Комбинированный урок ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, с элементами технологии 3 класс "В.Высоцкий «Он не вернулся из боя»"
Алексеева Светлана Борисовна
Учитель I квалификационной категории
МОУ Сылвенская общеобразовательная школа
Комбинированный урок 3 класс
Комбинированный урок
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, с элементами технологии
ТЕМА: В.Высоцкий «Он не вернулся из боя»
Цель:
- формировать читательские навыки,
-развивать умение выразительного чтения стихов, их анализа,
-совершенствовать навыки самостоятельной работы,
- воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к старшему поколению.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Пусть мы с вами почти не знакомы.
Но, надеюсь, друг друга поймём.
А помогут нам в этом знания.
Мы возьмём их с собой на урок.
2.Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.
Работа в группах.
- У вас на столах лежат:
1) название праздников.
2) праздничные открытки.
3)праздничные атрибуты.
- Подумайте, к какому празднику начинает готовиться наша страна, и выберите, что подходит, из раздаточного материала.
(слайд1)
- Какая тема урока?
-Какие цели ставим перед собой?
3. Знакомство с произведением.
- Из какого произведения эти строки?
-Кто автор?
«Почему всё не так? Вроде - всё как всегда:
то же небо - опять голубое,
тот же лес, тот же воздух и та же вода…
Только он не вернулся из боя».
Стр.193
- Прочитайте название. О чём может быть это стихотворение? Если готовимся ко Дню победы, значит, стихотворение о какой войне?
-Кто автор?
(слайд2)
-Читали вы раньше стихи этого автора? «Песня Кэрролла»
- Что вы знаете о нём?
-Где можно найти дополнительную информацию?
-Обратите внимание на дату рождения. Как вы думаете, мог ли В.Высоцкий участвовать в этой войне?
- Высоцкий не был на войне. Когда она закончилась, Володе было 7 лет. Но его отец был военным. Поэтому Высоцкому очень близка тема войны. Он не только писал стихи на эту тему, но и придумывал мелодии и сам исполнял на гитаре. Сейчас вы услышите песню на стихи В.Высоцкого «Он не вернулся из боя». Ваша задача не только слушать песню, но и следить по книге. Будьте внимательны, после прослушивания я попрошу вас ответить на вопросы.
Тест – опросник
1.Какое чувство у вас вызвало это стихотворение?
2.Какое четверостишье не звучало в песне?
3.С чем поэт сравнивает потерю друга?
Почему?
4.Каждая строфа заканчивается одной и той же фразой. Какой? Почему?
5.Как автор относился к другу, когда тот был жив?
6.ПОЧЕМУ АВТОР ГОВОРИТ В КОНЦЕ « ЭТО Я НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ БОЯ»
(слайд 3)
(слайд 4)
4. Физкультминутка.
В дни роковые даже дети
Бросались на защиту рубежей.
Ну, что, защитники планеты,
Давайте разомнёмся поскорей.
Встали все по стойке «смирно».
Вправо, влево голова.
Взглядом водим очень мирно
Вверх и вниз, туда, сюда.
Наклонились, потянулись,
Самолётом полетим,
Разогнулись и салют изобразим.
Раз – налево, два – направо,
Три – кругом и шагом марш.
Стойкие солдаты, браво.
Продолжаем урок наш.
5.Работа над выразительным чтением.
- Сейчас я вам предлагаю подготовить это стихотворение для выразительного чтения.
-Поработайте в группах, подумайте, как нужно его прочитать. Какие слова выделить голосом, а какие прочитать тихо, спокойно.
1 группа работает над первыми двумя четверостишьями.
2 группа читает следующие восемь строчек, со слов «Он молчал невпопад…».
3 группа «Нынче вырвалось – будто из плена весна…» и до конца.
Чтение выразительно.
(три человека читают текст выразительно)
-Какая тема урока?
-А разве это стихотворение о Дне победы? О чём оно? ( о войне)
- У вас на партах лежат заготовки с овалами. Подумайте, каким цветом можно написать слово «война»? Почему?
- Напишите в овал. Рядом напишите слова, которые ассоциируются с этим словом.
(чтение по «цепочке»)
- Ради чего погибали солдаты?
(ради мира)
- Переверните листок. Подумайте, каким цветом нужно написать слово «мир»? Почему?
- Напишите «мир» и слова, с которыми оно ассоциируется.
( чтение по «цепочке»)
Прочитайте высказывание:
(слайд 5)
« Народ, непомнящий своей истории обречён на её повторение».
-Как вы понимаете эти слова?
- Мы должны знать и помнить историю своей страны. Мы должны знать и проявлять уважение к героям, которые делали эту историю.
-У нас в посёлке осталось всего 5 участников ВОВ. (назвать Ф.И.О.)
(слайд 6)
-Они уже очень старенькие и заслужили к себе уважение.
-У вас на партах лежит лист ватмана и конверт с заготовками. Подумайте, какую поздравительную открытку можно сделать для них. Продумайте композицию. Можно самим нарисовать, это – ваше творчество. Но помните, это подарок. Сделать его нужно с любовью, аккуратно.
-Можно приступить к работе, а я вам ещё раз включу песню на стихи В.Высоцкого « Он не вернулся из боя».
- Кто запомнил, сколько ветеранов осталось в посёлке?
- А открыток у вас 3. Я вам даю буклет с их контактами и предлагаю в классе сделать ещё открытки и поздравить ветеранов.
- Давайте ещё раз обратимся к стихотворению.
- Кем для автора, который нам рассказал эту историю, был погибший солдат? (другом)
- Очень тяжело терять близких людей. Но у вас сегодня есть возможность приобрести новых друзей.
- В городе- герое, Санкт – Петербурге (бывшем Ленинграде) живут ваши сверстники. Они, как и вы учатся в 3 классе. У нас есть возможность с ними познакомиться и спросить, как они готовятся к этому празднику.
(связь с Н.С.)
6.Рефлексия.
-Вот и подошёл к концу урок.
- Мы выполнили все поставленные цели?
-Кому из вас захотелось выучить наизусть это стихотворение?
- Поближе познакомиться с творчеством В.Высоцкого?
- Это и будет домашнее задание, по выбору.
-Спасибо за урок! Мне было приятно с вами общаться!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ