Конспект урока по Литературе "Анна Ахматова в зеркалах" («Над сколькими безднами пела и в скольких жила зеркалах…») 11 класс

Конспект урока литературы в 11 классе.


Тема: Анна Ахматова в зеркалах («Над сколькими безднами пела и в скольких жила зеркалах…»).


Цель урока: Знакомство с личностью Ахматовой (женщиной, человеком, поэтом) на основе произведений её современников.


Задачи урока:

  • исследовать тексты А.Блока и О.Мандельштама, дать им истолкование, попытаться разгадать человеческую сущность поэта;

  • исследовать живописные портреты Ахматовой Н.Альтмана и К.Петрова-Водкина;

  • развитие креативных способностей, речи, самоконтроля, совершенствование исследовательских и коммуникативных умений;

  • приобщение к культуре, формирование вкуса, развитие потребности читать, мыслить, творить.


Исп. технологии:

  • обучение в сотрудничестве;

  • инф. - коммуник. техн.;

  • развив. обучение;

  • исслед. метод в обучении.

Ход урока:


1.Орг. момент.

Здравствуйте. В этом году вы уже познакомились с жизнью и творчеством А.Блока. Сегодня мы с вами начинаем разговор об удивительном поэте, современнице Блока, о музе «серебряного века», об Анне Андреевне Ахматовой.

Лирика-субъективный род литературы. Понять, почувствовать стихотворение, оценить по достоинству самобытность поэтического мира автора можно только познакомившись с ним поближе, узнав о том, каким он был, каким виделся окружающим его людям.

Сегодня я и предлагаю вам это сделать.

Об Ахматовой написано очень много. (Виленкин В.Я. (театровед, искусствовед) «В сто первом зеркале»). Но мы сегодня на уроке ограничимся несколькими произведениями.

«Над сколькими безднами пела и в скольких жила зеркалах…» - писала А.А. (Годы жизни)

Тема урока: Анна Ахматова в зеркалах. (дата, запись темы в тетрадь)

Ассоциации (А-первая буква алфавита, пять открытых «а», «Ах» - Бродский)


2.Осн. часть. Исследование и истолкование стихотворений.


А.Блок. «Красота страшна…»

Чтение учителем! На парте-тексты.

В каких образах предстаёт Ахматова?

Какие ассоциации связаны с этими определениями Ахматовой?

Она сама хочет ли быть такой, какой её рисует Блок, это её роли?


Фиксирую на доске.



Образ Ахматовой


Женщина, знающая жизнь

Мадонна (жен. опыт

с ребёнком) мудрость

страдание

Блок предсказывает её судьбу

Богоматерь не!

вечность

светлый и трагич. образ

эта роль не её

Кармен

красота

Испания (романсеро) Хорей-энергич.

Мериме, опера Бизе 1845 г.

Дельмас

тревога

свобода

смелость

независимость

прямота чувств

эта роль ей не нравится


Это стихотворение-попытка разгадать А. Она в этом стихотворении-объект истолкования.

Почему Блок посвятил ей стихотворение?

В рабочих тетрадях Ахматовой сохранилось большое число отрывков мемуарного характера, относящихся к Блоку. Все они по шутливому определению самой писательницы, в сущности, написаны на тему: «О том, как у меня не было романа с Блоком».


«... я принесла Блоку его книги, чтобы он их надписал. На каждой он написал просто: «Ахматовой – Блок»... А на третьем томе поэт написал посвященный мне мадригал: «Красота страшна, вам скажут...». У меня никогда не было испанской шали, в которой я там изображена, но в это время Блок бредил Кармен и испанизировал и меня... Я и красной розы, разумеется, никогда в волосах не носила. Не случайно это стихотворение написано испанской строфой романсеро. И в последнюю нашу встречу за кулисами Большого Драматического театра весной 1921 года Блок подошел и спросил меня: «А где испанская шаль?». Это последние слова, которые я слышала от него».


Мадригал -? Но 4 раза «страшна».


На что вы обратили внимание, а мы об этом не сказали?

Две части в стихотворении. На неё смотрят (ей всё равно) - антитеза.

Итог: выразит. чтение стихотворения учеником, зная уже….



О.Мандельштам. «Вполоборота…» (на парте тексты с коммент.)

Учитель рассказывает историю создания.

Чтение учителем.


Что мы видим общего в толковании образа Ахматовой у Блока и Мандельштама?

Все-она (антитеза)

Шаль

Образ, не портрет

Что Мандельштам добавляет?

эмоциональность


Образ Ахматовой



Федра Рашель


античность голос

трагичность роль

величавость пластика

вечность


Итак, Ахматова у Блока и Мандельштама - сложный и глубокий человек, загадка, и разгадыванию ее, я думаю, сможет помочь знакомство с её поэзией, как часто бывает, какая-нибудь случайная, проникающая, уводящая вглубь интонация, деталь или наша объединяющая все впечатления интуиция.

Определенные образы, в которых она предстаёт, к ней самой часто не имеют особого отношения. Она была сложным, и очень неоднозначным человеком. Много было внутрь и мало наружу. С одной стороны, это и дает мало информации. С другой стороны, дает много возможностей. Ведь второе важнее для сотворения мифа.



3.Портреты Ахматовой.

Об Ахматовой не только много писали, художники создавали её портреты. Угадывается ли в них Кармен, Мадонна, Рашель?


В живописи огромную роль играет цвет! Символика.

Жёлтый-золото-роскошь. Яркий и насыщенный-солнце, жизнь, свет.

Синий-небо, свобода, цвет Мадонны, в геральдике-честность и верность, «голубая кровь» - благород. происхождение, французы наз. страх «синим ужасом» (о синей бороде).

Зелёный-юность, свежесть, жизнь.


А какую женщину они изображают? Что они добавляют к увиденному уже нами в стихотворениях? (гордая поза, все на неё смотрят, все окружающее неважно, но не равнодушие, а царственная величавость).

Иконописный лик - «петроградская мадонна». Духовное начало в живописи.


Запишите в тетрадь об одном из этих портретов только то, чего вы бы сами не сказали, не заметили, рассматривая это произведение.


4.Подведение итогов.

Тема!

В вашем зеркале Анна Андреевна Ахматова какая? Текст 3-6 пр. Можно дать первое предложение. (Вариант-синквейн).


Мне бы не хотелось вас ограничить только субъективным восприятием А.

Фотографии под музыку или чтение стихотворения Б.Ахмадулиной «Снимок».


Спасибо за работу. Надеюсь, что сегодняшний урок позволит вам почувствовать и лучше понять стихотворения Анны Ахматовой.



















ПРИЛОЖЕНИЕ


Александр Блок

* * *

Анне Ахматовой


«Красота страшна» — Вам скажут, —

Вы накинете лениво

Шаль испанскую на плечи,

Красный розан — в волосах.


«Красота проста» — Вам скажут, —

Пестрой шалью неумело

Вы укроете ребенка,

Красный розан — на полу.


Но, рассеянно внимая

Всем словам, кругом звучащим,

Вы задумаетесь грустно

И твердите про себя:


«Не страшна и не проста я;

Я не так страшна, чтоб просто

Убивать; не так проста я,

Чтоб не знать, как жизнь страшна».

16 декабря 1913 г.





Осип Мандельштам

* * *

Ахматова


Вполоборота, о печаль!

На равнодушных поглядела.

Спадая с плеч, окаменела

Ложноклассическая шаль.


Зловещий голос - горький хмель -

Души расковывает недра:

Так - негодующая Федра -

Стояла некогда Рашель.

1914 г.



Федра (лат. Phaedra, фр. Phedre) — героиня трагедии Еврипида «Ипполит» (428 г. до н.э.).



Рашель (Rachel) — знаменитая французская актриса (1821—1858). По словам театроведа Вольфа, видевшего Рашель в Петербурге, для того, чтобы «получить надлежащее впечатление о наружности и осанке Рашель, надо представить себе одушевленную великолепную античную статую». Лучшие роли Рашель: Камилла («Гораций»), Паулина («Полиекта») и Эмилия («Цинна») — в трагедиях Корнеля, Гермиона («Андромаха»), Федра, Эсфирь, Роксана («Баязет»), Монима («Митридат») — в трагедиях Расина, Мария Стюарт (Шиллера).



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ