Урок по теме: «Изображение войны 1812 в произведениях русских художников»

Батальный жанр в произведениях художников.

Тема: «Изображение войны 1812 в произведениях русских художников».

Разработала учитель изобразительного искусства

Краснодарского края

Староминской МОУ СОШ №9

Грудьева Наталия Алексеевна

Цель: Создать произведение в батальном жанре

Задачи урока:

  • Знакомство с произведениями художников батального жанра;

  • Развивать умение работать в группах;

  • Воспитывать уважение к героическому прошлому России.

Оборудование: презентация «Произведения В.В. Верещагина о войне 1812 года», карточки, лист ватмана, кисточки, карандаши, фломастер.

Ход урока

1 урок. «Введение в тему. Знакомство творчеством художника. Эскизы к работе»

Помните об этом

Помните всегда.

Ведь об этом, люди,

забывать нельзя….

1.Организационный момент.

2.Основной этап.

1. Сегодня мы поговорим о произведениях посвященных батальному жанру.

Какие же произведения мы относим к батальному жанру?

Батальный жанр (от баталия) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.

Этот жанр в живописи существовал давно. В России первые пробы этого жанра мы увидеть на иконах. Изображения здесь условны, схематичны. Но это первые попытки рассказать о войне как о горе, беде. И нет оправдания людям, что поднимают меч на Россию.

Сегодня наш разговор о творчестве художника - баталиста В. Верещагина.

«Дать обществу картину настоящей, неподдельной войны – нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны...», - писал Василий Васильевич.

В.В. Верещагин родился в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. По традиции, молодому человеку из дворянской среды, получившему домашнее воспитание, следовало избрать военную или дипломатическую карьеру, и потому родители, несмотря на явную склонность мальчика к искусству, определили его сначала в Александровский кадетский, а затем в Морской корпус в Петербурге. И все же это не помешало юноше одновременно посещать рисовальные классы, по окончании корпуса, в 1860 г., поступить в Академию Художеств. В 1862 г. он получил малую серебряную медаль.

Официально оставаясь в Академии Художеств до 1865 г., фактически художник покинул ее стены гораздо раньше. В 1864 г. он посетил Париж, где занимался в мастерской художника Ж.-Л. Жерома.

Самобытное дарование Верещагина впервые проявилось во время его путешествий по Кавказу (1863, 1865): он создал серию типологических и жанровых зарисовок, посвященных жизни, нравам, обычаям горцев.

В 1867–1869 гг. Верещагин добровольно служил в Туркестане, в пограничных войсках, и участвовал в походах под начальством генерала К.П. Кауфмана. Проявив храбрость при обороне Самарканда, он получил высшую боевую награду – Георгиевский крест. Несмотря на военную обстановку и связанные с нею трудности, Верещагин находил время для занятий искусством. Рисунки и этюды, исполненные им в эти годы, легли в основу его знаменитой «Туркестанской серии», в которой особой остротой отличаются картины «Торжествуют» и «Представляют трофеи» (обе 1872): празднующие победу мусульмане демонстрируют отрубленные головы русских солдат. «Из Туркестана он воротился живописцем войны и потрясающих трагедий, живописцем такого склада, какого прежде еще никто не видывал и не слыхивал ни у нас, ни в Европе», – писал о художнике В.В. Стасов.

Верещагин задумал новый цикл картин, теперь уже из отечественной истории, под общим названием «1812 год. Наполеон в России». Создавалась она на протяжении 1887–1904 гг. и должна была представлять монументальную эпопею, посвященную народной войне.

Однако материальные и творческие затруднения не позволили художнику до конца осуществить замысел. Остались ненаписанными картины, изображающие Кутузова и героизм русской армии.

Последняя серия картин художника была посвящена испано-американской войне 1898–1899 гг. на Филиппинских островах и на Кубе.

Всю свою жизнь Верещагин отдал благородной цели правдивого изображения войны, ее обличения. Художник-воин погиб на боевом посту в начале русско-японской войны, на взорванном японцами броненосце «Петропавловск».

Но вернёмся к произведениям художника о Гражданской войне 1812 года. Вспомним лермонтовские строки:

-Скажи- ка, дядя, ведь не даром,

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые.

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

М. Ю. Лермонтов своим произведением «Бородино» первым открывает батальный жанр в литературе. Русский писатель Л.Н. Толстой продолжит начатую Лермонтовым тему и напишет более грандиозное произведение о войне 1812 года «Война и мир».

Серия, посвященная войне 1812 года, была начата В.В. Верещагиным еще в Париже, и до конца дней она оставалась главным делом художника. (Презентация. Работа со слайдами)

Однако ее замысел претерпевает существенные изменения: из сюиты картин о Наполеоне и его русском походе она обращается в национальную историческую эпопею.

К сожалению, работа осталась незавершенной и в нынешнем виде включает в себя двадцать картин, не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций. Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием "Наполеон I в России", представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью "Великой армии" в снегах России. В наполеоновской серии Верещагин выступает во многом в новом для себя  качестве не только как баталист, но и как историк, психолог. Он уделяет  гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче.

Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел "Старый партизан".
Его живописная манера вновь меняется: он избегает эскизности исполнения (во всяком случае, в картинах, где важен психологический момент), ищет экспрессию фигур, для чего пристально всматривается в искусство актерского перевоплощения и приемы построения театральной мизансцены. 

В картине «Не замай, дай подойти» показана партизанская засада в глухом заснеженном лесу.

Беседа по картине.

Нам известно, что война 1812 года подняла весь народ на бой. Война стала гражданской.

На полотне «Не замай - дай подойти» художник показывает, что значит вести войну в окружении враждебно настроенного народа.

- Где происходит действие? ( Живописец изобразил партизанскую засаду в глухой чаще зимнего леса.)

- Художник пытается нарисовать обобщенный образ суровой русской зимы. Какими художественными средствами?

(Пушистый снег покрывает белым покрывалом землю и ветви деревьев, скрывая даже то, что находится рядом. На этой картине пейзаж у Верещагина кажется несколько декоративным.)

- Кого вы видите на переднем плане?

(Высокий крепкий старик с топориком в опущенной руке, прячась за заснеженной сосной, невозмутимо всматривается вдаль. Вероятно, он не один раз ходил на медведя, и знает, что надо делать. Он понимает, что с таким нехитрым оружием, как у него, необходимо подпустить врага поближе.)

В сложных природных условиях лишь опытный старожил, знакомый со всеми тропинками и полянками, может ориентироваться в глухом лесу.

- На лицах партизан чувство тревоги. Почему, что его тревожит?

(На их лицах - нетерпение, волнение и тревога. Сквозь заснеженные ветки заметно, что справа к месту засады подходят французы. Мудрый старый партизан удерживает приятелей от поспешных действий словами: «Не замай, дай подойти!..».)

- Охарактеризуйте настроение картины, определите главную идею.

(Картина «Не замай - дай подойти!» обладает особенным настроением. Она показывает великий национальный дух, мужество и самоотверженность народа, вступившего на нелегкий путь борьбы с врагом.)

В цикле «1812-й год» В. В. Верещагина последовательно отражен весь путь превращения непобедимой наполеоновской армии в деморализованную толпу французов, бегущую из России. Полотно «На большой дороге - отступление, бегство...» (1887-1895) показывает последний этап существования великой когда-то армии. Большую часть пути – начиная от села Красное, где произошло большое сражение, – Наполеон шел пешком.

- Посмотрите на полотно. На переднем плане мы видим императора Наполеона, охарактеризуйте его.

(Примерный ответ. Одет он в длинную соболью шубу, меховую шапку и теплые сапоги. Ему грандиозный замысел покорить Россию провалился, и ему так трудно сейчас казаться не сломленным, а уверенным в себе человеком. Еще совсем недавно по этой же дороге шел он на Москву, надеясь на быстрый и головокружительный успех. А сегодня он видит жалкие остатки своей великолепной в недавнем прошлом армии – эти нравственные мучения потяжелее физических!)



- Какой предстает перед нами французская армия? (За Наполеоном тащится его свита – унылая, молчаливая.)

- Охарактеризуйте пейзаж картины. Помогает ли он замыслу картины?

(Стоит морозный день. Только что выпал снег, который прикрыл то, что осталось на полях от бесконечных сражений: перевернутые повозки и пушки, трупы людей и лошадей. Вокруг как будто гигантская братская могила. Все окрестности разорены. Уже брошены все московские трофеи, гибнут лошади, артиллерия оставлена. Все – даже генералы и офицеры – одеты в рубища.)

Удивительно нежный розово-голубой зимний пейзаж как будто вступает в противоречие с людьми, которые присутствуют в нем. Рисуя картину бесславного отступления наполеоновской армии, художник показывает весь трагизм судьбы Наполеона и как будто призывает императора к ответу.

Серия "Наполеон I в России" впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895-1896 годах. Ни один из коллекционеров и музеев не выразил готовности приобрести ее. После долголетних переговоров и проволочек  серия была куплена в 1902 году правительством и передана Русскому музею в Петербурге (ныне хранится в Историческом музее в Москве). Тем не менее, многим из входящих в нее картин суждена была впоследствии широкая популярность. В конечном счете, именно верещагинская серия формировала представление широкого зрителя об эпохе Отечественной войны 1812 года.

2. Практическая часть.

У вас на столе карточки с изображением солдат и офицеров русской и французской армий, оружие. Посмотрите особенности одежды каждой армии. Не забывайте о пропорциях тела человека.

(Если дети со слабой подготовкой можно предложить вырезать уже распечатанные картинки.)

Каждая группа выполняет свою работу.

1 группа.

Далее тонируем лист ватмана. Рисуем поле, камни, рытвины, деревья, кустарники.

2 группа

Русская армия

Рисует солдат конных, пеших, оружие.

3 группа

Французская армия

Рисует солдат конных, пеших, оружие.

2 урок. Построение композиции.

1.Организационный момент.

2.Основной этап.

1. Актуализация знаний.

  1. Батальный жанр. Что изображают художники этого жанра?

  2. Кто такой В. Верещагин, какие картины художника знаете?

Чтение произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино» о сражении.

- Расскажите, как поэт нарисовал бой? Как передал напряжение, мощь и силу русского духа?

2. Практическая работа.

На столах у вас карточки с изображением боевых действий 1812 года и карточки с изображением солдат и офицеров русской и французской армий. Работаем в цвете

Каждая группа выполняет свою работу.

1 группа.

Рисуем поле, камни, рытвины, деревья, кустарники.

2 группа

Русская армия. Рисует солдат конных, пеших, оружие.

3 группа

Французская армия. Рисует солдат конных, пеших, оружие.

Коллективная работа. Наклеиваем солдат, оружие. Добавляем, дорисовываем дым, взрывы – рисуем бой.

3. Итог урока.

Презентация, защита работы. Русские солдаты на протяжении всей войны совершали подвиги беспримерного мужества. Российские офицеры проявили здесь свои лучшие качества. Гражданское население проявляло мужество и героизм. Россия выдержала все испытания. Вспомним слова А. Невского «Кто к нам с мечом придет, тот от него и погибнет!» И так будет всегда.



Литература



  1. Альбом «Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 г.» под редакцией И.Н. Божеярова. СПб, 1911 г.; 

  2. «Наполеон I в России» в картинах В.В. Верещагина с пояснительным описанием картин. Подготовлено к публикации в интернет-проекте «1812 год» Поляковым О.

  3. Выставка "1812 год в картинах В. В. Верещагина"© Т.В. Ильина, 2010.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории изо:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ