Конспект литературного чтения во 2 классе на тему "С.Романовский. Русь"

Бебекян Наталья Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 40» г.Старый Оскол

Белгородской области

Тема урока: С. Романовский «Русь»

Цель: познакомить учащихся с произведением С.Романовского «Русь»; провести краеведческую беседу.

Оборудование: слова «РУСЬ. РУССКИЕ. РОССИЯ. РОССИЯНЕ», видеоролик о Старом Осколе, портрет Т. Ярошенко, кусочки руды.

Ход урока

1.Психологическая установка

Здравствуйте, ребята! Чтобы сегодня весь урок у нас с вами было хорошее настроение давайте друг другу улыбнемся. Какие у вас всех красивые улыбки!

2. Подготовка к первичному восприятию

Ребята, посмотрите на слово, которое написано большими буквами на доске (РУСЬ). Как вы думаете, что обозначает это загадочное слово – Русь?

О том, правильно вы думаете или нет, мы с вами узнаем, прочитав произведение писателя С. Романовского «Русь». Какое короткое и, казалось бы, простое название.

3.Первичное восприятие произведения

Откройте учебник на седьмой странице и внимательно меня послушайте.

Учитель читает рассказ.

Пауза.

4.Проверка первичного восприятия

Ребята, вам понравилось это произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? Как вы представляете себе Русь?

5.Повторное чтение произведения и его анализ

Молодцы! Чтобы лучше запомнить это замечательное произведение мы его прочитаем еще раз.

Ученик начинает читать рассказ.

Откуда пришло к нам это слово – Русь? А как вы понимаете словосочетание «из седой древности»? Ребята, а как вы думаете, почему это слово осталось с нами навеки?

Продолжает читать рассказ другой ученик.

Какие яркие слова из прочитанного отрывка вы выделите? (РУСЬ. РУССКИЕ. РОССИЯ. РОССИЯНЕ.)

Что же такое Русь по мнению автора? Найдите ответ в тексте и прочитайте его.

Заканчивает читать рассказ третий ученик.

Ребята, что такое уста? Как вы понимаете фразу «из первых уст»?

Где услышал автор второе объяснение слова «Русь»? почему автор так говорит «Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова»?

С какими чувствами Анна Ивановна зашла в избу? Почему она радовалась?

Чем поразила автора встреча с хозяйкой?

Теперь мы ещё раз прочитаем отрывок разговора рассказчика с хозяйкой, только по ролям.

Так что же такое Русь? Как об этом говорит хозяйка?

Какие слова вызвали у автора радость?

Ребята, а можно ли заплакать от радости? Когда?

Так как же объясняется слово «Русь» в рассказе Сергея Романовского? (ответ: 2 варианта)

Как относится к совей Родине автор? А хозяйка? Вспомните.

Прочитайте про себя последнее предложение.

Как вы понимаете фразу «светоносная Русь»?

А теперь прочитайте это предложение вслух и постарайтесь передать выраженную в нем любовь автора к своей Родине.

Ребята, Сергей Романовский очень любит свою Родину и своими произведениями учит любить её других.

6.Физ. минутка

Приседаем на уроке

Встанем прямо, руки в боки.

Дышим носом глубоко.

Поднимаемся легко.

Наклоняемся вперёд,

Прогибаемся назад.

Как деревья ветер гнёт,

Так качаемся мы в лад.

Головой теперь покрутим.

Так мы лучше думать будем!

Поворот и поворот,

А потом наоборот.

Встанем, дети, на носочки,

Ручки тянем в потолок.

На разминке ставим точку

Продолжаем наш урок.

7.Беседа о Старом Осколе

Скажите, а как вы относитесь к своей Родине?

Наша прекрасная, большая и любимая Родина – это Россия. Но у каждого на земле есть и малая родина – это место, где человек родился.

Назовите вашу малую и самую замечательную Родину (г. Старый Оскол).

Старый Оскол, милый Оскол,

Ты особенный город!

Старым напрасно назвали тебя:

Ты так прекрасен и молод!

Любина Оксана сейчас прочитает замечательное стихотворение «Мой город».

Ребята, а за что вы любите Старый Оскол?

Сейчас мы с вами вместе посмотрим видеоролик о нашем городе.

А кто помнит, какой праздник отмечает наш город в середине мая (18 мая)? (День рождений Старого Оскола)

Чем знаменит наш прекрасный край? А почему его называют городом горняков и металлургов?

Разверните салфетки на своих партах и посмотрите, как выглядит руда, которую добывают старооскольцы.

Ребята, красоту и величие нашего края можно увидеть не только на фотографиях. У нас в городе было и есть много замечательных поэтов – Лидия Алексеенко, Иван Попов, Надежда Разинкова и др., которые посвятили свои стихи любимому краю, который является частицей нашей большой России.

8.Творческая деятельность учащихся

Татьяна Ерошина так же написала много прекрасных стихотворений о Старом Осколе, одно из которых мы с вами сейчас расскажем.

Дети рассказывают стихотворение «Мой город».

Золотого солнца восход озарил небосвод,

Пробуждается вновь город мой…

И дороги твои, и тревоги мои

Пробуждаются вместе с тобой.

И машин кутерьма, и цветы, и дома,

Яркий свет светофора –

И навстречу тебе распахнулась судьба.

Здравствуй, милый мой город.

Какие чувства вызвали у вас эти стихи?

9.Обобщение

Вот она, наша Родина! Это место души! Притаи на миг хлопоты, слушай, что отзовется тебе милей всего. Это земля, что ты готов защищать лишь с одной верой – она моя! – той земли ты урожденный.

Ребята, на всем земном шаре наша Россия – это самое светлое место! Она несет свет всему миру!

Пауза.

Итак давайте подведем итоги урока по уже известной вам схеме:

«Я узнал …»

«Я научился …»

«Мне понравилось …»

«Я хотел бы узнать …»

10.Задание на дом

Наш урок подходит к концу. Дома вы перечитаете рассказ С. Романовского «Русь» и нарисуете самый свой любимый уголок старооскольского края.

Урок окончен.












Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ