Конспект урока по Литературе «Художественное мастерство И.А.Гончарова в романе «Обломов» 10 класс
Открытый урок по литературе,
проведённый в 10-ом классе
Учитель: Грунина Любовь Ильгизовна
Тема урока: «Художественное мастерство И.А.Гончарова в романе «Обломов».
Цели урока:
- обобщить полученные знания по произведению на примере главных героев романа : Обломова и Штольца;
- помочь учащимся раскрыть богатство, глубину прозаического мастерства писателя;
- заострить внимание учащихся на роли художественных деталей, речевых характеристик при создании образа героя;
- помочь учащимся осмыслить образ главного героя ( Ильи Ильича Обломова) с точки зрения социальной, нравственной и общечеловеческой;
- раскрыть роль одного из главных героев романа ( Андрея Штольца);
- научить учащихся сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков;
- развивать навыки работы с текстом;
- воспитывать нравственное отношение к жизни.
Оборудование:
- эпиграф урока;
- портрет И.А.Гончарова;
- иллюстрации к роману;
- сравнительные таблицы: Обломов,Штольц;
- литературоведческие термины;
- заглавия подтем урока.
Форма проведения урока: исследование, проходящее в форме защиты
(обсуждения) своей работы и коллективной работы в группах/парах.
Предшествующая домашняя работа:
- каждая группа выполняет своё задание (предлагается тема для исследования и вопросы к ней):
1. «Пейзаж и его функции в романе»
2. «Портрет как средство создания образа литературного героя»
3. «Особенности речи героев»
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Работа с эпиграфом урока.
«…Вечная тишина, ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести.»
(И.А.Гончаров «Обломов»)
Какое название даёт автор этому явлению и как его поясняет?
Как вы сами относитесь к этому явлению?
III. Защита работ.
Каждая группа выполняла дома своё задание (предлагалась тема для исследования и вопросы к ней).
1. Пейзаж и его функции в романе.
Пейзаж у Гончарова обычно соответствует настроениям героев. Чувствуется влюблённость Гончарова в красоту деревенской русской природы, в её мягкие тона и краски. Величественные картины природы в Швейцарии или Крыму не привлекают внимания Гончарова.
Зачитайте подобранные вами отрывки описания природы.
С помощью каких художественных средств удаётся автору передать состояние природы?
Достигают ли образности эти картины?
Раскрывают ли описания природы состояние души героев, характеры, образ жизни?
На всём ли протяжении романа мы встречаем пейзаж?
Итак, к какому выводу вы пришли?
2. Портрет как средство создания образа литературного героя.
Дайте определение слову «портрет».
(Портрет – описание внешности персонажа (черт лица, одежды, фигуры, позы, особенности мимики, жестов, походки, манеры говорить и держаться.
Развёрнутый, психологический портрет персонажа – достижение литературы XIX века. Будучи одним из важнейших средств характеристики литературного героя, портрет вместе с тем проявляет особенности стиля автора.)
Подумайте, является ли портретное описание героя элементом создания его образа?
Гончаров - первоклассный портретист. Портреты его героев так выразительно обрисованы, что встают в представлении читателя как живые. При этом портрет у Гончарова всегда социально характерен.
В романе даны портреты не только главных действующих лиц, но и второстепенных.
Гончаров очень внимателен к деталям изображаемого быта. Халат, туфли и диван Обломова, прорехи под подмышкой у Захара, размеренный стук маятника в доме Пшеницыной вырастают в настоящие символы. Добролюбов отмечает: «Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с любовью и с необыкновенным мастерством, производят, наконец, какое-то обаяние».
Так осуществляется в романе одно из требований реализма – верность деталей.
Найдите в тексте портреты главных героев, проследите, отражают ли они их характеры?
Какие детали в облике героев автор описал наиболее подробно и почему?
Работа выполнялась при помощи таблицы.
Найти в тексте романа
Обломов
Штольц
Возраст
Это был человек тридцати двух-трёх лет от роду.
За тридцать лет.
Портрет
Человек среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.
Весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Движений лишних у него не было.
Костюм
Послушный, не по размеру халат. Преданные туфли, мягкие, широкие.
Интерьер
Видимость проживания. Паутина. Запылённые зеркала. Разбросанные вещи. Грязная тарелка.
Происхождение
Из богатого дворянского рода с патриархальными традициями.
Из небогатой семьи.
Воспитание
Родители приучали к праздности и покою. Труд – наказание. Культ еды и сна.
Познал науки от отца, важные в жизни. Рано начал работать. Рано оторвался из семьи. Труд, строгость и аккуратность – главное в жизни.
Характеристика
Добрый, ленивый барин, которого больше всего беспокоит собственный покой.
Сильный и умный, он постоянно в деятельности, не гнушается чёрной работой. Благодаря труду сформировался настоящий «железный» характер.
Испытание любовью
Ему нужна любовь материнская.
Ему необходима равная по взглядам и силе женщина.
Привлекательные черты
Мягкость, простота, великодушие, доброта.
Трудолюбие, высокая работоспособность, предприимчивость.
Слабости
Апатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни.
В нём нет поэзии, мечты, не имеет программы общественного служения.
Сила
Стремление к личной независимости.
Символы
Большой диван, удобный халат, мягкие туфли.
Культ труда, практический ум.
Итак, к какому выводу вы пришли?
Сделайте вывод, Штольц – антипод Обломова или его двойник?
3. Особенности речи героев.
В реалистическом произведении язык героя необходимо носит отпечаток его социального положения и профессии. Это мы находим в романе Гончарова.
Дайте понятие литературоведческому термину «Речевая характеристика».
( Речевая характеристика – характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности.)
Исходя из этого определения, проследите за речью Обломова и Штольца.
Приводим диалог Обломова (крепостника) и Штольца (человека нового времени).
Часть II. гл. 3. Чтение по ролям.
Вывод:
По мнению Штольца, с помощью устройства «школ», «пристаней», «ярмарок», «шоссейных дорог» старые, патриархальные «обломовки» должны превратиться в благоустроенные имения, приносящие доход. Речь Штольца стремительна, эмоциональна, убедительна и актуальна.
Обломов пытается «философствовать». Доброту и искренность патриархальной жизни он противопоставляет нравственной испорченности столичного общества. Речь его медлительна, он опасается каждого произнесенного другом слова.
Указывает ли речь героев на то, о чём говорится в определении?
К какому общему выводу вы пришли?
IV. Рефлексия. Оценки.
V. Домашнее задание.
Подготовьте черновик сочинения по роману И.А.Гончарова «Обломов» по следующим темам (на выбор):
1. Это «ядовитое» слово «обломовщина».
2. Есть ли сатира в романе «Обломов»?
3. В чём состоит трагедия жизни Обломова?
4. Обломов – общечеловеческий тип.
5. Обломов и Манилов.
6. Дружба Обломова и Штольца.
7. Ольга Ильинская и Татьяна Ларина.
8. Особенности жанра и композиции романа «Обломов».
9. … другие темы по выбору учащихся.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ