

Зрительный ряд: репродукции картин Дианы Райт (графические пейзажи)

35. Композиции на свободные темы (лепка) (2 часа)


Закрепление знаний о жанрах и видах изобразительного искусства. Их особенностях и художественно-выразительных средствах живописи и графики. Развитие эстетического вкуса, чувства уважения к собственному творчеству.

Задание: рисование на свободную тему

Материал: акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра



Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.


Формы контроля уровня обученности

Кроссворды

Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

Тестирование



Перечень литературы и средств обучения


ЛИТЕРАТУРА


Учебно-методическое обеспечение

1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта.

2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2009.


а) основная литература:

1. Андриенко Т.В. Изобразительное искусство. 8 класс: Поурочные планы по программе В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель , 2006. – 122 с..

2. Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по программе В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель - АСТ, 2005. – 128 с.

3. Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель , 2008. – 186 с.

4. Павлова О. В. Изобразительное искусство. 7 класс. Поурочные планы по программе В. С. Кузина. Изд. 2-е. 365 стр.

5. Павлова О. В. Изобразительное искусство. 7 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского. Волгоград: Учитель , 2006. – 286 с.

6. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе в 4 частях.

б) дополнительная литература для учителя

1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.

2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.

3.И. П. Волков. Художественная студия в школе

4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.

5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе

6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:

Просвещение,2006

7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:

Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995

8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.

9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.

3-е изд. М., 1998.

12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.

13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:

учебник. 3-е изд. М., 1997.

14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..

15. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени).

16. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка. Напечатано в Испании, январь 1992.

17. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», Москва 1997


ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Компьютер

  • Диапроектор

  • Экран


ТАБЛИЦЫ

  • Декоративно-прикладное искусство


МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

  • Репродукции картин разных художников.

  • Муляжи для рисования

  • Тела геометрические

  • Предметы для натурной постановки (кувшины, вазы и др.).

  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории изо:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ