Коллективный проект "По дорогам сказок" 2 класс
Коллективный проект
"По дорогам сказок".
Автор: Иващенко Елена Владимировна.
МБОУ СОШ № 1 г. Минеральные Воды.
Учитель начальных классов,
Введение.
Аннотация проекта.
Проект для учащихся начальных классов. Помогает детям научиться понимать выразительность художественного слова. Учит отличать народную сказку от авторской, выделять элементы сказки, обогащает жизненный опыт учащихся, помогает увидеть положительные и отрицательные качества личности. Учит добру и справедливости. Развивает речь, воображение. Знакомит с возможностями современных информационных и коммуникативных технологий.
Тип проекта: поисково – творческий.
Тип проекта по предметной области: литературное чтение.
Тип проекта по форме: коллективный ( работа в группах).
Тип проекта по временным рамкам: долгосрочный.
Продукт: презентация "По дорогам сказок".
Основополагающий вопрос: Почему люди любят сказки?
Актуальность.
Работа по данному проекту обусловлена тем, что 50% учеников начальных классов имеют большие потребности в познании, эмоциональном освоении действительности, высокой речевой и игровой активности, создании яркой и неожиданной картины мира. Участники проекта имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать звенящую силу русской речи, создать пространство творческого взаимодействия с родителями и педагогами, ощутить радость от совместной работы и полученных результатов труда.
Работа над сказками даёт следующие результаты:
• Повышает концентрацию внимания;
• Создаёт положительный настрой;
• Снимает эмоциональное напряжение;
• Способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, осознанию ими речевой ответственности друг перед другом, изменению отношения к слову, его звуковой и эмоциональной наполняемости, дарит великую эстетическую радость.
Цели:
- раскрыть нравственный смысл сказок, рассмотреть категории добра и зла на примере прочитанных сказок;
- продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;
- формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты
Задачи:
• знать характеристику сказки, как жанра, её определение; виды сказок; в чем заключаются характерные признаки сказки;
• развивать мышление, память, речь и творческое воображение; анализировать художественное произведение;
• уметь сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами.
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выступления и презентация по проекту.
Этапы проведения проекта.
I. Подготовительный этап (погружение в проект).
Учитель предлагает детям назвать основные этапы создания проекта.
Затем учитель ставит задачу – наметить разделы проекта с целью удобства систематизации информации.
(Проводится в виде « мозгового штурма»: все предлагают свои идеи, совместно с учащимися отбирается наиболее подходящие).
В результате на доске прописываются заготовки для будущего проекта.
Дети делятся по желанию на четыре основные группы:
1-ая - Что такое сказка?
2-ая - Какие бывают сказки?
3-ая - Что несет в себе сказка?
4-ая - Почему люди любят сказки?
Определяется поиск источников информации и список используемой литературы.
II. Основной этап создания проекта.
1-ая группа
- Формулирование определения сказки.
В ходе исследования были найдены следующие формулировки:
1) Сказка – это научно – фантастическое произведение.
2) Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
3) Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.
Группой была выбрана вторая формулировка.
Также группой было выяснено, какие вымышленные герои и фантастические предметы чаще всего встречаются в сказках. Ребята оговаривают какие рисунки по теме "Положительные и отрицательные герои" необходимо вставить в презентацию. Было также предложено вставить и фотографии о групповом мини – проекте "Моя книжка – малышка".
2-ая группа
- Создание классификаций сказок по различным признакам.
Предлагаемые признаки классификации:
1) По авторству
2) По видовым особенностям.
Группой были выбраны оба признака. Ребята оговаривают составные части сказки: присказка, зачин, завязка, концовка, дают им характеристики и приводят примеры.
3-ая группа
Определение главной направленности сказок: что несет в себе сказка?
После обсуждения прочитанных сказок, делается вывод о том, что сказка – это поучительная история, которая обязательно должна научить читателя хорошему. Составляется список тех положительных качеств, которые воспитываются в читателе через сказку.
4-ая группа.
Проводит анкетирование среди одноклассников, сверстников, взрослых на тему "Почему вы любите сказки?". После этого группа выясняет наиболее часто приводимые анкетируемыми ответов. Делает вывод по поставленному вопросу.
III. Трансляционно – оформительский этап
- Работа над презентацией "Пр дорогам сказок"
- Оформление проекта
- Работа над текстом защиты проекта
IV. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
- Написание сценария защиты проекта
Защита проекта.
1.Вступление. (Слайд 1 -3).
Учитель.
- Уважаемые гости. Вашему вниманию будет представлен проект "По дорогам сказок". Здесь присутствуют ребята, которые приняли самое активное участие в этой работе. Над проектом мы начали работу ещё в 1 классе, как только научились читать, работа продолжалась и летом, были заведены читательские дневники, в которых ребята писали краткое описание прочитанных произведений.
Наш проект посвящен сказкам. Мы приглашаем вас вместе с нами отправиться в удивительное путешествие по страницам сказок, в прекрасный мир, переливающийся всеми цветами, наполненный блеском светлого неба, сиянием звезд и светил.
Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога родина, народ и его история.
Ученик 1.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
Ты за нею на порог,
А ее и нету…
Только тысячи дорог
Разбрелись по свету.
Ученик 2
По какой она пойдет?
Где она покажется?
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо…
Ученик 3.
У нее чудес запас
И всегда готово
Каждый раз для всех для нас
Золотое слово!
Ученик 1.
Все ребята нашего класса любят сказки. Раньше нам их читали родители и учитель, а сейчас мы сами можем знакомиться с народной мудростью.
Ученик 2.
Древние традиции народов заложены в сказках. Их любят читать и взрослые и дети. Они сопровождали человечество на протяжении многих веков его истории.
Ученик 3. (Слайд 4)
Почему же люди с таким удовольствием вновь и вновь готовы оправиться в этот удивительный сказочный мир?
Мы провели большую исследовательскую работу по этому вопросу и готовы поделиться своими наблюдениями и выводами.
II. Основная часть
Ученик 4. (Слайд 5)
Для предстоящих исследований наш класс разбился на несколько групп, которые занимались изучением следующих вопросов:
- что такое сказка?
- какие бывают сказки?
- что несет в себе сказка?
- почему люди любят сказки?
Ученик 5. (Слайд 6)
Первый вопрос, который мы раскрыли – "Что такое сказка?" Из нескольких найденных определений мы составили свою формулировку:
Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
Ученик 6. (Слайд 7)
Знакомясь с многочисленными героями сказок мы пришли к выводу, что большинство из вымышленные и их не встретишь в реальной жизни.
Это - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Русалка, Фея, Волшебник,
Джинн, Великан…
Героям в сказках помогают не только волшебные силы, но и предметы, которые обладают сказочной силой - Зеркало, Волшебная палочка, Сапоги скороходы, Ковёр – самолёт, Клубок, Яблоко.
Ученик 1. (Слайд 8)
В сказках всегда присутствуют положительные и отрицательные герои.
Вот так видят героев сказок наши ребята. (Слайд 9-12)
А вот какие книжки у нас получились в результате мини – проекта "Книжки-малышки".
(Слайд 13-14)
Ученик 2. (Слайд 15)
На вопрос «Какие бывают сказки?» мы ответим так:
Сказки делятся на народные и авторские. Они бывают - волшебные, бытовые и сказки о животных.
Ученик 3. (Слайд 16-19)
Мы прочитали некоторые из них и выяснили, что некоторым народным сказкам соответствуют авторские сказки. Например,
1.Колобок (русская сказка) – Виталий Бианки. Лесной Колобок - Колючий бок.
2.Золотая рыба (индийская сказка) - А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.
3.Снегурочка (русская сказка) - В. Даль. Снегурочка
4.Сивка- бурка (русская сказка) - П. П. Ершов. Конёк- Горбунок
Ученик 4. (Слайд 20)
В ходе исследования мы выяснили, что сказка состоит из 4 компонентов : присказка, зачин, завязка, концовка.
Ученик 5. (Слайд 21)
Присказка - это короткий смешной рассказик, прибаутка, несколько слов, которые вводят в мир сказки, помогают слушателю настроиться на сказочный лад.
Начинается сказка с зачина. Зачин содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. Он помогает начать сказку.
Самые известные зачины: «Жили-были….,В некотором царстве, в некотором государстве…
Далее следуют завязка (сказочные события, происходящие в сказке).
Но вот сказка заканчивается, как её завершить? Помогает рассказчику концовка. Например: - И я там был , и мёд я пил, по усам текло , а в рот не попало.
Ученик 6. (Слайд 22-23)
Сказки – это поучительные истории. Они учат нас уму-разуму.
Сказки учат
различать добро и зло
справедливости
храбрости
честности
дорожить дружбой
Не даром сказано в народной мудрости: "Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".
Ученик 1. (Слайд 24)
Мы провели анкетирование среди одноклассников, сверстников и взрослых и пришли к следующим выводам:
большинство опрошенных считают, что сказки они любят
- за счастливый конец и победу добра над злом,
- за встречу с волшебным миром,
- за урок доброты и любви
- за их мудрость.
III. Заключение.
Сказки слушать я люблю,
Маму вечером молю:
Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем,
Или с трёхголовым Змеем.
Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.
IV. Тест для зрителей "Знаешь ли ты сказки?"
Презентация.
Список литературы
Ожегов С. И., Толковый словарь русского языка, М., Издательство
Пропп В.Я. , Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.
Русские народные сказки / под ред. О.Ф. Трифоновой. – М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2002.
Русское народное творчество / под ред. Н.А. Захарова. – М.: «Высшая школа», 1966.
Сказки на ночь / под ред. С. Рублёва. – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2007.
Антология семейного чтения (в 10 т., т.8). Волшебное дерево, 2007.
Детская энциклопедия. М., 1977.
Использованные в проекте материалы.
Архив учебных программ и презентаций
www.o-detstve.ru
ru.wikipedia.org/
nsportal.ru/
.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ