Конспект урока по Литературе "Любовная лирика А.С. Пушкина, Адресаты лирики А.С. Пушкина" 9 класс

МОУ Черноборская средняя общеобразовательная школа



Учитель русского языка и литературы Форманюк Е.И.


Конспект урока по литературе

9 класс



Тема.

Любовная лирика А.С. Пушкина

Адресаты лирики А.С. Пушкина



Цель:

Раскрыть красоту, благородство, искренность чувств поэта; чтение стихотворений «Храни меня, мой талисман» (1825), «»Я помню чудное мгновенье» (1825), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «Я вас любил…» (1829), «На холмах Грузии» (1829), «Мадонна» (1830); обучение исполнительскому анализу стихотворения; выступления учащихся с подготовленными сообщениями.


Литературные термины – психологическая деталь, метафора, эпитет


Оборудование – автоматическое рабочее место учителя для показа сменных слайдов



ХОД УРОКА


1 этап – организационный


Задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы и психологическую настроенность учащихся на предстоящее занятие.


1) Приветствие

2) Проверка подготовки класса

3) Определение отсутствующих

4) Организация внимания


2 этап – сообщение темы, цели урока



1. Тема Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты лирики А.С. Пушкина


2. Сообщение цели урока (слайд: портрет Пушкина)

3. Вступительное слово учителя.


Молодой Пушкин был влюблен не один раз до женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой. В отличие от дружбы, в которой А.С. Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство переходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя «страстям мятежным», но, как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.

Но в стихах пушкинских говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными.

Не стоит, читая «Я вас любил», «На холмах Грузии», искать ответ на вопрос кого имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви или повторяя, как заклинание, «печаль моя полна тобою» («Тобой, одной тобой…»).

В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» отразились две встречи с Анной Павловной Керн – в 1819 и 1825 годах, но реальная жизнь поэта, в которой за шесть лет было немало других женщин, бесконечно далека от поэтической картины, созданной в этом произведении.

Любовь для Пушкина – лирика, предмет высокой поэзии.

И каждая влюбленность несла ему как прилив вдохновения, так и страдание. Но молодой поэт любил чисто и открыто.



3 этап. Реализация домашнего задания


Задачи: Установить правильность и сознательность выполнения домашнего задания, выразительно читать стихи, выявить умения и навыки осмысления идейно-художественных особенностей стихотворений, используя исполнительский анализ стихотворений.

Чтение стихотворений «Храни меня, мой талисман» (1825), «»Я помню чудное мгновенье» (1825), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «Я вас любил…» (1829), «На холмах Грузии» (1829), «Мадонна» (1830) выборочно.

Исполнительский анализ стихотворения.


4 этап. Выступления учащихся с сообщениями.


Задачи: Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала. Выявить умения и навыки при выступлении с сообщением. «Смысл жизни в любви – главный предмет поэзии А.С. Пушкина» (учащиеся во время выступления записывают опорную лексику в тетрадь)


1 сообщение. Анакреонтические мотивы в ранней любовной лирике Пушкина. Романтический образ талисмана и поэтическая философия гармонии в стихах «Храни меня, мой талисман» (Воронцова), «На холмах Грузии» (Раевская)


2 сообщение. Лирическая автобиография в стихотворении «Я помню чудное мгновенье» (Керн) Романтический мотив воспоминания в стихотворении «Не пой, красавица, при мне…»


5 этап. Усвоение новых знаний, проверка понимания нового материала.


Задачи: Выявление умений и навыков частичного идейно-композиционного анализа стихотворения. Добиться от учащихся восприятия, осознания, осмысления материала, выработать соответствующие умения и навыки.


1) Выразительное чтение учителем стихотворения «Я вас любил»

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

1829

Вопрос: В стихотворении много психологических деталей. Какие?

Ответ: пик чувства пройден, поэта не беспокоит «болезнь» любви. Он пишет в тот момент, когда чувство уже угасает, но еще «угасло не совсем». В его душе оживает любовь – воспоминание!


Вопрос: Какая это была любовь? Подтвердите средствами поэтической выразительности.

Ответ: Это была любовь невысказанная, «безмолвная», не связанная с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью.


Вопрос: Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви?

Ответ: Он делает это тонко, деликатно, желая, чтобы «другой» любил женщину также искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упреков, ни обид, ни безнадежности.


Вопрос: Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте?

Ответ: В этом стихотворении, как и в большинстве стихотворений 1820-х годов, нет портрета возлюбленной. Черты любимых женщин Пушкин часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Говорить о них поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщин создаются с помощью сравнений и аналогии.


Слово учителя: В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» Пушкин сравнивает возлюбленную с «мимолетным виденьем», с «гением чистой красоты», ее «голос нежный» не сливался с житейским шумом, а «милые черты» являлись ему в снах.


Вопрос: Как воссоздана в стихотворении духовная жизнь поэта?

Ответ: Как и в стихотворении «Я вас любил», здесь на первом плане – субъективные впечатления о женщине. С особой силой в стихотворении подчеркивается мысль о том, что вместе с женщиной появляются «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь», которые уходят, когда женщина исчезает из памяти, из снов поэта.

Именно любовь способна дать человеку высшее наслаждение. Любовь – символ духовного возрождения. Даже сама надежда на «позднюю любовь», может быть, только на ее «улыбку прощальную», способна примирить поэта с мрачной безрадостной жизнью. Надежда на то, что новая любовь впереди, – самая высокая и светлая надежда Пушкина.


Слово учителя: Образ героини стихотворения создается с помощью «загадочных» слов: «мимолетное виденье», «гений чистой красоты».


Вопрос: Какие чувства и ассоциации вызвали у вас эти выражения? Какие эпитеты помогли бы раскрыть возникший в вашем воображении женский образ?

Ответ: Героиня кажется бесплотным призраком, таинственным и прекрасным. Она возвышенная, идеальная, неземная и одновременно непостижимая, невыразимая, чудесная.


Адресаты лирики Пушкина (сообщение учащихся)


*М.Н. Раевская – На холмах Грузии (1829), Редеет облаков летучая гряда, погасло дневное светило.

*А.П. Керн-Я помню чудное мгновенье

*Послания Ек. Н. и Ел. Н. Ушаковым – В отдалении от вас, Ответ

*Ел.К. Воронцова – жена новороссийского генерал-губернатора М.С. Воронцова, в подчинении которого находился Пушкин в Одессе. Ей посвящены стихи «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман»

*Амалия Ризнич – Простишь ли мне (1823)

*Н.Н. Гончарова – Мадонна (1836)

*Ек. Бакунина


6 этап. Вывод.


Задачи: Установление осознанности учащимися связи отношений между фактами биографии Пушкина и его лирикой о любви, формирование у учащихся самостоятельных выводов.


Вопрос. Что объединяет стихотворения А.С. Пушкина о любви? Чем современны они в наше время?


7 этап. Подведение итогов.

Задачи: Проанализировать работу учащихся на уроке, отметить и оценить лучшие выступления


8 этап. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Домашнее задание:

  1. Стихотворение по выбору учащегося наизусть

  2. Тезисный план ответа с использованием опорной лексики. При подготовке использовать учебники

  3. Дополнительное задание сильным учащимся. Написать сочинение по теме «Любовная лирика Пушкина»


9 этап. Заключительное слово учителя


Главной задачей урока было рассмотрение любовной лирики Пушкина. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях Пушкин показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту и вдохновение на написание прекрасных стихов.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ