Урок внеклассного чтения по повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая...»
МБОУ «Первомайская СОШ»
филиал в селе Новокенское
Урок внеклассного чтения по повести
А. Приставкина «Ночевала тучка золотая...»
Подготовила
Учитель русского языка и литературы
МУХОРТОВА РИММА ВЛАДИМИРОВНА
«Мы дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего»
А . Блок
Повесть Анатолия Игнатьевича Приставкина «Ночевала тучка золотая...» в числе лучших произведений советской литературы была удостоена Государственной премии СССР. Датированная 1981 годом, она была издана лишь в 1987 («Знамя», № 3, 4) и повествует о событиях 1944 года. Яркие картины происходящих в ней трагических событий, вера в наши идеалы да еще щемящая правда — вот что составляет ценность этого произведения.
Учащиеся заранее прочитали повесть, так что урок внеклассного чтения явился итогом большой самостоятельной работы по анализу ее сюжета, исторических событий и главных действующих лиц произведения. Урок был построен в форме беседы по вопросам,
Вступительное слово учителя
Повесть, по признанию автора, сложилась за шесть месяцев. А. Приставкин пережил описанное сам, но до 80-х гг. не мог приступить к написанию, так обжигала его тема сиротского военного детства. А.Приставкин родился в 1931 г. в Люберцах Московской области. Сам детдомовец, он этот материал не изучал, для него описанное — боль непроходящая.
Начинал он как поэт, со стихами был принят в Литературный институт и, даже перейдя на прозу, продолжал писать, как он сам говорил, по законам поэзии. И действительно, его книга «Маленькие рассказы» — о военном детстве многим запомнилась своей прозрачностью, чистотой интонации, музыкальным ритмом.
События повести «Ночевала тучка золотая...» происходят на Кавказе, издавна привлекавшем внимание наших писателей и делавшем их творчество ярче.
- В каких произведениях классиков нашла отражение тема Кавказа? Вспомним «Кавказский пленник» Пушкина, «Утес» Лермонтова, строкой из которого озаглавлена повесть Приставкина. Вспомним отношение Печорина к горцам или героев из повести «Хаджи Мурат» Л. Толстого. У больших русских писателей не было неприязни к покоренным царизмом народам. У Л. Толстого и М. Лермонтова мы встречаемся с уважительным отношением к противнику, а сами горцы вызывают у писателей восхищение своей храбростью, чувством собственного достоинства. В произведениях русской прозы даны прекрасные картины гордой природы Кавказа.
- Докажите эту мысль примерами из произведений классиков.
Исторически сложилось так, что царизм пытался покорить Кавказ. Это была война захватническая. В то же время именно русские люди принесли на Кавказ европейскую культуру и многое другое, что помогло населяющим его народам выйти из вековой феодальной отсталости.
В годы Великой Отечественной войны отдельные отщепенцы из народов Северного Кавказа изменили Родине, перейдя на сторону фашистов. Расплата была жестокой. Целый народ — чеченцы, как и многие другие, населяющие Северный Кавказ, по воле Сталина оказался наказанным и изгнанным в одночасье с родных земель. Недаром центральным метафорическим образом повести становится образ движущейся в историческом водовороте огромной страны. «Вся Россия была в движении, вся Россия куда-то ехала, и мы были внутри ее потока, плоть от плоти — дети ее»,— писал А. Приставкин от лица главных героев повести одиннадцатилетних близнецов Кольки и Сашки Кузьминых («Кузьменыши»).
Длинная цепь трагических, порой просто жутких событий, пройдет перед нами, пока мы дочитаем повесть до конца. Мотив голодного сиротства проходит через всю повесть: главные герои повести потеряли семью, оторвались от родных мест.
Они попадают в Томилинский детский дом. В 1944 г. Подмосковье очищалось от потенциальных преступников, какими были они — воспитанники детской колонии. И ее переводят на Кавказ, как раз в то время, когда оттуда, по приказу Сталина, увозят в Сибирь в зарешеченных вагонах коренное чеченское население. Это была трагическая страница в истории кавказских народов. Много лет спустя А. Твардовский в своей поэме «По праву памяти» скажет: «...в час лихой, закон презрев, он мог на целые народы обрушить свой верховный гнев».
Какими вам представляются главные герои повести?
Сашка и Колька так похожи, что характеристику на них в детдоме составляют одну на двоих.
Живо рисует писатель характер каждого из близнецов через восприятие Кольки, у которого хватило воли не доесть в гостях у воспитательницы кусочек сахара: «Сашка вон ест быстрей, у него терпежу мало. У меня побольше, зато он умный, мозговатый, а я деловитый».
Потом он, Колька, подарит этот сахар, величайшее богатство для голодного ребенка, своему брату Сашке. «Ему будет сытнее, если он съест два кусочка»,— заботливо думает мальчик о брате. Он был всегда двигателем, мотором их маленькой дружной семьи, а Сашка — мозговым центром, ее умом.
Светлая у мальчиков душа. Несмотря на то, что и приводы в милицию были из-за того, что стащили на базаре огурцы, и не только за это, несмотря на то что страх смерти постоянно присутствует в повести.
Как сказывается обстановка страха на жизни людей, населяющих станицу?
Отсюда, из Березовской станицы, было выселено коренное чеченское население. Оставшиеся чеченцы ушли в горы. И оттуда вели свою расплату с заселившими их дома приехавшими из центра страны людьми. Поэтому живут переселенцы, не выходя за ворота, не зажигая огня.
Все происходящее в повести дано сквозь призму детского восприятия. Отсюда — и построение сюжета, основанное на разгадывании тайн, на попытке проникнуть в то, что стоит за репликами и недомолвками взрослых. Все кругом чего-то бояться. Страх — движущая сила многих событий повести. Как страх в романе А. Рыбакова «Дети Арбата», когда люди с ужасом прислушиваются к шороху шин очередного «воронка», увозящего новую жертву.
Страх этот усилился, когда в колонии по непонятной мальчикам причине случился пожар. Он усугубляется другими трагическими событиями: во время взрыва автомашины погибла шофер Вера, трижды сбегавшая из фашистского плена, чуть не погибла любимая воспитательница Регина Петровна, вдова летчика, мать двоих маленьких детей — самый близкий для Кольки и Сашки человек. Наконец, разгромлена колония. Кажется, что трагическим событиям нет конца...
Почему же все-таки события в повести не создают впечатления уныния, обреченности?
В повести много светлого, детского. Это и проказы Кузьменышей, их братство. Это и любимая ими Регина Петровна. По словам Достоевского, «мир спасут любовь и красота». И мальчишек спасает от духовной деградации красивый человек — воспитательница. Когда они видят ее красивый халат, видят ее красивое лицо, чувствуют, как прекрасна она в любви и к своим и к чужим детям, это возрождает в близнецах надежду и веру в потерянную любовь, человечность, доброту и чуткость. Сашка и Колька - это те дети, которые не знают, как приятно, когда их гладят по голове. Регина Петровна погладила и тем спасла.
Да, детства не было. Но дети — были! И чтобы прояснить для нас их сложный, неуютный, но все же незамутненный душевный мир, А. Приставкин вводит в свою трагическую повесть юмор. Иногда он мягкий, иногда это смех сквозь слезы. Например, история с «Глашей» (так прозвали чудесную галошу, с помощью которой близнецам удавалось воровать с фабрики сладкие консервы)
Комическое в повести не только разрядка, но и свидетельство самой жизни.
Какое чувство у вас вызывают страницы, связанные с голодным детством? Можно ли оправдать поступки ребят, в том числе и воровство?
Голод постоянно мучает детей, толкает их на поиски пропитания, не всегда праведные. Мы, нынешнее поколение, в большинстве своем не знаем этого состояния. Маленькие же герои Приставкина с возмущением слушают страницы романа «Война и мир», где дряхлеющий Кутузов нехотя ест во время Бородинского боя курицу. Им это кажется невероятным. И доверие к классике после этого навсегда было подорвано, так как золотая мечта детдомовцев — прорваться за обитую железом дверь хлеборезки и вдоволь наесться хлеба.
Прочитайте страницы, связанные с голодом. Какое чувство они у вас вызывают?
«Слюна закипела во рту. Схватывало живот. В голове мутнело. Хотелось завыть, закричать и бить, бить в ту железную дверь (хлеборезки), чтобы отперли, открыли... Пусть потом в карцер, куда угодно... Накажут, изобьют, убьют... Но пусть сперва покажут, хоть от дверей, как он, хлеб, грудой, горой, Казбеком возвышается на искромсанном ножами столе... Как он пахнет?!
Видел Сашка в одном довоенном кино, будто прямо на улице булочная стоит, а кто-то заходит и покупает вот такое белое... и говорит: «Батон, мол, купил!» Неужто не понарошку продавали? Да без карточек! Да прям целиком!» Вокруг темы голода и способов его утоления выстраиваются многие эпизоды повести.
Как раскрывается в повести А. Приставкина «мотив детской брошенности»?
Мальчишек осиротила война, она лишила их ребячьих радостей, толкает на путь преступлений, уничтожила даже то единственное, чем они были богаты,— родство, близость: отняла у Кольки брата- близнеца Сашку.
Расскажите о страницах, связанных с братством, с дружбой двух несчастных детей войны.
Колька, везя труп брата, вспоминает, какое счастье было иметь рядом Сашку. «Ты залез в изоляторе под кровать, где я лежал больной, и сказал: «Я принес тебе ягодку смородины». И я выздоровел. А потом, когда в поезде одолела дизентерия, ты же встал, ты же смог доехать, потому что нас было двое». И в конце повести на вопрос знакомого: «Кто он, Сашка или Колька?» — он печально отвечает: «Я обои».
Прочтите горькие страницы бегства братьев и гибели одного из них.
«Колька своими глазами увидел, какую смерть принял его брат. От увиденного помутился рассудок. Он с ужасом разглядывал убитого брата, распятого на заборе. А изо рта у того торчала кукуруза. Он стоял с уже выклеванными воронами глазами. По ногам сгустками стекала кровь. И вся трава под ногами сплошь покрыта загустевшим студнем. А из живота «торчали початки с развевающимися метелками». Это самые сильные и драматические страницы повести. И мальчик, погрузив тело брата в маленькую тележку, увозит его труп отсюда, увозит навсегда. Колька сразу «повзрослел и помудрел». Он с горечью размышляет: «Неужто мы с тобой через всю страну приволоклись лишь для того, чтобы нам тут кишки вырезали и вместо них совали кукурузу? Мол, жрите-обжирайтесь нашим добром, чтоб изо рта торчало».
Убили мальчика чеченцы, спустившиеся с гор мстить за себя, за оставленные селенья и сады, за поруганное кладбище предков.
Как же мы сейчас должны относиться к той непростой и трагической действительности? Как теперь оценивать искривления в национальных отношениях?
Трудно в этих печальных и горестных условиях провести гуманистическую мысль, которую высказала Регина Петровна: «Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди». Это говорит женщина, сама пережившая страх смерти от пули чеченца. Те, что спустились с гор, чтобы убить ее, были с мальчиком-чеченцем. Он намеренно подтолкнул отца под локоть, и тот промахнулся. Ей чудом удалось спастись, хотя потом она и лечилась от нервного потрясения.
Идет необъявленная война. Нашим автоматчикам, приехавшим поддерживать порядок, горцы устроили засаду и расстреливали сверху в упор. А эти автоматчики горевали, что скоро конец войне, их друзья очищают Европу, а «им надо со старухами и детьми малыми воевать». Чеченцы отчаянно мстят. Мстят ни в чем не повинным русским людям, мстят взрывом единственной в колонии автомашины, убийством Портфельчика, гибелью Сашки.
Чеченцы убили Сашку, Но Колька не испытывает к ним ненависти. Мальчик не поддался озверению и сохранил свое сердце. Возобладало не чувство мести, а братская любовь. И эта любовь помогала выжить прежним Кузьменышам, помогла и новым.
Почему? Кто вернул его к жизни?
Он считает мальчика-чеченца своим названым братом. Тот его, больного, истерзанного потрясением, с помутневшим сознанием, спасает, выдавливая в рот по капле из ягодки винограда. С ним, Алхузуром, не расстается Колька, с ним уезжает из детприемника, назвавшись его братом, в места уготованные для изгоняемых с родных земель народов.
Естественны ли, на ваш взгляд, мысли одиннадцатилетнего мальчика, или это мысли зрелого писателя сегодняшнего дня: «И того, кто тебя убил, убьют. А вот если бы он (убийца) мне попался, я, знаешь, Сашка, не стал бы его убивать». Я сказал: «Слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем. Нас привезли сюда жить, так мы и живем. А потом мы бы уехали отсюда все равно. А теперь видишь, как выходит. Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли — тебя убьют.
Разве нельзя сделать так, чтобы никто никому не мстил? А все люди были живые, вот как мы, собранные в колонии, рядышком живем!»
Так где же выход? Есть ли спасение?
А. Приставкин отвечает на эти мучительные вопросы утвердительно. Спасение — есть, оно в детях, которые всегда неизменно добрее и интернациональнее, в их интуитивном стремлении обрести опору в живом существе, неважно, брат ли он тебе по крови или по духу, по судьбе. И если этой опоры нельзя найти в мире взрослых, то дети, Колька и чеченец-сирота Алхузур, находят ее друг в друге. Ведь это во имя обретенного в нечеловеческих муках кровного братства Колька не простил любимую воспитательницу Регину Петровну за ее пусть и вынужденное, но все же отступничество.
Тяжело читается повесть, тяжело еще и потому, что понимаешь, что в прошлом у нас еще много недосказанного, а то и просто неоткрытого. А когда мы читаем о том, как согнанные с родных земель люди возвратились и разбирают дорогу, сложенную из надгробных камней их предков, думаем, что должна быть историческая справедливость. Во имя этой справедливости, сострадания и человечности и написана повесть. Она звучит как страстный призыв к добру правде и совести, призыв, который должен услышать каждый.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ