Конспект урока по Литературе "Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского"

Тема урока: Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского


I. Организационный момент

II. Объяснение нового материала

(1 слайд)

Сегодня на уроке предметом нашего разговора станет город, который по праву считается северной столицей нашей Родины – Петербург. Мы узнаем историю создания города и вспомним, как раскрывается тема Петербурга в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, узнаем, как раскрывается образ северной столицы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», как влияет город на героев романа «Преступление и наказание».

I. История города на Неве

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн…

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу…

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою сильной стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам…

- О ком в данном отрывке поэмы говорит А. С. Пушкин?

(2 слайд)

Мы с вами знаем, что Великий император Пётр I поставил перед важную историческую задачу – овладеть Балтийским побережьем, выходом в морское пространство, расширить экономические, торговые связей, поднять престиж России в глазах крупных, экономически развитых стран (3 слайд). В течение 21 года – с 1700 по 1721 г. – шла Северная война. Сначала нашу армию преследовали неудачи. Военная весна 1703 года принесла, наконец, России долгожданную первую победу. После ряда жестоких поражений, Пётр практически на одном энтузиазме да благодаря фанатичной преданности горстки единомышленников овладел шведской крепостью Ниеншанц. Он решил закрепить успех, построив на захваченной территории русскую крепость. Выбор пал на удобно расположенный Заячий остров. Даже не укреплённый, остров казался естественной преградой в устье Невы. На нём и была заложена крепость. Как гласит легенда, Петр I самолично вырезал два пласта дёрна, положил их крестообразно и сказал: «Здесь быть городу» (4 слайд). Затем он начал копать ров, в который поставил ящик, высеченный из камня (5 слайд). Ящик прикрыл каменной плитой с надписью «От воплощения Иисуса Христа 1703 года мая 16, основан царствующий град Санкт-Петербург великим государём царём и великим князем Петром Алексеевичем, самодержавцем всероссийским». В это время в небе появился орёл и стал парить над островом. На месте закладки города Пётр установил подобие ворот с перекладиной. Орёл опустился на перекладину. Пётр взял его, посадил на руку и вошёл в ещё не существующий город. Таким образом, орёл как посланец богов и символ силы в мифологии различных народов мира должен был подтвердить божественное происхождение царя и самого города. Это было гораздо важнее того непреложного факта, что орлы вообще над Невой не появляются.

Однако до Полтавского боя (27 июня 1709 г.) – решающего сражения в Северной войне - государь не думал здесь устраивать столицу и только предполагал создать порт и сильную крепость. После Полтавской битвы он писал графу Апраксину: «Ныне уже совершённый камень во основании Санктпетербурха положен с помощью Божиею». Эта победа над шведами уверила Петра, что он стал твёрдо на берегах Невы, и с этого времени Пётр деятельно занялся постройкой нового города.

Вопреки логике и здравому смыслу Петербург стремительно поднимался из «тьмы лесов и топи блат». Небывалый размах строительства единодушно отмечали все иностранные дипломаты и путешественники, побывавшие в то время в Петербурге. Правда, цена этой стремительности и размаха была чудовищно высока. По словам Ключевского (известный историк), «едва ли найдётся в военной истории побоище, которое вывело бы из строя больше бойцов, чем сколько легло рабочих в Петербурге и Кронштадте».

«Работных людей» на строительство Петербурга сгоняли со всех губерний Российского государства. Они осушали болота и прорывали каналы, спрямляли реки и прокладывали дороги, укрепляли берега и возводили пристани. По недостатку землекопных орудий и других инструментов большая часть работ производилась голыми руками, и вырытую землю люди носили на себе в мешках или даже в полах платья. Почва была болотистая, люди и лошади гибли в огромном количестве. Титанический труд людей позволил видеть Петербург середины XVIII века вполне сложившимся городом европейского уровня.

Прошло сто лет, и юный град, (6 слайд)

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат (7 слайд)

Вознёсся пышно, горделиво…


Слава Петербурга росла. Росла его популярность.

II. Экскурсия по Петербургу (8 слайд)

Пётр I желал видеть Санкт-Петербург лучшим городом мира, в связи с недостатком отечественных зодчих император вынужден был приглашать на строительство города архитекторов из-за рубежа. В Петербурге работали зодчие разных национальностей: швейцарец Доменико Трезини, итальянец Марио Фонтана, француз Жан Батист Леблон, немец Андреас Шлютер и др. Наряду с ними город строили и русские зодчие: М. Г. Земцов, И. К. Коробов, Н. Г. Усов, П.М. Еропкин и др. Сколько архитекторов и скульпторов отдали свой блестящий талант городу на Неве! И явились миру Медный всадник (9 слайд) и Невский проспект (10 слайд), Зимний дворец (11 слайд) и Александровская колонна (12 слайд), Ростральные колонны (12 слайд) и Биржа (13 слайд)…

Площади, соборы (14, 15 слайды), набережные северной столицы(16 слайд) – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Петербург – это город рек (17 слайд), каналов, садов (18 слайд), мостов (19 слайд), театров, музеев (20 слайд). Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость (21 слайд), Храм Воскресения Христова (22 слайд), Адмиралтейство ( 23 слайд), стройная башня которого стала символом города.

Петербург недаром называют музеем под открытым небом – в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров (24 слайд) нескольких эпох: барокко, ампир, классицизм, модерн (25 слайд). Каждое направление представлено во всём разнообразии, а стиль лучших архитекторов узнаваем и неповторим.

(26 слайд)

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье, (27 слайд)

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный, (28 слайд)

Твоих задумчивых ночей(29 слайд)

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,(30 слайд)

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла…(31 слайд)


Петербург, северная столица России, город белых ночей… Им пропитана отечественная литература. В Санкт-Петербурге жили и творили многие выдающиеся писатели, о Петербурге нельзя не писать, сюжеты многих произведений разворачиваются в городе на Неве. И у каждого писателя Петербург свой. Перед тем, как мы увидим, какой Петербург изображает Ф. М. Достоевский, мы вспомним Петербург А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.

(32 слайд)

III.Петербург в творчестве А. С. Пушкина

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Скука, холод и гранит!

( А. С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»)

С Петербургом связана большая часть жизни великого поэта. Здесь созданы поэмы «Полтава», «Домик в Коломне», «Руслан и Людмила», последние главы «Евгения Онегина», повести «Дубровский» и «Капитанская дочка». Петербург был и его домом, и его тюрьмой (33 слайд). Вдали от северной столицы поэту легче дышалось, чем в светском чиновничьем Петербурге. Об этом свидетельствуют письма Пушкина: «Жизнь моя в Петербурге ни то, ни сё. Кружусь в свете, жена моя в большой моде – всё это требует денег, деньги достаются мне через труды, а труды требуют уединенья».

В творчестве Пушкина есть два Петербурга – город, созданный титанической волей Петра, «полнощных стран краса и диво», и город маленьких людей, которым величественный Петербург был чужд, таких, как Евгений из поэмы «Медный всадник». (34 слайд)

- Что случилось с героем поэмы Евгением? (7 (19) ноября 1824 года – самое страшное наводнение в Петербурге)

- Почему он восстал против Медного всадника? (Защищал своё право на частную жизнь простого человека с простым человеческим счастьем).

Пётр I, в своих великих государственных заботах, не думал о беззащитных и маленьких людях. Великий город подавляет простого человека, подавляет его личность. Отсюда контраст «города пышного» и «города бедного».

(35 слайд)

IV. Петербург в творчестве Н. В. Гоголя

Более семи лет жизни Гоголя связаны с Петербургом. Сначала этот город ошеломил его. На каждом углу здесь поражали контрасты. Пышные парадные подъезды особняков на Английской набережной и заплёванные, мрачные дворы домов на Гороховой и Екатерининском канале. Несчастлив, унижен жизнью в этом городе Акакий Акакиевич Башмачкин («Шинель»). (36 слайд)

- Почему жаль становится Акакия Акакиевича?

- Почему мы Акакия Акакиевича можем назвать маленьким человеком? (Он несчастен, унижен жизнью в этом городе).

- Как изображают Петербург А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь?

(37 слайд)

V. Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Хочу вам напомнить, что роман «Преступление и наказание» написан в 1866 г., пять лет прошло после отмены крепостного права. Прежнее мироустройство распалось, ещё не сложились новые отношения. В эти годы наблюдается расцвет пьянства, преступности, нищеты.

Продолжает ли Достоевский традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя в изображении Петербурга? Как влияет город на героев романа «Преступление и наказание»? На эти вопросы мы ответим сейчас.

(38 слайд)

Дома вы читали часть первую романа «Преступление и наказание» и отвечали на следующие вопросы:

  1. Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?

  2. Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались Раскольникову на улицах. Какое впечатление они произвели на вас и почему?

  3. Опишите жилище Раскольникова, семьи Мармеладовых, трактир. Ваше впечатление?

  4. Что больше всего поразило вас в отношении людей друг к другу?


Давайте ответим на вопросы домашнего задания (после ответов на каждый из вопросов идёт полный доклад определённых обучающихся)


Ответ на первый вопрос: С самого начала романа мы узнаём, что действие происходит в чрезвычайно жаркое время. «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки…». И ещё: «На улице жара стояла страшная к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, - всё это разом потрясло и без того расстроенные нервы юноши». Из этого описания я вижу отвратительный город, в нём не хочется жить. Мы знаем, что герой идёт делать «пробу» своему преступлению, от этой детали город становится более мрачным, отталкивающим. Автор подчёркивает и ещё одну деталь – летнюю невыносимую жару, духоту, вонь, которые мутят сознание Раскольникова, подгоняют его к совершению преступления.

Картину города, в котором невыносимо жить главному герою, дополняет и ещё одно описание: «Нестерпимая же вонь распивочных, которых в этой части города было особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины». В первой части более 10 раз повторяется слово «пьяный»: кнутом Раскольникова стеганул пьяный кучер, сам Раскольников, возвращаясь от Алёны Ивановны «точно пьян» стал от мысли об убийстве, пьяный Мармеладов, толпы пьяных, входящих и выходящих из распивочных, пьяная девочка на улице, преследуемая толстым господином, пьяный кучер во сне Раскольникова. Пьяные люди ещё более усиливают чувство отвращения от города (39 слайд). Нужно сказать, что в этой части Петербурга, где поселил Достоевский героя, находилось «особенное множество распивочных». В Столярном переулке, где жил Раскольников, располагалось 16 домов (по восемь с каждой стороны). В газете того времени «Петербургский листок» об этом переулке сообщалось: «В этих 16-ти домах помещается 18 питейных заведений, так что желающие насладиться подкрепляющей и увеселительной влагой, придя в Столярный переулок, не имеют даже никакой необходимости смотреть на вывески: входи в любой дом, даже на любое крыльцо, - везде найдёшь вино». Действие разворачивается в серединных улицах города, которые заселены были «портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.» Дома в этой части города теснятся длинными сплошными рядами разной протяжённости, высоты и окраски. Здесь построены «доходные» дома, т.е. сдаваемые внаём мелкому рабочему и чиновничьему люду. Тех, кто строил эти дома, не волновало удобство и красота. Единственным требованием к строителям было – приспособить дом к более плотному заселению жильцами, чтобы выжать как можно больше платы за квартиры. Дома с небольшими комнатушками были густо заселены людьми. Окнами на улицу выходили более дорогие просторные квартиры с парадными входами (40 слайд). А за низкими, давящими сводами ворот открывалась целая система дворов-колодцев, куда никогда не проникало солнце. Везде тёмные углы, грязные серые стены, как бы напоминая о тупиках и безнадёжности всего существования живущих здесь людей. В таком доме жил Раскольников. Возвращаясь от Мармеладовых, Раскольников идёт на Сенную площадь (41 слайд). «Около харчевен в нижних этажах, на грязных, вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого рода сорта промышленников». Здесь Раскольников и повстречал Лизавету Ивановну и узнал, что завтра в определённое время старуха-процентщица дома будет одна. Сенная площадь – главный рынок северной столицы. Народ толпился на Сенной с раннего утра до позднего вечера. Здесь торговали скотом, овсом, дровами, сеном, съестными припасами и прочим. Площадь убиралась крайне редко, она была покрыта отбросами, в воздухе пахло гнилью. «Сенная удопроходима только для потерявших обоняние: бараки с преющими рогожами, с гниющей парусиной, с грязными проходами между балаганов, наваленными разными испортившимися продуктами… Со всех сторон… охватывает пыль, духота, зловоние», - писал о Сенной площади «Петербургский листок».

(42 слайд) В Петербурге Достоевского красота дворцов, садов, великолепных архитектурных сооружений, благоухание природы, свежесть - всё не для героев романа. Город Петра равнодушен к страданиям простых людей.

- Мотив духоты, толкучки, вони, грязи, усиливается описанием внешнего облика людей. Как выглядят люди, присутствующие в романе?

Ответ на второй вопрос: Люди, встречающиеся на срединных улицах романа, – одеты крайне плохо, потому что это бедные чиновники, ремесленники, часто опустившиеся на дно жизни люди без работы, много пьяных (нужно сказать, что первоначально Ф. М. хотел назвать своё произведение «Пьяненькие» и в центр поставить бывшего чиновника Мармеладова) (43 слайд). Фёдор Михайлович, описывая Раскольникова, замечает, что герой «замечательно хорош собой», однако «он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился бы выходить в таких лохмотьях на улицу»; мы видим (44 слайд) Мармеладова с жёлтым, отёкшим, зеленоватым лицом, с красноватыми глазками, он «одет был в старый, совершенно оборванный чёрный фрак, с осыпавшимися пуговицами… Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая…. На его платье и даже в волосах кое-где виднелись прилипшие былинки сена. Очень вероятно было, что он пять дней не раздевался и не умывался. Особенно руки его были грязны, жирные, красные, с чёрными ногтями»; видим старуху-процентщицу с «вострыми и злыми глазками», белобрысыми волосами, жирно смазанными маслом, с шеей, «похожей на куриную ногу»; перед нами предстаёт Катерина Ивановна, «ужасно похудевшая женщина» «с раскрасневшимися до пятен щеками», «запёкшимися губами…».

(45 слайд) Герои Достоевского, которых мы видим на улицах, вызывают у меня неприятное ощущение: они грязные, жалкие, безобразные. И в то же время это люди глубоко несчастные, многие из них вызывают жалость.

- Федор Михайлович для создания образа города, который делает своих жителей несчастными, применял приём «сгущения красок»: то есть давал нам описания улиц, одежды, а также описания жилых комнат и общественных заведений. Всё это помогает читателям ярче увидеть жестокость и несправедливость общественного устройства, жизненный тупик, когда человеку «некуда пойти». Как же описаны жилища героев, трактир?

Ответ на третий вопрос: (46 слайд) Роман начинается описанием жилища Родиона Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру». Автор подчёркивает далее по ходу романа, что каморку герой нанимал от жильцов. То есть у тех, кто сам снимал квартиры, кто сам не имел своего дома, это замечание «от жильцов» как символ крайней неустроенности, неукоренённости героя. И ещё: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными… обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Мать Раскольникова замечает: «Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб». Неприятное чувство от этого жилья, такая квартира только способствует совершению человеком преступления. Раскольников, мучающийся угрызениями совести от задуманного им преступления, идёт в трактир. «Он уселся в тёмном и грязном углу, за липким столиком… Стояли крошёные огурцы, чёрные сухари и резанная кусочками рыба; всё это очень дурно пахло. Было душно, и всё до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было сделаться в пять минут пьяным». Здесь та же вонь, грязь, духота, что и на улице. Хочется чистого воздуха, а здесь как будто всё заражено пьянством и нечистотой. Когда мы видим комнату Мармеладовых, они живут в античеловеческих условиях: семья из пяти человек живёт в проходной комнате «шагов десять длиной», через эту комнату с бедной обстановкой проходит квартирная хозяйка и её гости; трое детей истощены, напуганы жестоким обращением матери; жена Мармеладова в полубезумном состоянии мечется по комнате; «в комнате душно, но окна не отворены, с лестницы несло вонью, но дверь на лестницу не была затворена; из внутренних помещений, сквозь непритворённую дверь, неслись волны табачного дыма, она кашляла, но дверь не притворяла».

Куда бы мы не вошли: в каморку Раскольникова, в трактир, в комнату Мармеладовых – самое сильное ощущение – тесно, грязно, духота давит. Становится страшно за этих людей, жалко.

- Как относятся друг к другу жители города? Что вас больше поразило в их отношении друг к другу?

Ответ на четвёртый вопрос: Больше всего в отношениях людей друг к другу в романе поражает скорее даже не равнодушие, а злорадство: чужое горе приносит радость окружающим. (47 слайд) Беда в доме Мармеладовых притягивает «наглые смеющиеся головы с папиросками и трубками…среди них виднелись фигуры …в неприличных костюмах». Потешались они над горем семьи, над плачущими детьми. Человек в романе Достоевского одинок, раздавлен бедностью, заражён безнравственностью.



III. Выводы по теме урока. Выставление оценок

- Докажите, что Достоевский продолжает традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя в создании образа Петербурга? Какой приём Достоевский применяет для создания образа города, так негативно влияющего на человека?

(48 слайд) – запись в тетради.

Достоевский продолжил и развил традиции Пушкина и Гоголя в изображении северной столицы, показав её не «державным городом, а прибежищем нищих, голодных детей, трактирных завсегдатаев, оборванцев, уличных девок, униженных и оскорблённых», городом, где рождается и терпит крушение теория Родиона Раскольникова. Достоевский применяет приём сгущения красок, чтобы показать враждебный человеку город, который гнетёт, давит, создаёт атмосферу безысходности, доказывает преступность устройства российского общества в пореформенный период XIX века. «Двойственность Петербурга писатель увидел не в контрасте «пышного» и «бедного», а во внешнем великолепии с безрадостной изнанкой». Страшный в своей безжалостной красоте, высокомерный к судьбам отдельного человека, – таким воспринимал его Ф. М.» (49 слайд)


- Писатель изображает гнетущую обстановку безысходности жизни человека, заставляя за судьбами людей увидеть образ преступного мира, где так безмерно унижен и придавлен человек, где человеку «некуда пойти», и подвести к выявлению основной философской проблемы романа – к конфликту между человеком и миром. Как этот конфликт будет решаться Родионом Раскольниковым, это тема наших будущих уроков

IV. Домашнее задание: (50 слайд)

Написать сочинение «Петербург в творчестве Ф. М. Достоевского по роману «Преступление и наказание».

Ответить на вопросы:

а) Как родилась у Раскольникова идея убийства и на чём она основана?

б) Перечитать сцену убийства старухи-процентщицы и Лизаветы и подумать, что несёт обездоленным теория Раскольникова?








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ