Конспект урока по Литературе Тема: Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…» 5 класс
Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…»
ФИО учителя, образовательное учреждение, населенный пункт:
Воротникова О.Г., учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7
Себельдина Н.Н., учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей биологии Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель биологии МОУ СОШ №7
Предмет: литература и биология
Класс: 5 класс
Тема: Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…»
Тип урока (изучение нового материала, закрепление, урок-проект и т.д.): комбинированный урок.
Дидактическая цель – создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.
Цели по содержанию:
Образовательная – познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева; продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и составлению аналитического комментария художественного текста, развивать навык самостоятельной работы с текстом; выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения;
Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, развивать навыки индивидуальной работы, развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном, познакомить с животным и растительным миром заполярной тайги.
Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле, помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
Тип учебного занятия – заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.
Оборудование: тексты произведений, проекционное оборудование, компьютер.
Ход урока
Вызов
Эпиграф записывается в тетрадь: «Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)
2 слайд
Ученикам предлагается подобрать эпитеты к слову «природа», заполняется понятийное колесо
3 слайд
Учащиеся чертят в тетради таблицу, которую будут заполнять в ходе урока
4 слайд
Какие проблемы возникают во взаимоотношениях человека и природы? Ученикам предлагается прокомментировать два высказывания о природе:
Чтобы себя и мир спасти,
Нам нужно, не теряя годы,
Забыть все культы и ввести
Непогрешимый культ природы.
В. Федоров
Люди, которые не любят природы, - не любят и жизни, оставаясь равнодушным к солнцу, синему небу, всей божественной красоте мироздания.
Л. Н. Андреев
(ученики заполняют первую графу таблицы «знаю»)
5 слайд
Какие из этих проблем затрагивает В. П. Астафьев в рассказе «Васюткино озеро»?
6 слайд
Осмысление
Словарная работа ( ученикам предлагается объяснить значение слов, встреченных ими в рассказе):
Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», - говорит один из героев. Значит, не везет.)
Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.
Бурелом – деревья, поваленные бурей.
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Затесь– зарубки на стволах деревьев.
Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.
Паромы – сети.
Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.
Тягун – подводное течение.
7 слайд
Вопросы по содержанию текста:
В чем необычность ситуации, описанной в рассказе?
Попробуйте описать героя.
Что произошло с героем и почему?
Как бы вы почувствовали себя в подобной ситуации?
Что ему помогло изменить ситуацию?
8 слайд
Проверка индивидуальных заданий:
1. Один ученик должен был сформулировать правила поведения человека в тайге («Законы тайги»), опираясь на текст рассказа:
«От затесей далеко не отходи – сгинешь».
Идёшь в лес – бери еду, спички, соль.
«Тайга хлипких не любит!»
2. Два ученика должны были сформулировать «Тайны тайги», опираясь на текст рассказа:
Кедровка – птица полезная. Она разносит по тайге семена кедра.
Глухаря берут с собакой. Глухарь смотрит на лающую собаку, а охотник незаметно подходит с тыла.
Заполярная тайга не страшна зверьми.
Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.
Трава растёт обычно возле больших водоёмов.
Если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.
Эхо. Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.
У костра заблудившегося скорей заметят.
С какой стороны у дерева ветвей больше – там юг.
Кровянистое небо – завтра ветер будет.
Вызвездило – к холоду.
9 слайд
10 слайд
Что бы вы могли подсказать герою, используя ваши знания о природе?
11 слайд
Рефлексия
Проверка домашнего задания («Двухчастный дневник»
12 слайд
Что мы сегодня узнали о взаимоотношениях человека и природы? Ученики в ходе разговора заполняют вторую графу таблицы («Узнал»)
Как слова Б. Паскаля связаны с нашим сегодняшним разговором?
Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая. (Б. Паскаль)
13 слайд
«Тот, кто правильно указывает на мои ошибки,- мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - тот мой друг…»
Сюнь-цзы
Кого можно назвать учителем и другом героя рассказа?
14 слайд
Домашнее задание
Заполните третью графу таблицы (хочу узнать)
15 слайд
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ