Урок по теме: «Изображение войны 1812 в произведениях русских художников»
Батальный жанр в произведениях художников.
Тема: «Изображение войны 1812 в произведениях русских художников».
Разработала учитель изобразительного искусства
Краснодарского края
Староминской МОУ СОШ №9
Грудьева Наталия Алексеевна
Цель: Создать произведение в батальном жанре
Задачи урока:
Знакомство с произведениями художников батального жанра;
Развивать умение работать в группах;
Воспитывать уважение к героическому прошлому России.
Оборудование: презентация «Произведения В.В. Верещагина о войне 1812 года», карточки, лист ватмана, кисточки, карандаши, фломастер.
Ход урока
1 урок. «Введение в тему. Знакомство творчеством художника. Эскизы к работе»
Помните об этом
Помните всегда.
Ведь об этом, люди,
забывать нельзя….
1.Организационный момент.
2.Основной этап.
1. Сегодня мы поговорим о произведениях посвященных батальному жанру.
Какие же произведения мы относим к батальному жанру?
Батальный жанр (от баталия) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.
Этот жанр в живописи существовал давно. В России первые пробы этого жанра мы увидеть на иконах. Изображения здесь условны, схематичны. Но это первые попытки рассказать о войне как о горе, беде. И нет оправдания людям, что поднимают меч на Россию.
Сегодня наш разговор о творчестве художника - баталиста В. Верещагина.
«Дать обществу картину настоящей, неподдельной войны – нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны...», - писал Василий Васильевич.
В.В. Верещагин родился в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. По традиции, молодому человеку из дворянской среды, получившему домашнее воспитание, следовало избрать военную или дипломатическую карьеру, и потому родители, несмотря на явную склонность мальчика к искусству, определили его сначала в Александровский кадетский, а затем в Морской корпус в Петербурге. И все же это не помешало юноше одновременно посещать рисовальные классы, по окончании корпуса, в 1860 г., поступить в Академию Художеств. В 1862 г. он получил малую серебряную медаль.
Официально оставаясь в Академии Художеств до 1865 г., фактически художник покинул ее стены гораздо раньше. В 1864 г. он посетил Париж, где занимался в мастерской художника Ж.-Л. Жерома.
Самобытное дарование Верещагина впервые проявилось во время его путешествий по Кавказу (1863, 1865): он создал серию типологических и жанровых зарисовок, посвященных жизни, нравам, обычаям горцев.
В 1867–1869 гг. Верещагин добровольно служил в Туркестане, в пограничных войсках, и участвовал в походах под начальством генерала К.П. Кауфмана. Проявив храбрость при обороне Самарканда, он получил высшую боевую награду – Георгиевский крест. Несмотря на военную обстановку и связанные с нею трудности, Верещагин находил время для занятий искусством. Рисунки и этюды, исполненные им в эти годы, легли в основу его знаменитой «Туркестанской серии», в которой особой остротой отличаются картины «Торжествуют» и «Представляют трофеи» (обе 1872): празднующие победу мусульмане демонстрируют отрубленные головы русских солдат. «Из Туркестана он воротился живописцем войны и потрясающих трагедий, живописцем такого склада, какого прежде еще никто не видывал и не слыхивал ни у нас, ни в Европе», – писал о художнике В.В. Стасов.
Верещагин задумал новый цикл картин, теперь уже из отечественной истории, под общим названием «1812 год. Наполеон в России». Создавалась она на протяжении 1887–1904 гг. и должна была представлять монументальную эпопею, посвященную народной войне.
Однако материальные и творческие затруднения не позволили художнику до конца осуществить замысел. Остались ненаписанными картины, изображающие Кутузова и героизм русской армии.
Последняя серия картин художника была посвящена испано-американской войне 1898–1899 гг. на Филиппинских островах и на Кубе.
Всю свою жизнь Верещагин отдал благородной цели правдивого изображения войны, ее обличения. Художник-воин погиб на боевом посту в начале русско-японской войны, на взорванном японцами броненосце «Петропавловск».
Но вернёмся к произведениям художника о Гражданской войне 1812 года. Вспомним лермонтовские строки:
-Скажи- ка, дядя, ведь не даром,
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые.
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
М. Ю. Лермонтов своим произведением «Бородино» первым открывает батальный жанр в литературе. Русский писатель Л.Н. Толстой продолжит начатую Лермонтовым тему и напишет более грандиозное произведение о войне 1812 года «Война и мир».
Серия, посвященная войне 1812 года, была начата В.В. Верещагиным еще в Париже, и до конца дней она оставалась главным делом художника. (Презентация. Работа со слайдами)
Однако ее замысел претерпевает существенные изменения: из сюиты картин о Наполеоне и его русском походе она обращается в национальную историческую эпопею.
К сожалению, работа осталась незавершенной и в нынешнем виде включает в себя двадцать картин, не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций. Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием "Наполеон I в России", представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью "Великой армии" в снегах России. В наполеоновской серии Верещагин выступает во многом в новом для себя качестве не только как баталист, но и как историк, психолог. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче.
Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел "Старый партизан".
Его живописная манера вновь меняется: он избегает эскизности исполнения (во всяком случае, в картинах, где важен психологический момент), ищет экспрессию фигур, для чего пристально всматривается в искусство актерского перевоплощения и приемы построения театральной мизансцены.
В картине «Не замай, дай подойти» показана партизанская засада в глухом заснеженном лесу.
Беседа по картине.
Нам известно, что война 1812 года подняла весь народ на бой. Война стала гражданской.
На полотне «Не замай - дай подойти» художник показывает, что значит вести войну в окружении враждебно настроенного народа.
- Где происходит действие? ( Живописец изобразил партизанскую засаду в глухой чаще зимнего леса.)
- Художник пытается нарисовать обобщенный образ суровой русской зимы. Какими художественными средствами?
(Пушистый снег покрывает белым покрывалом землю и ветви деревьев, скрывая даже то, что находится рядом. На этой картине пейзаж у Верещагина кажется несколько декоративным.)
- Кого вы видите на переднем плане?
(Высокий крепкий старик с топориком в опущенной руке, прячась за заснеженной сосной, невозмутимо всматривается вдаль. Вероятно, он не один раз ходил на медведя, и знает, что надо делать. Он понимает, что с таким нехитрым оружием, как у него, необходимо подпустить врага поближе.)
В сложных природных условиях лишь опытный старожил, знакомый со всеми тропинками и полянками, может ориентироваться в глухом лесу.
- На лицах партизан чувство тревоги. Почему, что его тревожит?
(На их лицах - нетерпение, волнение и тревога. Сквозь заснеженные ветки заметно, что справа к месту засады подходят французы. Мудрый старый партизан удерживает приятелей от поспешных действий словами: «Не замай, дай подойти!..».)
- Охарактеризуйте настроение картины, определите главную идею.
(Картина «Не замай - дай подойти!» обладает особенным настроением. Она показывает великий национальный дух, мужество и самоотверженность народа, вступившего на нелегкий путь борьбы с врагом.)
В цикле «1812-й год» В. В. Верещагина последовательно отражен весь путь превращения непобедимой наполеоновской армии в деморализованную толпу французов, бегущую из России. Полотно «На большой дороге - отступление, бегство...» (1887-1895) показывает последний этап существования великой когда-то армии. Большую часть пути – начиная от села Красное, где произошло большое сражение, – Наполеон шел пешком.
- Посмотрите на полотно. На переднем плане мы видим императора Наполеона, охарактеризуйте его.
(Примерный ответ. Одет он в длинную соболью шубу, меховую шапку и теплые сапоги. Ему грандиозный замысел покорить Россию провалился, и ему так трудно сейчас казаться не сломленным, а уверенным в себе человеком. Еще совсем недавно по этой же дороге шел он на Москву, надеясь на быстрый и головокружительный успех. А сегодня он видит жалкие остатки своей великолепной в недавнем прошлом армии – эти нравственные мучения потяжелее физических!)
- Какой предстает перед нами французская армия? (За Наполеоном тащится его свита – унылая, молчаливая.)
- Охарактеризуйте пейзаж картины. Помогает ли он замыслу картины?
(Стоит морозный день. Только что выпал снег, который прикрыл то, что осталось на полях от бесконечных сражений: перевернутые повозки и пушки, трупы людей и лошадей. Вокруг как будто гигантская братская могила. Все окрестности разорены. Уже брошены все московские трофеи, гибнут лошади, артиллерия оставлена. Все – даже генералы и офицеры – одеты в рубища.)
Удивительно нежный розово-голубой зимний пейзаж как будто вступает в противоречие с людьми, которые присутствуют в нем. Рисуя картину бесславного отступления наполеоновской армии, художник показывает весь трагизм судьбы Наполеона и как будто призывает императора к ответу.
Серия "Наполеон I в России" впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895-1896 годах. Ни один из коллекционеров и музеев не выразил готовности приобрести ее. После долголетних переговоров и проволочек серия была куплена в 1902 году правительством и передана Русскому музею в Петербурге (ныне хранится в Историческом музее в Москве). Тем не менее, многим из входящих в нее картин суждена была впоследствии широкая популярность. В конечном счете, именно верещагинская серия формировала представление широкого зрителя об эпохе Отечественной войны 1812 года.
2. Практическая часть.
У вас на столе карточки с изображением солдат и офицеров русской и французской армий, оружие. Посмотрите особенности одежды каждой армии. Не забывайте о пропорциях тела человека.
(Если дети со слабой подготовкой можно предложить вырезать уже распечатанные картинки.)
Каждая группа выполняет свою работу.
1 группа.
Далее тонируем лист ватмана. Рисуем поле, камни, рытвины, деревья, кустарники.
2 группа
Русская армия
Рисует солдат конных, пеших, оружие.
3 группа
Французская армия
Рисует солдат конных, пеших, оружие.
2 урок. Построение композиции.
1.Организационный момент.
2.Основной этап.
1. Актуализация знаний.
Батальный жанр. Что изображают художники этого жанра?
Кто такой В. Верещагин, какие картины художника знаете?
Чтение произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино» о сражении.
- Расскажите, как поэт нарисовал бой? Как передал напряжение, мощь и силу русского духа?
2. Практическая работа.
На столах у вас карточки с изображением боевых действий 1812 года и карточки с изображением солдат и офицеров русской и французской армий. Работаем в цвете
Каждая группа выполняет свою работу.
1 группа.
Рисуем поле, камни, рытвины, деревья, кустарники.
2 группа
Русская армия. Рисует солдат конных, пеших, оружие.
3 группа
Французская армия. Рисует солдат конных, пеших, оружие.
Коллективная работа. Наклеиваем солдат, оружие. Добавляем, дорисовываем дым, взрывы – рисуем бой.
3. Итог урока.
Презентация, защита работы. Русские солдаты на протяжении всей войны совершали подвиги беспримерного мужества. Российские офицеры проявили здесь свои лучшие качества. Гражданское население проявляло мужество и героизм. Россия выдержала все испытания. Вспомним слова А. Невского «Кто к нам с мечом придет, тот от него и погибнет!» И так будет всегда.
Литература
Альбом «Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 г.» под редакцией И.Н. Божеярова. СПб, 1911 г.;
«Наполеон I в России» в картинах В.В. Верещагина с пояснительным описанием картин. Подготовлено к публикации в интернет-проекте «1812 год» Поляковым О.
Выставка "1812 год в картинах В. В. Верещагина"© Т.В. Ильина, 2010.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ