Конспект урока литературы на тему «Поэтический уголок»
Конспект урока литературы на тему «Поэтический уголок»
литературной страны.
Тема: Раздел - картины родной природы. Зима. «Чародейка Зима». Ф. И. Тютчев.
Цель урока: формирование умений и навыков правильного, осознанного и выразительного чтения.
Задачи урока:
Образовательная – показать детям красоту зимней природы различными средствами: поэтическими, музыкальными, художественными; учить наблюдательности, содействовать формированию эстетического отношения к действительности.
Развивающая – продолжить работу по развитию умения видеть прекрасное в повседневном, слушать и понимать музыку, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас.
Коррекционная – корректировка психических процессов: развитие внимания, памяти, мышления, творческого воображения.
Воспитывающая – воспитывать чуткое бережное отношение к красоте родной природы.
Оборудование: мультимедийный проектор (использование презентации к уроку),
книги, тетради, ручки, дополнительный материал к разминке.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя: - Ребята сегодня мы отправимся в путешествие в «Поэтический уголок» литературной страны» Слайд № 1. Перед тем как отправиться в путешествие люди намечают план-схему движения пути. Вот и я приготовила вам схему нашего с вами пути. Мы пройдём по залам литературной страны. Наш путь начнётся с галереи портретов писателей. Побываем в зале великого русского писателя Ф. И. Тютчева. Потом посетим зал литературного чтения и там мы поработаем над стихотворением Тютчева. Затем пройдёмся по художественно-музыкальному залу. И завершится наш путь в развивающем зале. Итак, схема пути обозначена на доске, иногда вы можете смотреть на неё, и сверяться правильно ли мы идём. Я же больше к ней не возвращаюсь.
Разминка (речевая подготовка).
Мы начинаем свою работу по новому разделу «Картины родной природы» - Зима. Слайд № 2. На этом уроке мы будем учиться с вами читать правильно, осознанно и выразительно стихотворение, которое называется – «Чародейка Зима». И прежде чем приступить к работе, давайте сделаем литературную разминку. В дальнейшей работе над стихотворением нам это пригодится. Раз сегодня тема картины родной природы у нас зима, то, наверное, человеку приходит на ум ассоциация - доброго, семейного праздника; весёлое, радостное настроение. Вот и на нашей доске не хватает немного радостного настроения, давайте украсим её снежинками. А снежинки не простые. На них задания, выходите, выполняете и крепите снежинку в любое место доски.
Подготовка к восприятию биографии поэта.
Учитель: - Красиво стало и на душе радостнее. Приступим к работе. Прежде чем мы войдём в галерею писателей, послушайте, как читает выразительно стихотворение мастер художественного слова. Слайд № 3.
Звучит запись чтения стиха о зиме автором художественного слова.
- Ребята, а кто пишет стихи? Ответы детей: поэты. Слайд № 4.
Учитель: - Перед вами, ребята, галерея портретов поэтов-писателей.
А) Прочитайте правильно фамилию, имя, отчество каждого поэта.
Это поэты-писатели, с которыми мы будем знакомиться в разделе «Картины родной природы».
Учитель: - Ребята, а слышали ли вы слово – поэзия? Может кто-то из вас знает, что оно означает? По-другому, ребята, стихи называют - поэзией. В Толковом словаре С. М. Ожегова (показ словаря) поэзия имеет два значения: (на плакате)
а) Поэзия – стихи, произведения, написанные стихами.
б) Поэзия – красота, прелесть чего-либо.
Учитель: Слайд № 4. - А это, ребята, первый поэт, с творчеством которого мы сегодня познакомимся. Слайд № 4. -Давайте правильно прочитаем фамилию, имя, отчество и нашего поэта. Ребята, мы обязательно что-то должны узнать о нём, поэтому послушайте сейчас краткую биографию об этом авторе. Её нам подготовил Головизин Коля:
Б) Краткая биография об авторе (ученик заранее готовит сообщение о биографии поэта, затем выходит к доске и читает всем ребятам):
- 5 декабря 1803 года родился великий русский поэт-писатель 19 века Тютчев Фёдор Иванович. С детства Тютчева окружала красивая русская природа. Он был неравнодушен к ней. Ещё Тютчев мальчиком начал писать стихи. И все свои стихи он посвятил красоте русской природы. 139 лет прошло со дня смерти Фёдора Ивановича Тютчева, но стихи его не стареют.
Работа над темой урока.
Учитель: - Ребята, о замечательном времени года - зиме Слайд № 5. люди говорят по-разному. Много выражений, сравнений у Зимы: (по порядку дети читают) – Зима морозная, Зима лютая, Зима-красавица, Зимушка снежная, волшебница Зима, матушка Зима. - Мы же на уроке посмотрим на Зиму с другой стороны, как на «Чародейку».
А) Первичное чтение стихотворения учителем наизусть. (Книги у ребят закрыты.)
Учитель: - Вот послушайте внимательно, внимательно меня как я буду читать стихотворение. Для этого сядьте удобно: можно слегка откинуться на спинку стула, положить руки так, чтобы они лежали спокойно и не мешали вам, либо на парту, либо опустить вниз.
Ф. И. Тютчев. Слайд № 6.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою.
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец, и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Б) Повторное выразительное чтение учителем стихотворения при открытых у учащихся книгах. Работа с книгой-учебником.
Цель: сосредоточивание внимания учащихся на стихотворении.
(В целях предупреждения ошибок в произношении учащимся разрешается поставить карандашом ударения в словах – чародейкою, бахромою, немою, неподвижною, околдован, очарован, окутан, окован.)
В) Словарная работа. Слайд № 7.
- В стихотворении встречаются слова - (чародейкою, очарован, - околдован, волшебный).
- Как вы понимаете их значение? (Ученики пытаются объяснить значение слов. Учитель даёт объяснение по словарю Ожегова.)
Г) Тихое чтение учениками. (Самостоятельное знакомство со стихом).
Физминутка. Слайд № 8.
Д) Громкое чтение учениками по две строчки - цепочкой. Беседа по содержанию текста в целом, работа с учебником – стр131 – 132 по вопросам учебника. (По вызову сопровождается активной работой всего класса над смыслом стихотворения по вопросам и заданиям к произведению, по разъяснению и уточнению некоторых слов, словосочетаний, разбором содержания отдельных строк и всего стихотворения).
- А как вы считаете, передал ли Ф. И. Тютчев в стихотворении волшебство Зимы?
– Попробуйте это доказать (2–3 ученика рассуждают).
- Почему поэт называет зиму Чародейкою? (околдовала лес)
- О зимнем лесе говорят, что он молчит. А поэт подметил, что «…Стоит он, околдован, сном волшебным очарован,…» Как вы понимаете это? (он спит)
- Сон какой? (волшебный)
- Вы сказали, что Зима лес околдовала, усыпила, и что еще с ним сделала? (опутала цепью)
- Коварная, ребята, Зима? Злая? Как вы думаете? Ответы детей:
- Нет, ребятки. Добрая Зима. Волшебная. Сделала так, чтобы лес зимой отдохнул.
– Молодцы, ребята! - Вы сумели разобраться в чувствах поэта, потому что пришла зима, и в стихи Тютчева вошла сказка.
Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
Звучит запись чтения стихотворения Тютчева «Чародейка Зима» автором художественного слова.
Учитель: - Используя художественное слово, Тютчев нарисовал прекрасную зимнюю картину «Зимы». – Подготовьтесь и вы сейчас к выразительному чтению, передавая чувства, настроение, выраженное в этом стихотворении. Расставьте правильно интонацию голоса, докажите, что Зима – «Чародейка».
Выразительное чтение стихотворения. (Ученики читают стихотворение, дают оценку друг другу.)
Работа с другими произведениями: художественным и музыкальным
Учитель: - Ребята, посмотрите на пейзажи нашей русской зимы. Слайд № 9.
Я уже говорила вам, что об этом замечательном времени года могут рассказывать многие, вот поэт Тютчев словом рассказал, а еще могут рассказывать, например музыкой, красками. У кого-то зима суровая, колючая, у кого-то мягкая, пуховая, искристая, а других она весёлая, задорная, игривая. Одним словом она всё та же «Чародейка». – Послушайте фрагмент музыкального произведения, которое тоже рассказывает о времени года - зиме. Послушайте и узнайте, что же это вдалеке будет звенеть, какой музыкальный инструмент? Слайд № 10.
а) Слушание «На тройке» П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Ответы детей: (Колокольчик.)
Учитель: - Какое настроение вызвало у вас это произведение? Ответы детей:
- Настроение этот колокольчик на самом деле вызывает весёлое. Задорное. В давние времена люди зимой запрягали тройки лошадей в сани и мчались по заснеженной дороге. А колокольчик весело звенел, сопровождая путь своим задорным пением. Это произведение так и называется «На тройке», написанное замечательным русским композитором П. И. Чайковским, который тоже обожал русскую природу и много рассказывал о ней в своих произведениях. Фрагмент музыкального произведения «На тройке» посвящено именно декабрю месяцу. Итак, Пётр Ильич Чайковский нам рассказал о зиме музыкой.
б) Слайд № 10. – Посмотрите на это произведение – это картина художника Ивана Ивановича Шишкина. Называется она «Зима в лесу». Закружная Аня для всех нас приготовила сюрприз. Она заранее выучила стихотворение наизусть, и сейчас нам его прочтёт, а вы внимательно смотрите на картину. (Аня читает наизусть.)
– Созвучно ли стихотворение Тютчева картине Шишкина? А что общего в этих произведениях? Так чем Шишкин рассказал нам о зиме? (Красками.)
- Можно ли сказать, что в произведениях других мастеров Зима – «Чародейка»?
Ответы детей:
Написание синквейна.
Учитель: - Понравилось ли вам стихотворение? – Захотелось ли ещё почитать стихи о зиме? - А может быть, кому-то из вас захотелось самим написать зимние стихи? - Попробуйте, пока зима! - Ну а мы зашли в последний развивающий зал, в котором попробуем написать синквейн на тему «Зима». Вот сейчас мы поработаем над развитием нашего мышления, внимания, памяти. – Посмотрите на слайд - Слайд № 11 . Прочитайте план написания синквейна. Вспомните, мы с вами выполняли такое задание. Откройте ваши поэтические тетради, запишите по плану синквейн на тему «Зима». (Проверка выборочная.)
– Давайте проверим, что у вас получилось, у всех остальных я обязательно проверю позже.
Итог урока.
– Вот и подошел к концу наш урок. Что вам очень понравилось?
- В природе, ребята, кроме холодной, морозной зимы есть тёплое доброе солнце. Оно светит всегда, всех вас любит и греет. Так пусть каждый лучик заглянет в ваше сердце и не только обогреет, но и в дальнейшем придаст сил, активности и уверенности в знаниях. Какое впечатление у вас осталось? Хотели бы вы продолжить урок? А как каждый из вас оценит свою работу на уроке, мы сейчас увидим. (Выбор) Спасибо за урок, ребята.
Домашнее задание.
Выучить стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою зимою» наизусть.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ