Конспект урока на тему «Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания»
Конспект занятия по связной речи
в подготовительной к школе группе
Булгакова Ольга Борисовна
учитель-логопед первой категории
ГБОУ СОШ № 821
Конспект урока на тему « Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания»
Москва
2013
Цели занятия:
1) коррекционно-образовательная:
-обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту;
2)коррекционно-развивающие:
-активизировать словарь прилагательных, наречий;
-учить детей словообразованию прилагательных в сравнительной степени;
-учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы)
3)коррекционно-воспитательная:
-воспитывать у детей интерес к художественным произведениям.
Оборудование: Сюжетные картинки. Текст рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания». Предложения для чтения.
Ход занятия
1)Орг. момент:
-называем времена года
-называем месяцы
2)Сообщение темы
Логопед произносит предложения типа:
-День становится длиннее, а ночь короче. Дети отгадывают, к какому времени года это относится и почему.
3)Логопед просит детей угадать, о каком времени года можно сказать:
-оно жаркое (о лете)
-она дождливая (об осени)
-она морозная (о зиме)
-она цветущая (о весне)
-она урожайная (об осени)
-оно знойное (о лете)
-она теплая (о весне)
-она золотая (об осени)
-оно долгожданное (о лете)
4)Логопед просит детей закончить предложения:
I)-Весна теплая, а лето ещё…(теплее)
-Осень холодная, а зима ещё…(холоднее)
-Весной солнышко ласковое, а летом ещё…(ласковее)
-Весна дождливая, а осень ещё…(дождливее)
-Весной цветы красивые, а летом ещё…(красивее)
-Весной солнце яркое, а летом ещё...(ярче)
-Зима пасмурная, а осень ещё…(пасмурнее)
II) Игра «Наоборот»
-Зимой морозно, а летом…(жарко)
-Весной тепло, а осенью…(холодно)
-Осенью дождливо, а летом…(солнечно, ясно)
-Осенью сыро, а летом…(сухо)
-Летом солнечно, а осенью…(пасмурно, дождливо, сыро)
-Летом светает рано, а зимой…(поздно)
-Летом солнце светит ярко, а зимой…(тускло)
-Летом на улице темнеет медленно, а зимой…(быстро)
-Летом на улице чисто, а ранней весной…(грязно)
-В солнечный день нам радостно, а в дождливый…(грустно)
-Летом одеваться легко, а зимой…(тяжело)
5) «Читаю, понимаю предложения». Дети читают и соотносят предложения с картинками.
- Предложения:
На реке лёд. Дима плывёт на лодке. Вова лепит снеговика. У детей каникулы.
Зина плавает. По волнам плывёт кораблик. Зеленеет молодая травка.
На улице тепло. На улице жарко. Птицы улетают на юг. Дима играет с песком.
Павел топает по лужам. Вот горка из снега. На улице холодно.
Зина сидит на качелях. Зина на санках. На улице дождь.
Птицам холодно и голодно. От дождя спасает зонт. Начинается листопад.
6) ФКМ:
-Весна, весна красная! (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Приди, весна с радостью: со льном высоким. (Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки.)
С корнем глубоким. (Приседают, опускают руки.)
С хлебами обильными. (Встают, широко разводят руки)
7)Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания»
Четыре желания.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
- Уж как весело зимой! Я хотел бы, чтобы всё зима была.
- Запиши твоё желание в мою карманную книжку, - сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
- Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
8)Беседа с детьми по содержанию (ответы детей выделены).
- О чём этот рассказ?
- Этот рассказ о временах года.
- Назови времена года по порядку.
(Дети называют времена года).
- Понравилась ли Мите зима? Почему?
- Мите понравилась зима, потому что он катался на саночках с горы и на коньках по замёрзшей реке, ему было очень весело.
- Как Митя играл весной? Что он сказал отцу о весне?
- Митя бегал за пёстрыми бабочками и рвал цветы. Он сказал отцу: « Что за прелесть эта весна. Я желал бы, чтобы всё весна была».
- Почему Мите захотелось, чтобы «лету конца не было»?
- Митя весь день ловил рыбу, собирал ягоды и кувыркался в душистом сене, ему это очень нравилось.
- Что Митя говорил об осени? Почему это время года так понравилось мальчику?
- Осенью Митя собирал вкусные груши и яблоки. Митя сказал, что «осень лучше всех времён года».
- Зачем отец записывал слова Мити о разных временах года?
Логопед объясняет детям, что отец записывал слова Мити, чтобы показать мальчику, что в разное время можно быть счастливым и получать удовольствие от жизни.
9)Чтение с установкой на пересказ.
10)Пересказ по цепочке.
11)Итог занятия.
-Скажи, какое твое любимое время года. Объясни, почему.
Список использованной литературы:
1) Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». - СПб.: ДETCТВО-ПРЕСС, 2004. (физкультминутка).
2) Павлова Н. «Готовимся к школе. Сказки с заданиями и упражнениями». - ОЛИСС, «Эксмо», 2006. (текст рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»).
Использованные материалы:
1)Денисова Д. Пособие «Читаю, понимаю предложение» - «Мозаика-Синтез», 2010.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ