Конспект урока по деловому и творческому письму "Повторение. Глагол. Неопределенная форма глагола" 10 класс
Деловое и творческое письмо.
Класс: 10
Тема: Повторение. Глагол. Неопределенная форма глагола. Деловое письмо: правила, инструкции, рецепты. Тема упражнений «Питание».
Задачи: 1) учебно-коррекционная: повторить грамматические признаки глаголов, правила правописания глаголов неопределенной формы, расширить представление о правописании глаголов на примере составления правил, инструкций, рецептов;
2) коррекционно-развивающая: формировать текстовую деятельность в процессе изучения грамматики;
3) коррекционно-воспитательная, оздоровительная: профилактика нарушений осанки, зрения.
Тип урока: закрепление ЗУН.
Оборудование: опорные таблицы, образцы делового письма (инструкции, рецепты), Толковый словарь русского языка, раздаточный материал для обучающихся, видеопроектор.
Ход урока:
Этапы
Содержание
Используемые коррекционно-развивающие приёмы работы.
Ожидаемый результат
1.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Психологический настрой:
Интересная часть речи
В русском языке живет:
Кто что делает, расскажет:
Вяжет, пишет иль поет.
Может плакать и смеяться,
Или забивает гол,
Начинаем удивляться-
Растолкует все … Кто?
(Глагол!)
Переключение внимания
Активизация внимания обучаю
щихся, воспитан-
ников 1, 2, 3 групп
2.Актуализация опорных знаний.
- Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе:
Работа в малых группах: обучающиеся 1 группы задают вопросы по карточке обучающимся 2 группы и оценивают ответ:
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Как изменяются глаголы?
- Как называются глаголы, у которых нельзя определить время и число?
Вывод: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по числам, временам, в прошедшем времени – по родам.
Итог этапа
Интерактивный (работа в группах, в парах)
Участвуют в беседе, работают в парах.
3.Тема, задачи урока.
Задание: «Угадай тему урока!»
На доске запись: Н.о.р.д.л.н.ая. ф.р.а г.а.о.а. Деловое письмо: п.а.и.а, и.с.р.к.и., р.ц.п.ы.
- Вставьте пропущенные буквы и угадайте тему урока («Неопределенная форма глагола. Деловое письмо: правила, инструкции, рецепты»).
-Сегодня мы с вами повторим правила правописания глаголов неопределенной формы и научимся составлять правила и рецепты, используя в своей речи глаголы неопределенной формы.
Практический, игровой.
Задачи урока обучающимися осознаны и приняты.
4. Изучение нового материала.
Работа по карточкам.
Упражнение 1
Прочитайте словосочетания. Укажи грамматические признаки глаголов, опираясь на запись в рамке.
Вскипятил молоко, заварил чай, развел хозяйство, бережет время, покупают продукты, испекла колобок, сервирует стол, уберегся от ожога, запишу рецепт, консервировали помидоры.
Поставьте глаголы в неопределенную форму и запиши их в три столбика:
Глаголы на –ть(ся) Глаголы на –чь(ся) Глаголы на –ти(сь)
Чем отличаются глаголы в неопределенной форме от других глаголов? Что в них нельзя определить?
Р Дополни правило. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы …..и …… . Они оканчиваются на …., …., …. . Перед –ся в глаголах в неопределенной форме всегда пишется ….. . Например: …… . Грамматические признаки глагола Неопределенная форма. Время. Число. Род (в прошедшем времени ед. ч.)
абота в парах:
Найти в Толковом словаре и записать значение слов: рецепт, инструкция, правила.
Физминутка (гимнастика для глаз, осанки).
Упражнений 2 (по карточке)
Прочитай текст (глаголы в скобках поставь в неопределенную форму).
Придумай заголовок к тексту и запиши его.
Чтобы (приготовлю) макароны, сначала необходимо (налью) в кастрюлю воду и (вскипячу) ее. Потом (добавлю) макароны, (варю) их 5-7 минут. После того как они сварятся, нужно (откину) на дуршлаг и (смешаю) с соусом.
Определи тип текста.
Итог этапа
Работа с карточками
«Дополни правило»
Составление схемы, правила
Частично-поисковый
Сформированы представления на достаточном уровне у обучающихся
1группы, на уровне ниже достаточного у обучающихся 2группы, на низком уровне у обучающихся 3 группы.
5. Закрепление изученного материала.
Вопросы для анализа в форме презентации: «Проверь себя!»
Вопрос:
-Докажите, что эти предложения являются текстом.
Ответ:
-Из первого предложения мы узнаем, что нужно приготовить. В остальных предложениях говорится о том, как нужно приготовить макароны. Значит, во всех предложениях говорится об одном и том же; предложения связаны между собой одной общей темой – приготовление макарон.
Вопрос:
-Озаглавьте текст.
Ответ:
-«Как приготовить макароны»
Вопрос:
-Какой общий вопрос можно поставить к этому тексту? Ответ:
-Что делать?
Вопрос:
-Назовите тип текста, к которому можно задать вопрос «Что делать?»
Ответ:
-Повествование.
Вопрос:
-Что такое текст-повествование?
Ответ:
-Повествование – это текст, в котором говорится о действиях или событиях, которые сменяют друг друга.
Вопрос:
-Какие слова в этом тексте указывают на порядок действий, необходимых для того, чтобы сварить макароны? Ответ:
-Сначала, потом, после того.
Вопрос:
-Какая часть речи точно передает последовательность действий по приготовлению этого блюда?
Ответ:
-Глаголы.
Вопрос:
-К какому стилю речи относится данный текст? Почему? Ответ:
-Этот текст относится к деловому повествованию, потому что в нем точно описывается порядок действий, который нужно выполнить для приготовления данного блюда.
Итог этапа.
Самопроверка.
Смена видов деятельности.
Выполняют задание обучающиеся
1группы – самостоятельно;
2группы – с контролирующей помощью;
3группы с обучающей помощью.
6. Объяснение домашнего задания.
Упражнение 3 (по карточке)
Составьте и запишите текст рецепта, расположив части текста в нужной последовательности.
Определи тип текста.
Как приготовить жареную рыбу.
Подавать на стол рыбу лучше всего с мелко нарезанной зеленью.
В сковороду налить растительное масло, поставить на огонь и сильно разогреть, потом положить рыбу в сковороду.
Рыбу очистить от чешуи, вынуть внутренности и промыть.
Очищенную рыбу посолить, поперчить и обвалять в муке.
Жарить рыбу нужно до образования румяной корочки.
Проблемный
Объяснение
Сформированы представления на достаточном уровне у обучающихся
1группы, на уровне ниже достаточного у обучающихся 2группы, на низком уровне у обучающихся 3 группы.
7. Итог урока. Оценки.
- Анализ работы обучающихся на уроке: как решены задачи урока, индивидуальные задачи.
Оценки с комментированием.
Рефлексия: «На уроке я узнал …»
«Мне было интересно …», «Я должен поработать над …»
Дают анализ с помощью учителя
Раздаточный материал для обучающихся
Тема: Повторение. Глагол. Неопределенная форма глагола.
Деловое письмо: правила, инструкции, рецепты.
Тема упражнений «Питание».
Грамматические признаки глагола Неопределенная форма. Время. Число. Род (в прошедшем времени ед. ч.)
Упражнение 1.
Прочитайте словосочетания. Укажи грамматические признаки глаголов, опираясь на запись в рамке.
Вскипятил молоко, заварил чай, развел хозяйство, бережет время, покупают продукты, испекла колобок, сервирует стол, уберегся от ожога, запишу рецепт, консервировали помидоры.
Поставьте глаголы в неопределенную форму и запиши их в три столбика:
Глаголы на –ть(ся) Глаголы на –чь(ся) Глаголы на –ти(сь)
Чем отличаются глаголы в неопределенной форме от других глаголов? Что в них нельзя определить?
Дополни правило. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы …..и …… . Они оканчиваются на …., …., …. . Перед –ся в глаголах в неопределенной форме всегда пишется ….. . Например: …… .
Упражнений 2.
Найдите в Толковом словаре и запишите значение слов:
рецепт, инструкция, правила.
Определи тип текста.
Упражнений 3.
Прочитайте текст (глаголы в скобках поставьте в неопределенную форму).
Придумайте заголовок к тексту и запишите его.
Чтобы (приготовлю) макароны, сначала необходимо (налью) в кастрюлю воду и (вскипячу) ее. Потом (добавлю) макароны, (варю) их 5-7 минут. После того как они сварятся, нужно (откину) на дуршлаг и (смешаю) с соусом.
Определи тип текста.
Упражнение 3.
Составьте и запишите текст рецепта, расположив части текста в нужной последовательности.
Как приготовить жареную рыбу.
Подавать на стол рыбу лучше всего с мелко нарезанной зеленью.
В сковороду налить растительное масло, поставить на огонь и сильно разогреть, потом положить рыбу в сковороду.
Рыбу очистить от чешуи, вынуть внутренности и промыть.
Очищенную рыбу посолить, поперчить и обвалять в муке.
Жарить рыбу нужно до образования румяной корочки.
Определи тип текста.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ