Классный час в 1 классе «Михаил Васильевич Ломоносов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №50»
города Калуги
Классный час
в 1 классе
«Михаил Васильевич Ломоносов»
подготовила
учитель начальных классов
Меженная Ольга Станиславовна
г. Калуга
2013
Классный час "М.В. Ломоносов"(1-й класс)
Сегодня у нас необычное занятие.
Оно посвящено замечательному человеку, ученому, поэту, химику, географу, ритору, математику и просто замечательному и умному человеку. Имя его: Ломоносов Михаил Васильевич.
- Кто уже слышал это имя и фамилию?
1 ученик. Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в д. Денисовка (по другим сведениям – Мишанинской) Архангельской губернии, вблизи г.Холмогоры, который до возвышения Архангельска был географическим и экономическим центром Поморья. Василий Дорофеевич Ломоносов, отец будущего ученого, успешно занимался рыбным и зверобойным промыслом, имел собственное судно. Детство Михаила Ломоносова прошло в труде, не только нелегком, но часто и опасном. Вместе с отцом Михайло совершал плавания по Белому морю; приходилось бывать на Соловецких и доходить даже до Новой Земли. В этих походах закалялось мужество будущего ученого, развивались трудолюбие и выносливость, наблюдательность и отвага, воля и уверенность в себе. Ломоносов жадно познавал труды и красоты бытия.
Михайло Ломоносов рано научился грамоте, сохранилось придание о том, что дьячок, учивший мальчика, довольно скоро признался: “Не мне отрока, а отроку меня учить подобает”. Все свободные часы Ломоносов проводил за чтением, любил беседовать со стариками.
В 1725 году в руки пытливого подростка попали две книги – “Грамматика” (Смотрицкого) и “Арихметика” (Магницкого).
“То были врата учености моей” - сказал о них Ломоносов.
Василий Дорофеевич сперва поощрял “книжное прилежание” сына, радовалась и маменька. Однако после её смерти, Василий Дорофеевич снова женился, и мачехе не нравилось, что пасынок отнимает время от работы, “всячески старалась произвести гнев в отце моем, представлял, что я всегда сижу по-пустому за книгами”, - с горечью вспоминал Ломоносов.
В декабре 1730 года, морозной ночью, отважный юноша покинул отчий дом. В столицу двигался рыбный обоз, и Михайло пристроился к нему, чтобы добраться до Славяно-греко-латинской академии, где, как он знал, “учености заморской преизбыточно”.
“Великовозрастному” ученику пришлось начинать с нуля, где учились ребята 8-10 лет.
Ломоносов терпеливо сносил насмешки, и “Несказанную” бедность своего бытия.
Способный юноша делал поразительные успехи: в течение года прошёл 3 класса.
В свободное от занятий время, посещал библиотеку, чтением расширял свои познания.
Преподаватели не могли не обратить внимание на способного ученика. В это время из Сената пришло распоряжение направить “в науках достойных учеников” в Петербург, в гимназию при Академии наук. Ломоносов оказался в их числе.
В январе 1736 года вместе с 11 воспитанниками академии Ломоносов прибыл в Петербург.
Не прошло и года, как “студиозус” оказался в Европе, где “новые науки давно пришли в явленье”. Стране нужны были горные инженеры и металлурги, и несколько студентов отправились в Германию для обучения химии и горному делу.
Закончив курс наук в Марбурге, в июле 1739 года будущий ученый изучает горное дело, посещает рудники и шахты.
В июне 1741 года он, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в Петербургской академии наук, где и служил до конца своей жизни.
Древняя Русь знала искусство мозаики, но впоследствии секреты мастерства были утрачены. И ученый-художник решил возродить древнюю технику на современной почве, используя новейшие достижения естественных наук. Ломоносову удалось создать рецепт для производства смальт и наладить их изготовление. У него получилось “превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд, красивое берилловое, бледно- пурпурное” и другие стекла. Ученый разработал методы отливки и шлифовки смальт, отыскал рецепты мастики с помощью которой стекло можно было крепить на медной основе. Открытие Ломоносова создали широкие возможности для развития российской стекольной промышленности.
Вы прослушали историческую справку о жизни М.В. Ломоносова.
До наших дней научные открытия Ломоносова имеют большое значение. А с чего всё начиналось? С самообразования.
А сейчас мы с вами проверим свои научные и ученические способности.
Математика.
Прочитай пословицу:
Русский язык.
На заумную затею
Приглашаю грамотеев.
Ну-ка, милый грамотей,
Посиди и попотей.
- Перед вами песочные часы. Попробуйте пересыпать песочек с буквами так, чтобы у вас сложились слова.
Кто сколько слов пересыплет за минуту.
(рак, арка, барак, батрак, карта и т.д.)
Чтение.
Конкурс стихов (Чья команда расскажет больше стихов).
Технология.
Расставьте все по порядку.
Игрушки из картона вырежу
иголкой
Пуговицу пришью
молотком
Гвоздь забью
клеем
Бревно распилю
ножницами
Солнышко приклею
пилой
Разминка для всех.
(Отвечаем хором)
Трактор водит ……
(тракторист)
Электричку …..
(машинист)
Стены выкрасил ….
(маляр)
Доску выстрогал ….
(столяр)
В доме свет провел …
(монтер)
В шахте трудится …
(шахтер)
В жаркой кузнице …
(кузнец)
Кто все знает молодец!
МОЗАИКА
М.В. Ломоносов возродил на Руси искусство мозаики.
У вас сегодня есть возможность попробовать на сколько это кропотливый труд. Только вы складывать будете не мозаику, а пазлы.
Подведение итогов.
Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями. Показали свое мастерство во всех науках.
Желаю вам новых открытий на уроках.
Список использованной литературы:
В.В. Волина “Праздник числа”, Москва, 1996 г.
А.И. Осипова “Примеры словных дел”
В.В. Волина “Учимся играя”, Москва, 1994 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ