Конспект урока по Литературе «Своеобразие поэмы «Песня про … купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова» 7 класс
Тема урока: «Своеобразие поэмы «Песня про … купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формирование представления о своеобразии поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про … купца Калашникова»
Задачи урока: 1.Образовательные:
1.Познакомить учащихся с эпохой Ивана Грозного как основой, на которой строится повествование;
2.Выявить черты фольклора в поэме Лермонтова;
3.Познакомить учащихся с иллюстрациями к поэме «Песня про … купца Калашникова».
2.Развивающие:
1.Продолжить развивать умение работать с художественным текстом.
3.Воспитательная:
1.Воспитание у учащихся нравственных качеств через образы поэмы Лермонтова.
Формы организации деятельности учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная.
Материально-дидактическое оснащение урока:
Используемое оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор, интерактивная доска.
Программное обеспечение: MS Power Point, генератор тестовых заданий на базе языка Visual Basic 6.0
Демонстрационный материал: презентации к уроку.
Планируемый результат: учащиеся узнают, что исторической основой поэмы служит эпоха Ивана Грозного, что поэма близка к фольклорным традициям, познакомятся с иллюстрациями к поэме Лермонтова, сравнят характеры главных героев, выявят нравственный идеал автора в поэме.
Ход урока.
І. Оргмомент.
ІІ. Основное содержание урока.
(Звучат гусли 13 века)
Учитель:
Здравствуйте! Садитесь!
К доске все обратитесь.
Тема здесь урока нашего.
Требую вниманья вашего!
Поэма – жанр лиро-эпический,
Развёрнутый сюжет,
Лирический герой,
Большая лаконичность – со стороны одной,
Эмоциональная насыщенность – со стороны другой.
Пред нами Лермонтов с поэмой.
Есть суть в ней? И о чём она?
Направим взгляд свой на неё –
В чём своеобразие её?
Ребята, тесты перед вами.
Решить их надобно сейчас.
Я оценю усердье ваше,
Не ошибитесь. В добрый час!
– Индивидуальная работа с тестом.
1.Реализация домашнего задания. (Некоторые учащиеся класса получили индивидуальные задания, подготовить выступление на 3-5 минут с мультимедийной презентацией.
Жиронкин Александр и Рыбин Илья представят рассказ об эпохе Ивана Грозного.
Зинько Алина, Александрова Наталья, Кузнецова Вероника выявят черты фольклора в поэме Лермонтова.
Воробьёва Дарья расскажет об иллюстраторах поэмы и продемонстрирует иллюстрации к поэме.)
Учитель:
Давайте разберёмся вместе,
Что за эпоха то была?
Кто правил балом повсеместно,
Чья правила тогда рука?
— Рассказ об эпохе Ивана Грозного (приложение 1)
Учитель:
Поэма «Песнею…» зовётся,
А песни пел всегда народ,
Фольклор народный льётся – льётся…
Со всех страниц, со всех сторон.
— Рассказ «Песня про купца Калашникова» - романтическая поэма с фольклорными традициями (приложение 2)
Учитель:
Художники поэму уважали,
Читали, но всё чаще рисовали,
Алёну с мужем, грозного царя,
Народ честной, пиры, опричника.
— Рассказ об иллюстрациях к поэме на фоне оркестрового вступления к опере Мусоргского «Хованщина» (приложение 3)
Учитель:
В поэме это всё!
А в жизни как?
Алёны есть ли среди нас?
И как нам поступить подчас?
2. Работа в группах «А как в жизни?..» (приложение 4)
1. Разрешите ситуацию.
Задеты честь и достоинство человека и его близких. Существует несколько способов защиты чести, но в каждом из них необходимо обнародовать случившееся, т. е. разгласить семейную тайну. Как должен поступить настоящий мужчина? Есть ли подобная ситуация в поэме М.Лермонтова?
2. Разрешите ситуацию.
Человек привык быть активным. У него есть воля, сила, чувство уверенности в себе. Появилась цель, достижение которой имеет для него особенное значение. Все ли средства хороши для этого? Что является нравственной чертой, границей, которую никому не позволено переступать? Есть ли в поэме Лермонтова герой, переступивший в своих действиях нравственную черту?
3.Разрешите ситуацию.
Кирибеевич влюблён в Алёну Дмитриевну. Можно ли назвать настоящей, истинной любовь Кирибеевича? А любил ли её муж? Докажите свои мысли.
– Обсуждение.
Учитель:
Сравним героев главных – двух мужчин.
Хотя сопоставленья неуместны.
Один – подлец, другой – герой.
Об этом мы узнаем из таблицы.
3.Нравственный идеал автора.
– Давайте сравним героев.
Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича. (приложение 5)
Калашников
Средства создания характера
Кирибеевич
нет портрета, т.к. в облике героя это не важно
Портрет
«очи тёмные», «широка грудь», «удалой боец», «буйный молодец», «усы чёрные»
хочет отомстить за жену;
вызывает Кирибеевича на кулачный бой;
не открывает царю причину, из-за которой он убил Кирибеевича
Поступки
обманул царя Ивана Васильевича;
обманом хотел овладеть чужой женой;
испугался, когда Калашников назвал своё имя на кулачном бою
царь очень разгневан тем, что Калашников убил его опричника, и приказал убить героя
Отношения
с Иваном Грозным
царь любит своего опричника, дарит ему перстень для Алёны, не зная, что она замужем
Калашников смел, честен, им движет защита чести жены
Поведение
в кулачном бою
Кирибеевич, узнав, что Калашников – муж Алёны, очень испугался. Поэтому первым нанёс удар Калашникову
Народ сочувствует Калашникову
Отношение народа
к героям
Кирибеевича народ боится, никто не согласился биться с ним в кулачном бою
– Кто отвечает нравственному идеалу автора? Почему?
– Каков нравственный идеал автора?
Учитель:
Пусть усмехнётся Васнецов,
Билибин, с ним и Суриков …
Мы краски все испробуем,
Сотворить попробуем
Пусть и не художники,
Но рисуем мы.
Рисуем иллюстрации
От сердца, от души.
5. Группа «Читатели» представляет свои рисунки к поэме Лермонтова, дополняя их цитатами из текста.
Учитель:
Дорожки разноцветные вас ждут уже, друзья!
Умники и умницы, вперёд, скорей сюда!
Вопросы интересные вас ждут уже, друзья!
Умники и умницы, покажите знания!
6. Игра «Умники и умницы». (приложение 6)
7. Итог урока. Дети получают буклеты, в которых отражены все этапы урока. (приложение 7)
Учитель:
Подошёл к концу урок.
Работали на славу!
Поэму изучили со всех её сторон.
Своеобразие нашли,
Рисунки посмотрели,
Теперь – оценки получите,
И дневники вы предъявите.
ІІІ. Домашнее задание.
Учитель:
Чтоб упрочить ваши знания,
Даю домашнее задание.
Выучить отрывок наизусть.
Ответ на вопрос «Что я понял, прочитав «Песню про …купца Калашникова»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ