Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме "Суровые законы жизни леса"
Костяшина Марина Александровна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №15,
с углубленным изучением отдельных предметов.
г. Зеленодольска, РТ
Тема: Суровые законы жизни леса (рассказ В.Бианки «По следам»).
Цель: - показать взаимосвязь творчества и жизни В.Бианки на примере рассказа «По следам»;
- формировать алгоритмы поведения в лесу;
- воспитывать бережного отношения к миру природы.
Оборудование:
Для учеников:Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева«В одном счастливом детстве»
–М.: Ч3 «Баласс», 2011 год; «Тетрадь по чтению» (к учебнику)
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, - М.: «Баласс», 2012 год.
Для учителя: конспект урока проектор, компьютер, экран, слайдовая
презентация.
I. Работа с текстом до чтения.
- Ребята, а вы слышали фамилию Бианки?(слайд 2)
- Что вы о нём знаете?
Рассказ учителя об авторе.
Виталий Валентинович родился и воспитывался в семье ученого-орнитолога. От отца Бианки передалась любовь к природе. Из своих воспоминаний Виталий Бианки писал: «Отец рано начал брать с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу называл по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту». Своим опытом и любовью к природе Бианки решил поделиться с детьми и в 1923 году был напечатан первый рассказ Бианки «Путешествие красноголового воробья»(на доску вывешивается портрет).
-Какие произведения В.Бианки вы читали? (слайд 3)
- О чем и о ком писал В. Бианки?
- А вам понравились его рассказы?
- А хочется ли вам познакомиться с новым произведением Виталия Валентиновича. Откройте стр. 80 и прочитайте название.
- Какое произведение будем читать?
- О чем может быть это произведение? Рассмотрите внимательно иллюстрации. ( дети формулируют вопросы и гипотезы к тексту)
- Мнений и вопросов много, давайте основные запишем на доске (все они записываются на доске) (слайд 4)
Например: кто герои? Где будут происходить события? Чьи следы? По чьим следам отправятся герои рассказа?
- Мы можем сейчас сформулировать тему сегодняшнего урока? (нет)
- Правильно, попутаемся сформулировать её в конце урока?
- А легко ли бывает человеку, попавшему в зимний лес без пищи и тепла?
- Я хотела бы к этому списку добавить и свой вопрос: «Суровы ли законы зимнего леса?»
(на доске: слово «тема», В. Бианки «По следам», вопросы детей)
- Где можем найти ответы на интересующие нас вопросы?
-Правильно, давайте прочитаем рассказ.
II. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение (комбинированное).
Часть-1 (чтение по цепочке)
- Ребята, в тексте попадались непонятные слова? Давайте объясним их значение (слайд 5)
стадо куропачей – стая куропаток
сапоги валенные – валенки
без дела валандался – бездельничал
охота пуще неволи – очень желать чего-то
фузия, берданка - ружьё
- На какие вопросы мы может уже ответить? (слайд 4)
- Что мы узнали о героях? (вся фактуальная информация: Егорка- сын лесника, ему 13 лет, живет с отцом в избушке, в лесу. Отец воспитывает мальчика в строгости, многому его научил: читать следы, стрелять, ориентироваться в лесу. Егорка любит охотиться, выследить по следам диковинного зверя…)
- Кто будет главным героем? (Егорка , слайд 4)
- Так о чем мечтал Егорка? (выследить по следам диковинного зверя…)
Давайте продолжим чтение и узнаем, получилось это у него.
Часть – 2 (чтение вслух учитель или дети, диалог с автором, словарная работа во время чтения)
- Что произошло в лесу? (предположения детей)
Часть -3 (чтение про себя)
- Эту вы будете читать про себя, во время чтения подчеркните слова, которые будут характеризовать действия и состояния лесника.
- Каким чувством пронизана эта глава? (тревога, бессилие)
- Прочитайте слова характеризующие эти чувства (продираться, стрелял, кричал, круг дал в темноте; видно, добычу делят; пропал парнишка; голову на руки уронил, да так и замер)
- На какие вопросы же нашли ответы? (возвращение к вопросам на доске, слайд 4)
- Что будет делать лесник?
Часть – 4 (чтение вслух, словарная работа во время чтения)(слайд 5)
белотроп –следы от лыж
мышковать – охотиться на мышей
малики – заячьи следы
натропили- сделали тропинки из следов
пыж – прокладка из войлока или картона, которая отделяет порох в патроне от пули, дроби.
- О чем говорит последнее предложение: «Такой и от волков отбиваться может, даром им в зубы не дастся»? (отец надеется на спасение сына)
Часть – 5 (чтение про себя)
- Ребята в этой главе вам встретятся непонятные слова, давайте объясним их значение: (слайд 5)
подранка- раненный зверь
ворочаться- возвращаться
- Кого преследовал Егорка?
- А вы догадались, что это за зверь?
- Почему мальчик не возвращался домой? (подранка разве охотник бросит?)
- Так по чьим следам шёл Егорка? А лесник? (слайд 4)
- Какая трудность возникла у охотника? (снег пошёл)
Часть – 6 (чтение по цепочке диалог с автором, словарная работа во время чтения)
- О чем подумали вы, прочитав и представив эту картину?
- О чем подумал лесник, увидев эту картину?
(отработать совпадение или несовпадение высказываний)
Часть – 7 (читает учитель, чтобы передать состояние отца, напряженность момента).
- Что мы можем сказать о Егорке? (что он настоящий охотник: уверен в себе, читает следы, хорошо стреляет…)
- А по чьему следу он шёл, мы узнали? (нет)
Часть - 8 (чтение вслух детьми)
мне невдомёк – не мог догадаться, сообразить
Обобщающая беседа
- Вот мы прочитали рассказ, он вам понравился?
- Чем понравился?
- Вы смогли получить ответ на все свои вопросы?
- Как вы думаете, а я на свой вопрос нашла ответ в произведении?
- О каких суровых законах леса говорилось в тексте?
- Попытайтесь их сформулировать.
(нужно засветло возвращаться домой, уметь читать «следы», знать повадки зверей, ориентироваться в лесу, быть терпеливым и смелым…)
- А наши герои соблюдали эти законы?
III. Работа с текстом после чтения.
- Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока. (записать на доске, если дети затрудняются, то нужно задать наводящие вопросы)
- Что вам захотелось сделать, после прочтения данного произведения: нарисовать, слепить, прочитать другие произведения В. Бианки, написать стихотворение, рассказ, обратиться к энциклопедии о животных?
Домашнее задание
- записать в тетради заголовки частей рассказа.
- выполнить творческую работу.
IV. Рефлексия (слайд 6)
-Продолжите предложения:
Сегодня мне удалось…
Мне стало понятным…
У меня возникло желание…
Если бы…
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ